ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС НОО


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС НОО
Автор: Носова Т.В. учитель начальных классов 
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д.
Своеобразие и новизна концепции.
1. применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2. использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3. повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4. расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5. обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Что такое презентация?
«Презентация»- переводится с английского как  «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Что дают такие уроки учащимся?
С удовольствием посещать предмет.
За счёт   повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
Что дают такие уроки учителю?
Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
Использовать   разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
Владеть основами работы на компьютере.
Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
Владеть основами работы в Интернет.
Очевидно, что в ближайшее время роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Мульти-медиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в     визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.).
Эта  технология  работает в информационно-образовательной среде, которая включает в себя два компонента: информационно-образовательные ресурсы и инструментарий. Информационно-образовательная среда моего 3 –го класса на уроках включает в себя: электронные приложения, диски с автоматизированной функцией проверки, интернет-ресурсы, проектор, экран, сканер и документ-камера. Возникает вопрос: как использовать эти инструменты для достижения планируемых результатов ФГОС?
Общеизвестно, что любые личностные новообразования (умения, способности, личностные качества) можно развить только в деятельности, поэтому на уроке, с помощью  ИКТ мы организуем деятельность учащихся. Структура урока не меняется. Применяем  ИКТ  практически  на любых этапах урока.
Рассмотрим новейшие инструменты: 
Интерактивная  СМАРТ-доска. С ее помощью можно демонстрировать презентации, изготовленные в программе PowerPoint, показывать видеоролики, отсканированные материалы и многое другое. Маркером можно делать пометки на экране.
Продукт-сортировщик слайдов (личностные УУД, познавательные УУД). Это задание можно предложить для работы в группе, в паре, для индивидуальной работы ( коммуникативные УУД). Все дети с удовольствием выполняют подобные интерактивные задания.
Следующий инструмент - документ-камера, она включена в цепочку: компьютер-доска.
Документ-камера позволяет:
продемонстрировать готовую работу классу, коллективно проверить (формируются личностные УУД) и работать с текстом прямо под глазком документ - камеры (познавательные УУД, коммуникативные УУД). Хорошо помогает на уроках изобразительного искусства и технологии при поэтапной работе всем классом.
Все эти возможности делают урок гибким. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.  Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.Использование информационных технологий очень помогает при подготовке детей к устному счету, словарным диктантам. Использование тренажеров по словарным словам во время урока способствует быстрому запоминанию.
Так, при  написании словарных слов дети знакомятся с новым словом, используя разные формы работы. После знакомства со словарными словами идет отработка их правильного написания.
Одним из видов запоминания является зрительное запоминание - вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным). Используются  приемы  зрительного  диктанта,  списывания  с  различными заданиями, проверки слов по словарику, использования  плакатов  или  таблиц, выделения орфограмм цветным маркером, подчеркивания их  в  тетрадях,  повторное письмо слов.
Хороший эффект при работе с тренажерами и тестами дает для обучающихся с хорошо развитой зрительной памятью. Подобную работу дети воспринимают как игровую деятельность. Во время урока слабоуспевающие дети работают с тренажером, остальным предлагаются другие виды работы. Ученикам такой вид работы очень нравится.
В этом году работая таким способом, мои дети добились большого прогресса в написании и запоминании словарных слов.
По нашим наблюдениям: использование ИКТ повышает работоспособность, активность учащихся на уроке, т.е. повышает познавательную мотивацию (личностные УУД).  Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения гибким, эффективным, динамичным, формировать все УУД в комплексе на каждом уроке.
 Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!
Литература:
Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г
.