Аналитическая записка Лучшая система оценки достижения планируемых результатов ООП


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ПУТЬ К УСПЕХУ»
НОМИНАЦИЯ
«ЛУЧШАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
( из опыта работы)
г. ЯРОСЛАВЛЬ 2016 г.
1.Вводная
«Подлинный смысл педагогики заключается
в том, чтобы даже человек, которому
трудно то, что посильно другим, не чувствовал
себя неполноценным, испытывал высокую
человеческую радость, радость познания, радость
интеллектуального труда, радость творчества» В.А.Сухомлинский
Школа №2 г. Ярославля открыта в 1972г. Все эти годы школа была обычной средней школой. Для учащихся и их родителей существовало и существует право выбора на образовательную программу и УМК, начиная с начальной школы. Сегодня школа является общеобразовательным учреждением с профильным обучением на уровне среднего общего образования. Контингент учащихся превышает норматив: 51 класс – комплект, из них 22 класса составляет начальная школа с количеством 598 человек, что соответствует наполняемости среднестатистической средней школы. 40% учащихся – это дети из микрорайонов других школ. Большинство учащихся начальной школы – это дети бывших выпускников, что говорит о высоком рейтинге школы и её востребованности.
(Приложение 1 « Комплектование 1классов за 4года»)
Школа является эффективно работающим образовательным учреждением, выполняющим заказ государства и общества на образовательные услуги. Существующая Программа развития позволяет сохранить функции развивающейся школы. Это подтверждается наличием у школы:
-статуса региональной инновационной площадки «Эффективный контракт и профессиональный стандарт педагога как новые механизмы развития актуальных компетенций современного учителя» и трех муниципальных площадок «Психолого – педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» «Реализация ФГОС на основе использования УМК «Перспективная начальная школа»,
«Тактика и стратегия действий образовательного учреждения по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности школьников в рамках созданной модели школы здоровья»;
- отсутствие жалоб на школу в вышестоящие органы управления образования;
- успешно действующий Управляющий совет;
- школа является стажерской площадкой для студентов ЯГПУ им. К.Д.Ушинского;
-по итогам 2014-15 учебного года школа вошла в число 10 лучших школ г. Ярославля.
Все это позволяет успешно реализовывать требования ФГОС и ООП НОО.
2.Основная часть
Требования, предъявляемые ФГОС к школе, запрашивают человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений знаний впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Изменения в содержании современного образования требуют изменения системы оценивания, поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации и индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении, помогли бы ребенку научиться самому оценивать свои возможности.
В соответствии с ФГОС НОО система оценки достижений планируемых результатов в нашей школе базируется на:
- комплексном подходе к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использовании планируемых результатов освоения основной образовательной программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценке успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценке динамики образовательных достижений учащихся;
- сочетании внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использовании персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации учащихся и неперсонифицированных процедур оценки;
- уровневом подходе к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их, ведение оценки индивидуальных образовательных достижений «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
Особенностью нашей школы является использование в образовательной деятельности идеологии проекта «Школа Нового Поколения» (в редакции Р.А. Лачашвили и Е.В. Орловой), в основе которой заложена методика «Я – концепция». («Обучаюсь – знаю – умею – могу – хочу – делаю – повторяю – стало привычкой – забыл , как научился – не могу делать иначе»).
(Приложение 2. «Личностное и организационное развитие в координатах принадлежности, экспансии и осознания в идеологии «Я - концепция»)
Наша модель рассматривает три базовых потребности личности, без которых
невозможно ее формирование и развитие.
Первая – потребность принадлежать чему-то большему, чем ты сам, которая определяется происхождением человека как биологического вида и всей историей развития этого вида.
Вторая – потребность в расширении границ своего существования, экспансии, росте, которая свойственна не только человеку, но и всему живому.
Третья – потребность в осознании своего существования, нахождении смысла своей деятельности.
Поэтому наша «Модель системы оценки достижения планируемых результатов» имеет вид:
Результат


Не могу делать иначе
Забыл, как научился
Стало привычкой
Повторяю
Делаю
Хочу
Могу
Умею
Знаю
Обучаюсь

Личностные результаты
технологии:
самоконтроля,
самооценки,
взаимооценки,
взаимоконтроля
фиксация:
карты наблюдений,
листы самооценки,
портфолио,
таблицы Метапредметные результаты
технологии:
самоконтроля,
самооценки,
взаимооценки,
взаимоконтроля,
прогнозирования
фиксация:
карты наблюдений,
листы самооценки,
портфолио,
таблицы Предметные результаты
технологии:
самоконтроля,
самооценки,
взаимооценки,
взаимоконтроля,
прогнозирования
фиксация:
электронный журнал,
дневники учащихся,
портфолио
В рамках этой модели развитие личности может быть представлено как процесс постепенного и во многом случайного «открытия» индивида своих способностей находиться в той или иной точке трехкоординатного пространства, чтобы затем использовать опыт этого открытия и пребывания там для дальнейшего совместного бытия с миром природы и миром людей.
Развитие личности, по методике «Я - концепция» определяет такие уровни отношений, как : « Я-Сам», « Я-Ты», « Я-Мы», « Мы-Они», « Я-Оно», «Я – Другой».
Идеология школьной образовательной системы должна учитывать, несмотря на региональные особенности и различия, что все мы живем в России, и ее будущее определяет наше будущее. Наше школьное сообщество разделяет базовые ценности государства (патриотизм, стремление к личному совершенству, самостоятельность и ответственность, гражданское общество как необходимая форма общественного бытия).
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому наш опыт работы в данном направлении мы считаем актуальным.
Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения в школе. Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, используя следующие инструменты: Светофор: зелёный – «Я знаю», жёлтый – « Я сомневаюсь», красный – «Я не знаю», оценочная лесенка (методика В. Г. Щур), оценочные шкалы, листы самооценки. Согласно методике «Я – концепция» это вырабатывает у ребенка чувство осознания оценки самого себя, навыки и привычки самооценки.
Формирование учебной самооценки решает следующие задачи развития:
1.Потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
2.Потребности в самоорганизации и самоизменении.
3.Памяти, внимания, мышления, восприятия.
Работа над формированием учебной самооценки не имеет временных ограничений, она индивидуальна. Условно в ней можно выделить три этапа:
1этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:
-мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности;
-формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.
2 этап. Умение контролировать свой результат по достижению цели, то есть:
-развитие умения описывать цель и результат достижения цели;
-формировать понятие «знания» как процесс достижения учебной цели.
3этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:
- использование заданий разного типа по учебным предметам;
- проведение диагностических срезов, контрольных работ.
Согласно идеологии «Я – концепция» это реализация принадлежности «Я – Сам».
В школе в работе по формированию учебной оценки используем разнообразные приемы и виды деятельности:
-самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок;
-предупреждение ошибок через тренировочные упражнения;
-сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника;
-комментированное письмо;
-работа в парах, группе, самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка;
-проверка работы учителем;
-работа «ассистентов» учителя (широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания);
- вид деятельности « Свобода выбора» (ребята выполняют разноуровневые задания, используя лист самоанализа и самооценки).
Постепенно оценка и взаимооценка способствуют формированию эффективной самооценки, что является одной из основных задач школьного образования. Часто это приводит к новому осмыслению ребенком отношения «Я-Сам», «Я – Мы», «Я – Они», заложенных в идеологии «Я – концепция». Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Практика «Оцени себя сам», в первую очередь, направлена на достижение личностных результатов.
Личностные результаты в школе рассматриваются с позиции трех компонентов:
- самоопределение (самооценка учащихся, эмоциональное отношение к школе);
- смыслообразование (преобладающие мотивы школьников);
- морально-этическая ориентация (знание морально-этических норм поведения, умение адекватно оценивать свои поступки и действия в соответствии с социальными и моральными нормами, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми).
Тем самым основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится на следующих критериях:
- внутренняя позиция учащегося;
- самооценка;
- мотивация учебной деятельности;
- знания моральных норм и морально-этических суждений,
(Приложение 3. «Критерии и показатели оценки личных результатов»)
Диагностику личностных результатов проводят педагоги-психологи, взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса.
Для оценки данных показателей используются следующие диагностические методы:
- Методика Лускановой «Что мне нравится в школе» (проективный рисунок и анкета).
- Методика «Лесенка».
- Типовые задачи для оценки УУД нравственно-этической направленности в процессе обсуждения и анализа поступков героев сказок, а также беседа с классным руководителем о работе учащегося на уроке (наблюдение).
- Готовность к школе, 1 класс (методика Семаго), готовность к среднему звену, 4 класс (набор методик: Тест Филлипса на тревожность; изучение характера атрибуции и др.).
- Изучение эмоционального состояния обучающегося с использованием модифицированного варианта теста Люшера (табличка с цветами).
- Опрос (беседа классного руководителя об особенностях взаимоотношений ученика со взрослыми (учитель) и сверстниками (наблюдение и анкета для учителя в 1 классе - шкала 5 и 6).
- При низких результатах по многим показателям в 1 классе дополнительно проводится методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе» (индивидуально).
(Приложение 4. «Оценка личностных результатов обучающихся 1-4 классов»)
(Приложение 5. « Готовность к школе»)
(Приложение 6. «Оценка личностных результатов в начальной школе»).
Использование данной методики диагностики позволяет выявить индивидуальные особенности формирования личностных результатов каждого учащегося. Особенностью нашей школы является создание психолого- педагогической службой школы специального психологичского курса «Тропинка к себе». Согласно идеологии «Я – концепция» - это формирование у учащихся убеждений, ценностей, мировоззрения, духовности и принадлежности личности к семье, дому, улице, городу, России, планете, всей Вселенной.
Данный курс направлен на создание условий для формирования личностных компетенций учащихся. В основу курса положен опыт работы школы в российско – шведском проекте.
Формирование метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия– качественно новая задача, поставленная перед школой.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Ключевые компетенции метапредметных результатов, заданные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формируются нами через идеологию «Я – концепция», по которой развитие личности можно рассматривать относительно трех осей.
(Приложение 2. «Личностное и организационное развитие в координатах принадлежности, экспансии и осознания в идеологии «Я - концепция»):
-формирование личности, обладающей заданными качествами;
-стремление к познанию окружающего мира и себя;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
В соответствии с ФГОС,  метапредметные результаты, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями являются теми «мостами», которые помогают преодолеть «горы знаний». При целенаправленной работе по достижению результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД. Невозможно измерить новые результаты только старыми методами, такими как контрольные и проверочные . В практике учителей нашей школы используются комплексные работы. Коммуникативные и регулятивные действия, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, оцениваются в ходе текущего, тематического и промежуточного контроля.
Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования проводится в форме неперсонифицированных процедур.
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос ( персонифицированный и неперсонифицированный).
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист самооценки.
Примером задания для оценивания  коммуникативных универсальных учебных действий
является задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) .
Приложение 7. «Задание «Рукавички».
Выполняя это задание учащиеся должны работать в паре.
Работа в паре и группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность, формируют умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формируют готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
При оценке метапредметных результатов на уроках учителя используют :
-устную самооценку (сегодня на уроке: я научился…, было интересно…, было трудно…, могу похвалить себя за то, что…, для меня было открытием то, что…);
-листы самооценки.
Оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года. Для ослеживания формирования метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), мы составляем технологические карты, которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий. Также в технологической карте представлены диагностики, с помощью которых учитель оценивает сформированность УУД. Опираясь на технологическую карту формирования УУД, учитель проводит диагностику каждого учащегося и заполняет индивидуальную карту сформированности УУД. На основе данных индивидуальной карты учитель составляет сводную карту сформированности УУД всего класса.
Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного образовательного процесса, учитель получает объективную информацию о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов учеников в условиях реализации ФГОС.
Оценка достижения предметных результатов в нашей школе ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В ходе текущего контроля учителя нашей школы применяют интерактивную систему оценивания, для отслеживания результатов учащихся в режиме реального времени. (школа являлась участником проекта «1 ученик – 1 компьютер»)
Оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируется в электронном журнале и учитывается при определении итоговой оценки.
Особенностью оценочной деятельности школы является использование безотметочного обучения в 1-2 классах по всем предметам.
Система безотметочного обучения в 1-2 классах используется нами много лет. Цель - создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Главная задача безотметочного обучения - формирование у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности. Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение следующей последовательности: сначала ученик сам оценивает собственную работу, затем работа оценивается одноклассниками и учителем. Таким образом, самооценка ученика предшествует оценке учителя. Это позволяет ученику увидеть, что любая учебная работа выполняется прежде всего для него самого, а не для учителя. Что поможет в будущем сформировать у учащихся ценностные отношения к знаниям.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальные продвижения каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.
С 3 класса вводится балльная система оценивания предметных результатов. Самоконтроль и самооценка учащихся, которые позволяют определить ученику свои потенциальные возможности, учебные достижения, а также осознать те проблемы, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности, остаются основными и на данном этапе обучения. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
При оценивании мы используем различные формы контроля и учёта достижений младших школьников:
-промежуточная аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тест, графическая работа, изложение, сочинение, доклад, творческая работа, диагностическая работа, проверочная работа, комплексная работа, интегрированный зачет;
-итоговая аттестация: контрольная работа, диктант, изложение, проверка осознанного чтения, проверочная работа, тест.
-стартовая диагностика, которая позвояет оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников, помогает установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы, характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования школы.
С 1 класса используется накопительная система оценки – Портфель достижений– портфолио. В портфолио учащихся школы включаются материалы, прописанные в стандарте, отражающие степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Обязательной составляющей портфолио достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий каждого ученика лично.
Главное правило – не сравнивать результаты ребенка с неким эталоном (достижениями более успешных учеников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов.
 Система оценки достижения планируемых результатов в нашей школе ориентирована на стимулирование стремления учащегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
3.Заключение
Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования в нашей школе естественным образом встраивается в образовательный процесс. Модель системы оценки достижения планируемых результатов представлена в приложении 8 «Модель системы оценки достижения планируемых результатов».
Эту модель мы апробируем на различных УМК, по которым работают в школе: « Школа 2100», « Перспектива», «Перспективная начальная школа».
В 2013 году к школе присоединили малокомплектную школу №19, в которой функционировали классы для учащихся с ОВЗ (VII вид). В данных классах также осваивается предложенная нами модель оценивания.
Используемые нами идеология «Я – концепция» и модель системы оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования позволяют нам формировать навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки, которые дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат.
Соблюдая преемственность между уровнями образования, наша система оценки имеет продолжение в основной школе.

Приложения
Приложение 1
«Комплектование 1классов за 4года»

Приложение 2
«Личностное и организационное развитие в координатах принадлежности, экспансии и осознания в идеологии «Я - концепция »
Осознанность
Обособленность
—Духовность
—Мировоззрение
—Убеждения, ценности
—Метазнания
29901753460—Знания
—Умения
— Навыки
— Привычки
КонцентрацияГлубинное "Я"
ЯЯ- ОноЯ- ТыЯ - МыМы - Они
—Семья
— Дом
— Улица
Город
Принадлежность
— Край
Россия
Инстинктивность
— Вселенная
— Планета

Приложение 3
«Критерии и показатели оценки личных результатов»
Критерии Показатели
внутренняя позиция учащегося отражение в эмоционально-положительном отношении учащегося к школе
самооценка осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех
мотивация учебной деятельности социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и морально-этических суждений способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Приложение 4
«Оценка личностных результатов обучающихся 1-4 классов»
Личностные результаты Классы Методы и методики
Стартовая диагностика Готовность к школьному обучению в 1 классе 1 - Диагностическая программа (Н.Семаго, М.Семаго).
Выходная диагностика Готовность к школьному обучению в среднем звене (4 класс) 4 - Комплекс диагностических методик: изучение уровня школьной тревожности (Филлипс), опросник мотивации (выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности), методика изучения самооценки личности «Лесенка» (модификация методики изучения самооценки личности Дембо-Рубенштейна), изучение эмоционального отношения к школе и школьным ситуациям (методика «Настроение»)
Самоопределение Самооценка 1, 2, 3 - Методика «Лесенка».
4 - Модифицированная методика изучения самооценки личности Дембо-Рубенштейна.
Особенности эмоциональной сферы и отношения к школе. 1, 2, 3 - Модифицированный вариант теста Люшера
4 - Методика «Настроение»
Смыслообразование Преобладающие мотивы 1, 2, 3 Методика Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе»
4 - Опросник мотивации
Морально-этическая ориентация Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений. 1, 2, 3, 4 - Обсуждение и анализ поступков героев сказок во время занятий.
- Беседа с классным руководителем о работе учащегося на уроке.
- Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой)
Особенности взаимодействия школьника со взрослыми (учитель) и сверстниками. 1, 2, 3, 4 - Экспертная оценка учителя, карта наблюдения Битяновой (5, 6 шкала).
- Наблюдение во время занятий и перемен.

Приложение 5
« Готовность к школе»
1. Готовность к школе (1кл) /
к среднему звену (4 кл): - полная готовность
- неполная готовность
- не готов
2. Мотивация: - высокая
- средняя
- внешняя
- низкая
3. Самооценка: - завышенная
- адекватная (норма)
- заниженная
4. Эмоциональная сфера: - сниженный эмоциональный фон, проявление негативных эмоций
- частая смена настроения (эмоций)
- повышенный эмоциональный фон, проявление положительных эмоций
5. Общение со взрослыми: - находит общий язык с педагогом, стремится к общению с ним, слышит и выполняет правила, требования
- нейтральное отношение к педагогу, слышит и выполняет правила, требования
- боится педагога, избегает общения с ним, требования не выполняет
6. Общение со сверстниками: - дружит со многими ребятами
- имеет маленький круг общения
- почти нет друзей, часто конфликтует с ребятами
7. Знание морально-эстетических норм и правил: - умеет правильно и самостоятельно оценивать поступки героев
- может правильно оценить, с помощью взрослого
- не может правильно оценить поступки героев
8. Уровень адаптации: - (А) полная адаптация (высокая адаптация)
- (НА) неполная адаптация (средняя адаптация)
- (Д) дезадаптация (низкая адаптация)

Приложение 7
«Задание «Рукавички»»
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их
одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности:
замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)
или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замыслаю
Приложение 8
«Модель системы оценки достижения планируемых результатов»
Результат

Не могу делать иначе
Забыл, как научился
Стало привычкой
Повторяю
Делаю
Хочу
Могу
Умею
Знаю

Обучаюсь


Предметные результаты
технологии:
самоконтроля,
самооценки,
взаимооценки,
взаимоконтроля,
прогнозирования
фиксация:
электронный журнал,
дневники учащихся,
портфолио
Метапредметные результаты
технологии:
самоконтроля,
самооценки,
взаимооценки,
взаимоконтроля,
прогнозирования
фиксация:
карты наблюдений,
листы самооценки,
портфолио,
таблицы
Личностные результаты
технологии:
самоконтроля,
самооценки,
взаимооценки,
взаимоконтроля
фиксация:
карты наблюдений,
листы самооценки,
портфолио,
таблицы

Приложение 6
«Оценка личностных результатов в начальной школе»
Кл.рук.
ФИО обучающегося Адаптация Готовность к школе/среднему звену Мотивация Самооценка Эмоциональная сфера, отношение к школе Общение со взрослыми Общение со сверстниками Знание морально-эстетических норм
класс 1 1 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4