Рабочая программа по предмету Мир природы и человека 1 класс. Для обучения на дому детей с ОВЗ.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для обучающегося с ОВЗ (аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития (легкая степень); системное недоразвитие речи (2 уровня)) 1 класса Шелофастова Ростислава. Обучающемуся рекомендовано обучение на дому.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции стандарта второго поколения.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
СанПин № 242 328615 от 10.07.2015г.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Письмо Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28.02.2003г. №27/2643-6.
Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающегося понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека» базируется на знакомых ребенку объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:
для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;
преемственная система знаний между названными предметами.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности обучающегося, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Учебный предмет «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры обучающегося.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
- формирование естествоведческих знаний, развитие понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
уточняет имеющиеся представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует знания о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит бережному отношению к природе.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самого обучающегося. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающийся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающегося к самостоятельному высказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для обучения. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием таких детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.       У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, он получает некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающегося, коррекции его мышления.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых ребенку объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Естествознание».
Класс
1
Год

Количество часов
1 час в неделю
33 часа

Ценностные ориентиры содержания курса
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающегося является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе составляют:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на другой вариант образовательной программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:


правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
уметь называть и показывать органы чувств человека.

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
различать объекты живой и неживой природы;
выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение.

Содержание курса.
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Сезонные изменения в природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомства со временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения
Части растений.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии.
Знакомство с животными своей местности.
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека.
Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.



Тематическое планирование.
№ п\п
Дата
Тема урока

I четверть
Основные виды учебной деятельности обучающихся




Сезонные изменения в природе


1


Влияние солнца на изменения в природе. Погода.
Проявляет интерес к окружающей действительности с помощью взрослого. Слушает инструкцию учителя, работает с символами по образцу при помощи учителя. Наблюдает за влиянием солнца на изменения в природе, понимает их. Слушает обращенную речь учителя и выполняет элементарные инструкции.

2


Знакомство со временами года, их название.
Осень. Признаки осени. Зима. Признаки зимы. Весна. Признаки весны. Лето. Признаки лета.
Проявляет интерес к окружающей действительности с помощью взрослого. Слушает инструкцию учителя, работает с символами по образцу при помощи учителя. Различает времена года по основным признакам. Слушает обращенную речь учителя и выполняет элементарные инструкции.

3


Растения осенью. Изменение окраски листьев, листопад, увядание трав. (Клён, акация, мать - и- мачеха). Экскурсия.
Проявляет интерес к окружающей действительности с помощью взрослого. Слушает инструкцию учителя, работает с символами по образцу при помощи учителя. Наблюдает за осенними изменениями растений. Слушает обращенную речь учителя и выполняет элементарные инструкции.

4


Животные осенью. Медведь, заяц.
Проявляет интерес к окружающей действительности с помощью взрослого. Слушает инструкцию учителя, работает с символами по образцу при помощи учителя. Узнает животных, знает об осенних привычках животных. Слушает обращенную речь учителя и выполняет элементарные инструкции.

5


Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого. Работает с символами по образцу с помощью учителя. Наблюдает за зимующими птицами, делает элементарные выводы. Слышит обращенную речь учителя и принимает помощь.

6


Одежда людей осенью.
Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого. Работает с символами по образцу с помощью учителя. Отделяет осеннюю одежду от остальной. Слышит обращенную речь учителя и принимает помощь.

7


Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днём и ночью: солнце, облака, звёзды. Смена дня и ночи.
Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого. Работает с символами по образцу с помощью учителя. Различает время суток, знает основные признаки дня и ночи. Слышит обращенную речь учителя и принимает помощь.

8


Время суток: утро, день, вечер, ночь. Их признаки. Деятельность человека в течение суток.
Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого. Работает с символами по образцу с помощью учителя. Различает время суток, знает основные признаки дня и ночи. Слышит обращенную речь учителя и принимает помощь.




II четверть


9


Живая природа. Растения.
Знает о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения.

10


Растения. Строение и сходство растений. Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Знает строение растений, называет части растений. Выполняет задания по алгоритму с помощью учителя. Отвечает на вопросы учителя.

11


Растения. Строение и сходство растений. Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Знает строение растений, называет части растений. Выполняет задания по алгоритму с помощью учителя. Отвечает на вопросы учителя.

12


Наблюдения за жизнью растений в своей местности.
Наблюдает за растениями. Определяет сходства и различия растений по графической схеме.

13


Рост растений. Образование плодов и семян.
Определяет сходства и различия растений по графической схеме. Составляет предложения по картинкам, отвечает на вопросы учителя.

14


Элементарные преставления о приспособление растений к разным условиям жизни жарких стран.
Узнает растения жарких стран, называет особенности приспособления растений к условиям жизни в жарких странах.

15


Элементарные преставления о приспособление растений к разным условиям жизни холодных стран.
Узнает растения холодных стран, называет особенности приспособления растений к условиям жизни в холодных странах.




III четверть
Сезонные изменения в природе


16


Время года зима. Признаки зимы, (солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает). Одежда и занятия детей зимой.
Знает о явлениях и состояниях неживой природы зимы. Называет основные признаки зимы. Выбирает зимнюю одежду из ряда картинок. Рассказывает о занятиях детей в зимний период.

17


Растения зимой. Зимний покой. Наблюдение. Птицы зимой (ворона, воробей).
Узнает о способах приспособления растений к зиме. Наблюдает за изменениями в жизни растений с приходом зимы. Узнает об особенностях жизни птиц в зимний период.




Животные


18


Общие представления о мире животных, их разнообразии, название различных групп животных (звери, птицы, рыбы, насекомые).
Называет и определяет различные группы животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. Распределяет животных на группы. Знает признаки разных групп животных.

19


Строение и сходство животных
Узнает строение животных. Сравнивает различные виды животных, находит сходства и различия.

20


Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом. Их сравнение.
Узнает животных жарких и холодных стран, называет особенности приспособления растений к условиям жизни в жарких, холодных странах. Сравнивает животных жарких и холодных стран, находит сходства и отличия.

21


Заяц. Место обитания, повадки, приспособления к смене времён года.
Узнает об особенностях строения и жизни зайца: место обитания, повадки, способы приспособления к смене времен года. Отвечает на вопросы учителя.

22


Медведь. Место обитания, повадки, приспособления к смене времён года.
Узнает об особенностях строения и жизни медведя: место обитания, повадки, способы приспособления к смене времен года. Составляет предложения по картинкам.

23


Весна. Признаки весны (таяние снега, появление насекомых,...)
Знает о влиянии солнца на сезонные изменения. Узнает о явлениях и состояниях живой и неживой природы весной. Узнает весну по основным признакам.

24


Признаки весны. Одежда и занятия детей весной.
Определяет время года по основным признакам. Выбирает весеннюю одежду из ряда картинок. Рассказывает о занятиях детей в весенний период.

25


Обобщение знаний по теме «Весна». Наблюдения за погодой.
Узнает весну по картинкам и основным признакам. Рассказывает об особенностях приспособления к жизни растений и животных к весне. Наблюдает за весенними изменениями в природе.




IV четверть
Человек


26


Человек. Части тела человека. Пол, возраст, имя, фамилия.
Определяет части тела человека по рисунку. Называет свой пол, возраст, имя, фамилию.

27


Гигиенические навыки.
Овладевает основными гигиеническими навыками. Узнает о значении гигиены в жизни человека.

28


Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.
Определяет по лицу человека его настроение. Показывает на картинке части лица, называет из. Определяет значение каждой части лица. Узнает о гигиене лица.

29


Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах.
Узнает о значении кожи. Узнает о правилах первой помощи при порезах, ожогах. Отвечает на вопросы учителя.

30


Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Узнает об органах чувств человека. Понимает их значимость в жизни человека. Составляет предложения по картинкам.

31


Осанка. Скелет и мышцы человека.
Понимает, для чего человеку нужен скелет и мышцы. Соблюдает правила посадки. Следит за осанкой.

32


Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Узнает об основных заболеваниях органах чувств. Знает меры профилактики заболеваний органов чувств. Узнает о профилактике травматизма.

33


Сезонные изменения в природе. Время года лето. Солнце долго светит, греет сильно, всё оживает.
Знает о влиянии солнца на сезонные изменения. Узнает о явлениях и состояниях живой и неживой природы летом. Узнает лето по основным признакам.




Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.

Адаптированная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека».











шђ Заголовок 215