Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии и физике Наука без скуки!
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
ПЛАН
Внеклассного мероприятия
по физике, химии и биологии
«Наука без скуки!»
Русских Татьяна Павловна
Коробкова Галина Павловна
преподаватели
общеобразовательных дисциплин
2015Методическая разработка составлена с целью формирования устойчивого интереса к предметам общеобразовательных дисциплин и будущей профессии. Методическая разработка предназначена для классных руководителей. В ней представлен материал для проведения мероприятия в игровой форме и слайд-презентацией.
Данное внеклассное мероприятия проводилось в рамках недели науки. Содержит познавательную информацию о жизнедеятельности и достижениях ученых, случайных открытиях в науке, видеофрагменты научных экспериментов и общие вопросы по предметам естественно научного цикла.
Разработчик: Коробкова Г.П.– преподаватель общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин «Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа»
Русских Т.П.– преподаватель общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин «Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа»
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Протокол № ___ от «____» _________ 2013 г.
Председатель ______________ /Богданова Г.В./
Рассмотрено и утверждено на заседании классных руководителей «Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа»
Протокол № ___ от «____» _________ 200__ г.
Председатель ______________
Дисциплина: Физика. Химия. Биология
Курс, группа: первый 311
Специальность: 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Тема: «Наука без скуки!»
Тип: Внеклассное мероприятие
Цель: Повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, популяризация научных знаний и открытий.
Задачи:
Развивающая:
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве предложенных фактов. Расширение кругозора студентов;
- развитие логического мышления;
- развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;
Воспитательная:
-воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии
-воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
-воспитание внимания, чувства ответственности, терпимости к суждениям товарищей,
-воспитание умения работать в команде.
Цель педагогическая (методическая) – создание условий для развития творческих способностей студентов через продуктивные методы обучения.
Методы обучения: активные, частично-поисковые
Приемы обучения: создание слайд-презентаций студентами, работа с учебно-методическим обеспечением.
Средства обучения:
ТСО: телевизор, ПК, оборудование для демонстрационных опытов;
Дидактический материал: слайд – презентации, видеофрагменты по физике;
Форма деятельности студентов: групповая;
Межпредметные связи: физика, химия, биология, техническая механика, материаловедение, строительные материалы и изделия.
Введение.
Проблема воспитания устойчивого интереса к науке и научной деятельности на данный момент для профессионального образования актуальна. Профессиональное образование в свете современного образовательного стандарта ставит перед преподавателями задачу научить студентов организовать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, вести поиск информации, работать в команде, эффективно общаться внутри группы, с руководством, преподавателями и сотрудниками не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.
Метапредметность используется для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Форма проведения: внеклассное мероприятие
Применяемые педагогические технологии: технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела.
Этап Личностно-Ориентированное КТД
Коллективное целеполагание Как потенциал личностного развития
Коллективное планирование Индивидуальный вклад и авторство
Коллективная подготовка Добровольность и индивидуальность
Проведение коллективного дела Возможность не группового участия с учетом самоопределения в отношении ролей, поручений
Коллективный анализ Развитие себя как индивидуальность
Использованные формы работы: фронтальная беседа, работа в группах, работа во временной творческой группе при подготовке домашнего задания. По своей структуре классный час условно был поделен на несколько смысловых блоков:1 блок: Проблемно – мотивационный блок. В настоящее время тема мотивации очень актуальна. Ведь большинство из нас понимает, что главной движущей силой человека является именно мотивация. Если у вас нет сильного мотива к достижению цели, то, скорее всего, вы не получаете желаемое. 2 блок: Информационный - аналитический блок. Информация стала неотделимой составляющей нашей жизни и насущной потребностью людей, а умение работать с информацией является составляющей личности. Самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительные источники.
3 блок: Рефлексивный блок. Через рефлексию – студенты учатся размышлять, рассуждать и применять имеющиеся знания и способны применять их в нестандартной ситуации.
Содержание классного часа, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия, уровню развития группы.
На начальном этапе внеклассного мероприятия наблюдался некоторый психологический дискомфорт, который корректируется помощью при распределении обязанностей в команде, коррекцией действий по тактическому общению, владению общей педагогической культурой при работе со студентами. На мой взгляд, цель достигнута и задачи, решены.
Планируемый результат мероприятия: В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:
самостоятельно осуществлять деятельность учения
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
формирование компетентностей в предметной области, саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного получения нового социального опыта
В сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
осуществлять поиск информации;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Подготовительный этап:
Данное мероприятие подразумевает работу в команде. Для этого группа делится на 2 команды.
Проведение мероприятия требует определенной подготовительной работы, в процессе которой студенты самостоятельно работают с литературой и интернет ресурсами.
Подготовка сообщений и подбор материала по следующим направлениям:
Знание биографии и открытий ученых физиков и химиков
Изучение материала «Случайные научные открытия в области естественных наук»
Подготовка материала для работы команд, с использованием ЦОР.
Создание слайд-презентации к уроку с использованием иллюстративного материала и научной информации по соответствующей тематике.
Ход урока.
1. Организационный момент (2мин.)
- Проверка готовности команд.
2. Основной этап мероприятия.
2.1. Этап «Смысловые ассоциации» (3мин.)
Составить возможное число ассоциаций, возникающих у студентов, со словом «Наука». Одна ассоциация приносит 1 балл.
2.2. Этап «Великие ученые» (5мин.)
Работа со слайд - презентацией «Великие ученые». Студентам предлагается краткая биография и фотография ученого. Их задача – угадать имя ученого.
Альфред Нобель
Этот ученый был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Его называют «динамитным королем», его именем названа международная премия мира.
Мария Склодовская-Кюри
Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии. В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония)
Майкл Фарадей
Британский физик, химик, один из основоположников развития физико-химии. Заложил основы учения об электромагнитном поле. Обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом. Открыл (1831) электромагнитную индукцию — явление, которое легло в основу электротехники.
Андрей Дмитриевич Сахаров
Один из авторов самого страшного оружия — водородной бомбы, он стал обладателем Нобелевской премии мира! Он предсказал появление интернета
“Через 50 лет я предполагаю создание всемирной информационной системы (ВИС)… Исчезнут все барьеры обмена информацией между странами и людьми»
А.М.БутлеровОсновоположник теории строения органических соединений.
С детства интересовался химией, пытался изготовить то порох, то «бенгальские огни», что однажды привело к сильному взрыву. За это стоял в углу с табличкой «Великий химик». Впоследствии эти слова стали пророческими.
Д.И.Менделеев.
Он был семнадцатым и самым талантливым ребенком в семье, его хобби было – шить кожаные чемоданы. Свой закон он открыл во сне.
М.В. Ломоносов
В возрасте 19 лет молодой человек ушел из родного дома пешком в Москву. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику. Основоположник молекулярно-кинетической теории.
Исаак Ньютон
Английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики.
Леонардо да Винчи
Этот ученый был первым из живописцев, он является основополож- ником анатомии человека, на его счету множество изобретений. Он разрабо-
тал чертеж «предка» современного вертолета. Создал устройство для поднятия воды. Он настолько опередил свой век, что невольно начинаешь верить в фантастическую теорию о его прибытии из будущего.
Бенджамин Франклин
Его называют одним из «отцов-основателей» США, его портрет напечатан на стодолларовой купюре. Именно он ввел обозначение электрически заряженных состояний «+» и «–» Стал разработчиком громоотвода, и полезных бытовых изобретений: например, кресло-качалка. Кроме того, именно он предложил (из соображений экономии) осуществлять переход на летнее время. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2.3.Блиц - турнир (25мин.) – интерактивная игра «Загадки науки!»
Команды поочередно называют тему и номер вопроса на игровом поле;
Время для обсуждения – 1 минута;
При правильном ответе команда получает от 1до5 баллов;
При отсутствии ответа команды происходит переход хода
В игре представлены 4 раздела:
«Общие вопросы»;
«Случайные открытия»;
«Черный ящик»
«Наука и эксперимент»;
Вопросы к первому разделу «Общие вопросы»:
Какое поле нельзя засеять, а в этом поле найденный кулон нельзя повесить на шею?
Что такое « царская водка »?
Назовите порошкообразный вяжущий материал, которые при взаимодействии с водой, превращается в прочное камневидное тело широко используемое в строительстве
4. Космический корабль летит со скоростью 8км/час. Может ли скорость мухи, летающей в кабине космического корабля, быть больше скорости самого корабля?
5. Вы услышали эхо через 2с. На каком расстоянии оказалось препятствие. Принять скорость звука равной 340 м/с.
Вопросы ко второму разделу «Случайные открытия»:
Тележка для супермаркета
Французский садовник выращивал и продавал растения в Англии. Для их транспортировки требовалась более прочные горшки, так как они постоянно разбивались и растения гибли. Однажды он попробовал слепить кадку для пальмы из цемента. Он поместил одну деревянную бочку в другую, залив промежуток между стенками цементом. Для большей прочности получившуюся бочку он заключил в железный каркас и полил сверху жидким цементом для красоты. После затвердения эта бочка оказалась на редкость прочной. Какое изобретение сделал садовник?
Железобетон
1877 году он запатентовал железнодорожные шпалы из железобетона
1880-1883 годах железобетонные мосты, балки, перекрытия, здания своды.
Железобетонные изделия обладают большим рядом положительных качеств значительно дешевле остальных
обладают пожаростойкостью по сравнению с деревом и сталью.
могут получать любую форму
Железобетон не подвергается коррозии, гниению и старению.
Супер клей
Это вещество, которое фактически называется «cyanoacrylate (цианоакрилат)»
Его изобрел случайно dr. Harry Coover, который в лабораторных условиях во время Второй мировой войны (1942 год) проводил поиск прозрачного пластика для орудийных прицелов. Полученный цианоакрилат не решил его проблем, поскольку быстро твердел, прилипал к чему попало и портил лабораторное оборудование.
Какое вещество открыл доктор?
В 1958 году, он понял, что его изобретение может сослужить пользу человечеству. Способность моментально заклеивать
1959 году необыкновенные способности клея были продемонстрированы Америке, когда ведущий программы был поднят в воздух при помощи двух стальных пластин, склеенных между собой всего лишь капелькой клея.
Застежка-липучка
В 1941 году швейцарский изобретатель выгуливал свою собаку. Когда они вернулись домой, оказалось, что пальто у Джорджа, как и шерсть собаки были покрыты репейником. Рассмотрев репейник под микроскопом, он увидел
крючочки, которыми растение прикреплялось к шерсти собаки. Какое открытие сделал изобретатель?
Он сам смастерил две ленты с такими же мелкими крючочками, но массовое производство «липучек» наступит только через 14 лет.
Первыми на вооружение их приняли космонавты – на них застегивают скафандры.
Металлическая липучка-велкро – это система крепления начиная от установки систем кондиционирования и вентиляции и строительства фасадов зданий, и заканчивая использованием в автомобилестроении.
Резина
В начале XIX века шотландский химик Чарльз Макинтош пропитал каучуком летнее пальто — так появился непромокаемый плащ макинтош. Но пальто зимой становилось твердым от холода, а летом расползалось от жары.
Лет через пятнадцать после этого Чарльз Гудъир, пытаясь как-то ликвидировать эти недостатки каучука, добавлял к нему все, что попадалось под руку. Однажды он не то уронил, не то в ярости бросил кусок смешанного с серой каучука на горячую плиту и вдруг заметил, что смесь перестала быть смесью — появилось новое упругое и не мажущееся вещество. Назовите это вещество?
(от латинского resina — смола), а процесс взаимодействия каучука с серой — вулканизацией, в честь бога огня Вулкана.
Вопросы к третьему разделу «Черный ящик»:
В ящике находится предмет, сделанный из лёгкого серебристо-белого металла, который называют металлом авиации, так из него изготовляли обшивки самолётов. Древние люди, правда, прекрасно обходились без него, поскольку ели всё прямо руками. А о каком металле идет речь и что лежит в черном ящике? ( алюминий).
Этот предмет стали применять уже с 6 века, и он нужен каждому студенту. Только это была сначала просто свинцовая палочка.
И только в 1795 году стали делать этот предмет из смеси глины и анизотропного минерала, который изображен на рисунке является аллотропной модификаций углерода. Структура слоистая. Что это за предмет в черном ящике? (карандаш).
Предмет, используется, как средство гигиены, он является носителем вредных веществ – фреонов.
Фреоны или хладоны, содержащие свободный хлор, разрушают озоновый слой Земли. Одна молекула хлора убивает 1000 молекул озона, однако, они находят широкое применение в парфюмерии и в кондиционерах. Что за предмет черном ящике? (аэрозоль)
Из стекла, а в последнее время из пластмассы делают предмет, который лежит в чёрном ящике. Изобретателем его принято считать Галилея. Мы его используем на лабораторных работах и в быту. Действие его основано на свойстве жидкости расширяться при определенных условиях или изменять сопротивление проводника. Что лежит в черном ящике? (термометр).
Этот материал широко используется в строительстве. Он может входить в элементы строительных конструкций, начиная с фундамента и заканчивая деталями отделки. Если к цементной массе вместо воды добавить суспензию этого синтетического, то бетон приобретает повышенную водонепроницаемость, устойчивость против масел и агрессивных жидкостей. Кроме того, он не растрескивается при резких колебаниях температуры. Из него создано много различных тепло - и звукоизоляционных материалов для полов. Образец какого материала находится в черном ящике? (каучук).
Вопросы к четвертому разделу «Наука и эксперимент» :1. Решил юный строитель начать ремонт квартиры с побелки стен и потолков. На склад его фирмы были привезены заказанные им мешки с мелом и жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?
Решение: мел СаСО3 ,жженая известь СаО. Если прилить к этим веществам воду, то мел реакции не дает , а с известью пройдет активная реакция с выделением теплоты. Этот процесс называется гашением извести.
СаО + Н2О Са(ОН)2+Q
2. Можно ли паром зажечь спичку?
Студентам демонстрируется видеофрагмент «Галилео», после просмотра, которого им необходимо правильно объяснить данное явление.
3. Почему пламя не вырывается за пределы сетки?
Студентам демонстрируется видеофрагмент «Галилео».
4. Можно ли сделать мыльный пузырь в форме куба?
5. Эксперимент - горящая купюра. Вопрос: определить состав раствора, в который погружалась купюра и почему она не сгорает?
3. Домашнее задание (12мин.)
Представление командами слайд-презентации «А знаете ли вы?»
4.Подведение итогов, награждение победителей (3 мин.)
Предполагаемое время проведения мероприятия 50 мин.