«КАРТА ЗНАНИЙ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
«КАРТА ЗНАНИЙ» КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Уварова Т.В.
г. Братск, МБОУ «СОШ № 35»
То, что мы делаем, меняет нас больше,
чем то, что делают с нами.
Ш. П. ГилманВ стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся как к педагогу, так и к образовательному учреждению. Так, наша школа готова учиться, и мы с 1 сентября этого года приступили к введению ФГОС основного общего образования в рамках муниципальной пилотной площадки.
Но, для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех уровнях образования. Каждый этап образования, должен решать собственные ключевые задачи, которые будут определять выполнение образовательных целей на последующих этапах.
Схема 1
Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения
Начальный этап
( 1-5,6* классы)
Подростковый этап
(7-9 классы)
Этап самоопределения
(10-11 классы)
Самостоятельность,
инициативность,
ответственность
молодых людей
Контрольно-оценочная
самостоятельность младших школьников
Учебная самостоятельность
подростков
Способность учиться на основе индивидуальных образовательных программ
*5,6 класс (как переходный этап образования)
Так, для того, чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой своих учебных действий в начальной школе, с одной стороны, и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы (7-9 классы), в переходный этап обучения (5-6 классы) необходимо особое внимание уделить формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников, которая является основой развития учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться) в 6-9 классах без которой не возможно продвижении в развитии УУД.
Решение данной задачи мы видим в организации индивидуальной работы учащихся по созданию в учебных курсах «карт знаний», системной работе с ней и последующему ее анализу, как части формирующего оценивания и процессуального педагогического мониторинга. В целом же, мы рассматриваем «карту знаний» как один из механизмов формирования и диагностирования УУД.
Термин интеллектуальная карта, или карта знаний, (Mind Map), в русских переводах «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «схемы мышления», был предложен Т. Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образование и управление. Эффективность метода интеллект-карт была исследована профессором Санкт-Петербургского университета Бершадской Е. А. Результативность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности, поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
«Карты знаний» — диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей идеей. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок.
Главными преимуществами «карт знаний» перед другими методами являются, то что:
пишем: с удовольствием, быстро, мало;
видим: взаимосвязи структуру, изложения материала, логику;
развиваем: мышление, память, воображение;
задействуем: весь потенциал, творчество.
запоминаем: сразу много, качественно.
Основные свойства «карт знаний»:
Наглядность. Всю тему (проблему, вопрос) с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.
Своевременность. Карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр «карт знаний» через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
При создании «карт знаний» можно использовать поисковую систему Интернет, программу ConceptDraw MINDMAP.
«Карта знаний» - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, которая позволяет формировать и развивать метапредметные УУД, так как для ее создания ученику требуется:
- находить конкретные сведения, факты – т.е. развивать коммуникативные УУД;
- определять главную мысль текста; вычленять основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы – познавательные УУД,
- а самое главное это развитие регулятивных УУД: определение границ своего «знания» (где работает или не работает освоенный способ действия) и формулирование предположений о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).
Рефлексивная индивидуальная работа с «картой знаний» по предмету может помочь учащимся целенаправленно выбирать и отбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-практических задач, позволит школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших содержательных движениях.
Таким образом, «карта знаний» в переходный этап образования может стать средством планирования, удержания предметной логики в ходе учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете. В отличие от начальной школы, где подобная работа по планированию и изучению материала разворачивается только как коллективное действие, на переходном этапе составление «карт» частично становится индивидуальным действием.
С учетом, имеющегося опыта работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в начальной школе в работе с «картой знаний» можно выделить следующие этапы:
1 этап - этап «запуска» (сентябрь)
Выполнение стартовых коллективных проектов по созданию «карты построения учебного предмета на данный учебный год. (может проводится с использованием «концентрированного обучения», когда один предмет изучается в течение одной недели в месяце). Результатом такой работы становится «карта знаний» данного учебного предмета, составленная на основе индивидуальных «карт» учащихся. «Карта» в большом формате вывешивается в классе, а запись о ее создании появляется на первой странице тетради «Мои достижения…» каждого учащегося.
2 этап - работа с «картой знаний» (октябрь-апрель). На этом этапе работы дети постоянно должны иметь дело с построенной «картой». На ней могут исчезать какие-то вопросы или наоборот появляться, она может наполняться новыми содержанием, которое не могло возникнуть в период ее создания. Все это отражается прежде всего на большой «карте», которая весит в классе (мы договорились, что синим цветом дети обозначают изученный материал в 4 классе, красным – материал, который требует проработки (это выясняется после проведения первой диагностической работы), зеленым цветом обозначается новый материал, изучаемый в этом году.). Учащиеся вместе с учителем «прокладывают маршрут» по ней в течение учебного года, все время его корректируя.
В тетрадях у детей помимо общих «маршрутов» движения должны фиксироваться свои личные вопросы, трудности, «радиальные индивидуальные маршруты», которые ученик совершал для преодоления своих проблем и трудностей. Обычно такая специальная работа с индивидуальными «картами» проводится на учебных занятиях после очередной проверочной работы.
3 этап - рефлексивный этап (май)
Этот этап работы также целесообразно строить с помощью концентрированного обучения.
Учащиеся на основе своих персональных «карт» составляют для себя итоговую проверочную работу. Это оказывается возможным, если пятиклассники в разновозрастном сотрудничестве с младшими школьниками в течение года составляли им подобные проверочные работы. Учитель помогал им, обучая принципам составления, проведения и оценки таких работ. Получив такой опыт, дети могут перенести его на себя.
После составления индивидуальных работ проводится обсуждение их вариантов, выявляются предложенные детьми критерии оценки с целью полнее отразить в проверочных работах основной «маршрут» движения каждого ученика по своей «карте».
В отличие от начального этапа обучения, где в конце года всем дается одинаковая итоговая проверочная работа учителем, в пятом классе учащиеся с помощью «карты» могут сами для себя составить подобную работу. Если у ученика возникнут затруднения в составлении проверочной работы, учитель может предложить ему свою работу или работу одного из учеников класса.
Выполнив итоговую проверочную работу, учащиеся пишут сочинение, анализируя в нем результаты своего годового пути, например, «Мой путь движения по «карте» знаний русского языка в этом году». Происходит совместный разбор этих сочинений и нанесение на карты разными цветами «точек» (мест) достижений и «точек» (мест) затруднений учащихся. Это первоначально делается на индивидуальных картах, а потом на общей. После такой работы сразу становятся видны наиболее «рискованные» места движения класса, и, наоборот, места «успеха» класса.
На разных предметах лучше использовать разные формы проведения заключительного (рефлексивного) этапа при работе с «картой», чтобы не снижать интерес учащихся к этой работе.
Основное условие эффекта от работы с «картой» - ее системность и последовательность обращений к ней от сентября до мая.
Полученный навык работы по составлению и работе с «картой знаний» на переходном этапе образования будет необходим учащимся на последующих этапах образования, где предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей - учение учащихся по индивидуальным учебным планам.Таким образом, в ходе работы с «картами знаний» учащийся овладевает формирующим (формативным) оцениванием – оценивание для обучения. Оно помогает ученику и учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно идет процесс учения и обучения.
Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Учащиеся могут через домашнюю самостоятельную работу корректировать свой путь движения в учебном материале.
Формирующее оценивание необходимо как учителю, так и ученику для того, чтобы проводить диагностику, как идёт процесс обучения/учения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения).
Таким образом, при соблюдении всех описанных выше психолого-педагогических условий организации образовательного процесса на переходном этапе в 5-6 классах ожидаемыми результатами являются:
осуществлен плавный, мягкий, постепенный и не кризисный переход школьников на основную ступень образования;
сформировано стремление и, отчасти, способность ребенка самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
контрольно-оценочные действия учащихся в значительной мере приобрели индивидуальный характер;
созданы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребенка – право на качественное образование.
Список используемой литературы
Воронцов А.Б. Методические рекомендации по организации и проведению рефлексивной фазы учебного года. М., ОИРО, 2010.
Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д. Международная Ассоциация «Развивающее обучение». Открытый институт «Развивающее образование». Сетевая Федеральная инновационная площадка (ФИП). Экспериментальный Учебный комплекс «Школа развития». Подростковая школа развивающего обучения в условиях введения Федерального государственного стандарта основного общего образования. Шаг первый: 5-6 классы. 2012-2014 учебные годы.- М.: 2012г.
Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников // под ред.П.Г.Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина - Красноярск, 2006.- 132с.
Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5. Сайт: http://conceptdraw.f