Конспект урока на тему Философия Древней Греции
Сценарий открытого учебного занятия по дисциплине
«Основы философии»
Тема: «Философия Древней Греции»
Цели:
- образования: рассмотреть основные идеи и основоположников древней греческой философии, раскрыть основные принципы философских школ Античности, охарактеризовать значение и особенности древнегреческой философии;
воспитания: способствовать формированию ответственности, социальной коммуникации, интереса к истории и духовной культуре человечества;
- развития: умения сравнивать и сопоставлять факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; развивать навыки самостоятельной работы; рефлексивные способности обучающихся; способствовать развитию логического мышления.
Методическая цель: применение элементов технологии критического мышления на уроках дисциплины «Основы философии».
Тип занятия: урок изучения и систематизации знаний и умений
Методы:
Объяснительно- иллюстративные
Проблемные
Частично-поисковые
Формы организации деятельности обучающихся:
Самостоятельная работа с учебником,
Просмотр презентации обучающего характера
Работа в группах.
Средства обучения:
Компьютер, телевизор
Учебник, тетрадь
Презентация в программе «PowerPoint» «Философия Древней Греции»
В результате обучающиеся должны:
Уметь:
- прослеживать эволюцию философских учений, рассуждать, самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к ответу на поставленный вопрос.
Знать:
- историю развития древнегреческой философской мысли и ее роль в развитии всемирной философии.
Содержание учебного материала способствует формированию общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Раздаточный материал:
распечатки информационного материала по теме занятия из различных источников для работы методом ИНСЕРТ;
таблица «Знаю-Узнал» для заполнения;
листы для составления синквейна и «Понятийного колеса».
Учебные пособия и материалы:
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
Структура занятия:
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у студентов знания в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу и предмету в целом.
Помочь студентам самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Помочь студентам обобщить изучаемый материал.
Помочь студентам самостоятельно оценить отношение к проведённому занятию и изученному материалу (ЧЕМОДАН – КОРЗИНА –МЯСОРУБКА)
План занятия
1.Орг. момент.
2. Ассоциация «Облако»
3. Греция сегодня
география;
кухня;
танец;
язык, алфавит
4.Изучение новой темы
Картина Рафаэля Санти «Афинская школа»;
Цели занятия;
«Понятийное колесо»;
Представление самостоятельной работы (групповой работы по периодам развития древнегреческой философии);
Чтение ИНСЕРТ;
Составление конспекта;
Беседа по составленной таблице;
Выводы по этапам развития;
Опрос фронтальный по презентации;
Работа в парах по карточкам
5. Основные черты античной философии.
Выводы по всей теме.
6.Домашнее задание (Интерпретация высказывания древнегреческого философа из «Мешка мудрости»)
7.Синквейн
8.Рефлексия «ЧЕМОДАН – КОРЗИНА –МЯСОРУБКА»
Организационный момент.
Преподаватель приветствует студентов.
- Ясу! Дэ мило элиника. Здравствуйте. Я не говорю по-гречески.
Но сегодня я приглашаю вас, дорогие гости, окунуться в атмосферу Греции, современной и древней. Почему? 2016 год объявлен в России не только годом культуры, кино, но и годом Греции в России и России в Греции.
Аристотель о дружбе (слайд1)
15 января нового года Владимир Путин принял в Ново-Огарёве Президента Греции Прокописа Павлопулоса, который прибыл в Москву для участия в форуме "Россия и мир: взгляд в будущее". Приветствуя президента Греции, российский лидер заявил: встреча даёт старт проведению перекрёстных годов России и Греции. (слайд 2)
Разработана обширная программа, которая включает в себя 37 мероприятий как культурного, так и делового характера. Владимир Путин подчеркнул: Греция воспринимается в России как дружественная страна, с которой налажены тесные исторические связи.
2. Стадия вызова.
Мы и начнём этот год с путешествия в эту прекрасную страну.
- С чем ассоциируется у вас Греция?
Облако (студенты называют слова, открывается слайд с облаком из этих слов)
Например, Оливки, оливковое масло, Олимп, боги, мифы, греческий салат, дружба и т.д.
Эта страна считается колыбелью европейской цивилизации. Именно на этой земле жили и творили известные древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель и многие другие. Благодаря им был дан толчок развитию науки, музыки и философии. Греция славится своими сохранившимися до наших дней историческими памятниками. Сегодня мы попытаемся чуть-чуть расширить свои познания о Греции. Это будет урок- сотрудничество.
Воитистэме, паракало (помогите мне, пожалуйста)
Греция сегодня.Выступление студента, сопровождающееся презентацией. (3 мин)
Греция сегодня
Географическое положение Греции уникально. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Греция граничит с Албанией, с Бывшей Югославской Республикой Македония (БЮРМ), с Болгарией и с Турцией. Грецию омывают воды Эгейского, Ионического, Критского и Ливийского морей.
Общая площадь территории составляет 132 тыс. кв. км, пятая часть приходится на острова, которых насчитывается до трех тысяч, из них только 140 обитаемых. Большую часть занимают средневысотные горы и плоскогорья, самая высокая гора - Олимп (2917 м).
С 1924 г. Греция является парламентской республикой. Однопалатный парламент состоит из 300 депутатов, избираемых на всеобщих выборах. Во главе республики стоит президент, избираемый парламентом на срок 5 лет. В настоящее время Президентом Республики Греции является ПрокописПавлопулос, Премьер-министром – Алексис Ципрас.
Греция является членом Европейского Союза.
Национальной валютой Греции с 2002 г. является Евро, который заменил древнейшую денежную единицу Европы – драхму.
Флаг Греческой Республики состоит из 9 полос двух цветов - белого (символа мира и чистоты) и голубого (символа моря); 5 полос голубого олицетворяют 5 океанов; также 9 полос символизируют 9 букв греческого слова "свобода", т.к. нынешний флаг утвержден после освобождения от турецкого ига. Белый крест на голубом фоне является символом христианской республики.
Столица Греции - город Афины.
Вся территория Греции разделена на 13 периферий (областей), которые делятся на 51 ном (губернию). Греки составляют около 93% населения Греции.
Население – 10, 7 млн. чел.
Официальная и самая распространенная религия в Греции - православное христианство, его придерживаются почти 98% граждан страны. Церковь в стране отделена от государства, по конституции Греция - светское государство, но священнослужители приравниваются к госслужащим и получают государственную зарплату.
Пасха - это любимый праздник греков.
Основной доход приносит туризм. В Греции ежегодно отдыхает более 18 млн. туристов.
А посмотреть в Греции есть на что. (демонстрация слайдов с памятниками и видами современной Греции).
Культура Греции
Греческая кухня
Есть разные способы узнать страну. Это и знакомство с культурой, архитектурой, языком, традициями, танцами, песнями и отдельная «песня» — национальная еда, традиционная кухня.
Поесть греки любят. Поэтому порции большие. Продукты только свежие. Жители «тысячи островов» обожают сытно, вкусно покушать, особенно в позднее время.
Что же можно увидеть на столе в Греции? Любая трапеза начинается с традиционных закусок (мезедес) и греческих соусов. Мезедес – артишоки, оливки, свежие овощи, жаренная цветная капуста, которые подаются вместе с дцадзики – соусом на основе йогурта, оливкового масла, лимонного сока с добавлением зелени и свежих огурцов.
Также очень часто на столе у греков можно обнаружить еще одну традиционную закуску –тарамосалат – смесь хлеба, рыбной икры и чеснока. Кстати, бараньи тефтели, жареные осьминоги, запеченная на гриле рыба – это тоже всего лишь начало застолья.
Рыба и морепродукты – основа греческой кухни, их запекают, жарят или готовят на гриле. Но и мясо здесь тоже почитают, особенно баранину.
В ресторанах и кафе города Райчихинска можно покушать греческий салат. Вот его традиционный рецепт
Рецепт греческого салата
3 больших нарезанных помидора
1 средний нарезанный огурец
½ стакана оливок
½ маленькой красной луковицы, тонко нарезанной
½ стакана Винегретного соуса
¼ стакана сыра Фета
Танец «Сиртаки» (видеоролик на 3 мин.)
Язык, алфавит
Ребята, думаете, вы не знаете греческого языка? Немного знаете. Убедимся? (слайд)
Много Поли
Мало ЛигоБольшое МэгалоМаленькое Микро
спасибоЭфхаристоДа нэДва диОбратите внимание на греческий алфавит. какие буквы вам знакомы?
Звучит кифара (на слайде изображение инструмента). Культура, традиции, духовные и материальные ценности – всё это не могло родиться на пустом месте. Давайте же с вами обратимся к прошлому этого удивительного народа, к истокам его мудрости. А именно к философии Древней Греции, которая, несомненно, оказала большое влияние на современную культуру Греции.
Тема нашего занятия «Философии Древней Греции». По причине дефицита времени, чтобы за одно занятие усвоить всю тему, вам было дано домашнее задание: самостоятельно изучить большой материал о различных учениях античных философов. Заранее вы распределились на 3 группы, согласно периодизации истории античной философии. (1-античная натурфилософия, 2-классический период, 3-философия эпохи эллинизма).
На экране вы видите проекцию картины Рафаэля Санти «Афинская школа». (1509 г). На ней изображено более 50 фигур философов древности. Две фигуры в центре, -кто это? Как вы думаете? (слайд)
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии, два философских направления.Какие?
Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей (идеализм и материализм). Они ведут диалог - спокойный спор, в котором рождается истина. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия, дружбы между различными направлениями философии и науки. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
Ответы студентов. (сравнить различные учения, обобщить и охарактеризовать значение и особенности античной философии, и др.)- Мы с вами поработаем над проблемным вопросом «Каково значение античной философии в современном мире?».
Самостоятельно вы познакомились с учениями античных философов. Мне бы хотелось определить, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю выписать на доске известные вам понятия по этой теме в течение 1 минуты (прием “мозгового штурма”). После того как вы прикрепили, произнесите данное понятие.
На доске понятийное колесо, студенты в парах пишут на листочках понятия и прикрепляют их к колесу.
Материальная субстанция, Атом, Идея, Добродетель, Форма, Первооснова
Кинизм, Стоицизм, Атараксия, Эпикуреизм, Скептицизм, Апатия и др.
Конечно же, понятий гораздо больше. После того, как вы расширите свои знания, я попрошу снова обратиться к понятийному колесу.
3. Стадия реализации смысла.
Прошу каждую группу представить свой период древнегреческой философии.
Натуралистический (спор философов о первооснове)
Классический Сократ
Эллинистический (Диоген)
Античная натурфилософия связана с поиском ответа на главный . вопрос «Что есть начало всех вещей?»и именами таких философов, как Анаксимандр, Фалес, Анаксимен, Ксенофан, Парменид, Зенон, Пифагор, Демокрит, Левкипп и софистами. Послушаем же, о чём они спорят.
-Фалес: первооснова всего – это вода, ведь даже человек по сути состоит из воды.
-Анаксимен: Ну уж, скажешь тоже, учитель, из воды! Я думаю, первокирпичик всего сущего - воздух!
- Анаксимандр: Вы не правы, начало всего – апейрон!
-Что есть апейрон?
-Апейрон- это такая воздушня субстанция…
-Понятно, сам не знаешь!
-Пифагор: Ваш спор ни о чём. Всё есть число. Всё определяется и объясняется числом.Числа – основа и начало всякой вещи.
-Демокрит: И этот туда же!Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов!Атом –мельчайшая частица!
- Протагор: Человек есть мера всех вещей!
Вывод: философия первого периода показалась нам немного наивной(Земля плоская и всё такое), но вызывает уважение стремление древних философов найти ответы на свои вопросы. Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Но им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
2.Классический период по-другому называется сократическим. Сократ – один из самых известных философов этого времени. Этот бродячий философ очень интересен. Он считал, что внутренний мир человека важнее, чем природа. Поэтому его девизом были слова: «Познай самого себя и ты познаешь самое главное».
Представители классического периода создали философию, на основе которой уже можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. А это уже был шаг вперёд.
Но разногласия в группе вызвали ряд высказываний. С какими-то мы единодушно согласились. Например: Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину.Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Попробую по формуле ПОПС высказать своё мнение об афоризме Сократа «Есть только одно благо – знание и только одно зло – невежество».
Слова Сократа напомнили простую русскую поговорку: «Ученье – свет, а неученье - тьма». Лично я во многом с автором согласен( согласна).
Знание, по мнению Сократа, - это источник нравственного совершенствования. Человек, знающий, что такое именно хорошо, никогда не поступит дурно, дурной поступок – следствие незнания, заблуждения. Знание истинное, как считал мыслитель, человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. И действительно, «под лежачий камень вода не течет», ничто хорошее не может просто сваливаться с неба, как снег на голову, чтобы это хорошее получить, нужно поработать и приложить максимум усилий. Понятия «блага» и «зла», конечно же, относительны, и по-разному трактуются, наверное, каждым человеком, ведь, сколько людей, столько и мнений. Однако в общепринятом понимании, по словарю Ожегова, благо – то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребность, а зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Таким образом, мы видим, что благо и заключает в себе добро, так как ведет к благополучию, Что же является источником того самого носителя достатка и благополучия? Думаю, догадаться, что служит ответом на данный вопрос, несложно. Ведь чтобы достичь блага в общепринятом смысле слова, нужно владеть определенной информацией, а информация – это и есть те самые знания, приобретаемые нами в учебных заведениях, извлекаемые из СМИ и различных пособий. Что должно привести нас к достойному существованию? Знание. Получить знания – это, несомненно, хорошее дело, но помимо этого нужно свои знания будет научиться применять в реальной жизни и постоянно пополнять и расширять свой кругозор, но ни в коем случае не останавливающийся на достигнутом. И, смотря какое начало в человеке победит (тёмная или светлая сторона Я), такой и будет его жизнь: плоской, однообразной и ординарной или же интересной и наполненной смыслом. Если же вдруг главными спутниками в жизни человека окажутся лень и неусердие, это непременно приведет его к деградации, сделает в глазах общества невеждой, а впоследствии приведет и к саморазрушению, что, конечно же, будет абсолютным воплощением зла. Так что, пока еще не поздно, изменим себя и своё отношение к познанию.
P.S: Однако, думаю, согласиться и полностью принять высказывание философа нельзя, потому как с этой мудростью можно и поспорить, ведь «не все то золото, что блестит», и не всякое знание есть благо, так как человек, обладая определенной информацией, может использовать ее и во вред, что можно подтвердить на реальных жизненных примерах: так, люди, имеющие сведения о различных ядах, умерщвляли правителей, престолонаследников и просто своих врагов. Люди, владеющие знаниями о компьютерных программах, могут передать вирусы на другие компьютеры, тем самым повредив устройство и лишив человека работы. Но и незнание человека, его невежество в некоторых вопросах может привести к трагическим последствиям. Сколько примеров негативного влияния человека на природу, происходящего лишь оттого, что люди не знают, чем может для них обернуться такое отношение. А сколько передают сообщений в СМИ об ужасных судьбах больных, попавших в руки врачей-недоучек! Таким образом, высказывание Сократа не стоит воспринимать, по моему мнению, как абсолютную истину, особенно относительно нашего времени, и стоит уяснить для себя одно – только то знание заслуживает восхищения и поощрения, которое несет благо и свет, а не разрушает и служит во вред, становясь настоящим злом, не имеющим никакого оправдания.
- И так, как называется второй период античной философии? Назовите философов этого периода.
3. Диоген Синопский- самый яркий представитель киников, призывал жить упрощённо, как собака,не признавал материальные ценности, авторитеты, но тем не менее был очень мудрым. Только вслушайтесь!
-Ты зачем принёс рыбину на урок и сорвал его?
-Д Чего стоит ваш урок, если какая-то рыбина его испортила?
- Зачем ты просишь милостыню у памятника? Он же памятник!
-Д Приучаю себя к отказам. Люди так жадны! Они не подают философам, потому что слепыми и хромыми они могут стать, а вот мудрецами – никогда!
- Диоген, какое вино ты больше любишь: красное или белое?
-Д Чужое!
-Я великий полководец Александр Македонский. Проси у меня, чего хочешь.
-Диоген: Не заслоняй мне солнца.
Вывод: Киники, стоики, эпикурейцы, скептики, которые философствовали в третьем периоде античной философии, были заняты поисками смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
Чтение по методу ИНСЕРТ.
Для того, чтобы расширить наши знания по теме урока, мы с вами эффективно поработаем с текстом, собранным из учебника, энциклопедии, материалами сайтов методом «Инсерт» («Условные значки»). Читая текст, каждыйиз вас карандашом будет ставить следующие значки:
- уже знал+ - новое
? - есть вопросы
После прочтения, группа переносит данные в тетрадь.
- У кого возникли вопросы? (знак ?)
- Что нового узнали….?
Перепишите в тетрадь текст, отмеченный вами как +Материал для чтения
Этапы развития античнойфилософии1.Первый период (VII-V вв. до н. э.) -Натурфилософия – это философия природы.
Милетская школа связана с именами философов Анаксимандра, Фалеса, Анаксимена. Центральный вопрос «Что есть начало всех вещей?» Вода – Фалес, Айперон –Анаксимандр, воздух – Анаксимен.
Элейская школа –Ксенофан, Парменид, Зенон; в философию Парменидом вводится понятие бытия; Бытие есть основа реальности; оно вечно.
Пифагор.Числа – основа и начало всякой вещи. Суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде.
Атомисты. Левкипп и Демокрит. Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов.Атом – мельчайшая неделимая частица.
Софисты - движение в философии, сместившее философскую проблематику с космоса на человека и его жизни как члена общества (этика, политика, риторика, искусство, язык и пр.)Считали, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, а основывается только на знании. Софисты взимали плату за преподавание, т.е. были первыми, кто занимался знанием как ремеслом.
Протагор «Человек есть мера всех вещей». Всё относительно, нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей. Мудрец – это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.
Вывод:Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
2 период Классический (V-VI вв. до н. э.)
Сократ
Внутренний мир человека важнее, чем природа.
Познание начинается с самопознания.Девиз:«Познай самого себя и ты познаешь самое главное». Лучший путь поиска истины – честный спор (диалектика).Создатель этики. Считал, чтобы социальная жизнь была гармоничной, надо, чтобы духовные ценности были одинаковы для всех людей. Создал свой метод приведения людей к истине- майевтику. Сомнение– важный элемент философии. Знаменитая фраза «Я знаю, что ничего не знаю».
Платон - ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель своей школы – Академии, просуществовавшей около 900 лет. Концепция идей. Наш мир не является истинным – он только искажённая тень настоящего мира.Истинное бытие Платон называет миром идей.Наш мир – мир теней, - это лишь копии, несовершенные слепки с идей.
Создаёт модель идеального государства.
Правители – философы – Воины – Торговцы
Душа состоит из трёх частей
Разумная часть, содержит истинное знание – высшая часть;
Страстная часть и Вожделеющая часть – низшие части.
Аристотель- ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы –Ликей.
Аристотель не только развивает идеи Платона, но и спорит с ним.
«Платон мне друг, но истина дороже».
Основатель логики.
Сущность предмета – это форма. Три основания вещей:
Материя
Причина
Цель
Создаёт правило «золотой середины». Добродетель есть середина между крайностями – пороками. В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом
Правитель должен придерживаться правил морали и быть справедливым. Политика искажается и превращается в преступное действие, если власть используется для личных целей.
Вывод:Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.
• Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
3.Третий период – эллинистический (III в. до н. э.-VI в. н. э.)
Школа киников
Диоген жил в бочке, призывал жить упрощённо
Возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации
Киник обладает духовной свободой и не зависит от норм общества
Он намеренно живёт вне общества и горд своей «собачьей жизнью»
Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».
Школа стоиков
Идеал стоиков – спокойствие и невозмутимость
Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности
Школа эпикурейцев
Эпикур
На первом месте - наслаждение
Высшие наслаждения – духовные наслаждения, идеал – безмятежность (атараксия)
Мир материален и состоит из атомов
Школа скептиков
Пиррон
Нас обманывают и наши чувства, и наш разум
Доказать ничего невозможно, никакой истины не существует
Вывод: Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
Беседа по таблице.
- Прочитайте, пожалуйста, выводы, которые вы сделали после описания периодов (студенты зачитывают).
4)добавьте понятия в колесо
- что они означают, кто их вводит?
5) работа с презентацией, в которой пропущены слова.
6) Я древнегреческий философ…..
Восстанови логическую цепочку.
(работа с индивидуальными карточками).
Фаза 3. Рефлексия.
-Каковы же основные черты античной философии?
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (слайд)
1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос.
2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии.
3. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки.
4. Этика античности — это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей.
5. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.
6. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое значение и поныне.
- В чем заключается значение античной философии для современной цивилизации?
Значение древнегреческой философии
Античная философия совершила поворот от внимания философов к изучению природы, космоса, к изучению человека. Призыв Сократа «Познай самого себя» и его утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю», знаменовал начало этого поворота. Поворот к человеку привел к расширению сферы философии:
- возникли новые философские науки, как этика и эстетика;
- сформировалась и получила глубокое развитие логика;
- философы приступили к разработке программ лучшего общественного и государственного устройства;
- значительно обогатился и расширился философский язык.
Философия периода античности послужила фундаментом дальнейшего развития всемирной философии (запись в тетрадь)
Итог урока: Подведём итоги, сделаем выводы: создавая целостное представление о мире античной философии, мы определили ее роль для современной науки и в целом для современной цивилизации.
Древнегреческая философия – это кладезь мудрости, которая актуальная и по сей день. Ваше домашнее задание – дать интерпретацию афоризма, который попадётся вам из мешка мудрости.
Чтобы закрепить пройденный материал предлагаю вашим командам составить синквейн, нерифмованное стихотворение по теме нашего урока.
Синквейн1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»
Студенты парами составляют на альбомном листе свой синквейн и вешают на доску.
Зачитываются самые удачные синквейны.
Если время позволяет, то попросить студентов подобрать слова на каждую букву темы (по рядам)
Ф -
И -
Л -
О
С
Ф
И
Я
Д
Р
Е
В
Н
Е
Й
Г
Р
Е
Ц
И
И
Оценки за урок.
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.Мясорубка – информацию переработаю.Корзина – всё выброшу.Студентам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Мешок мудрости от древнегреческих философов
Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.
Гиппократ
Новую пищу можно принимать только тогда, когда из желудка выйдет старая.
Гиппократ
Воспитание - лучший припас к старостиАристотель
Дайте мне точку опоры - и я переверну Землю!Архимед
Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.ГиппократКак суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм. Гиппократ
Все течёт, все меняется. Гераклит
Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.ДемокритКак ни коротки слова, все же они требуют самого серьезного размышления.Пифагор
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор
Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?" - Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?" Пифагор
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. ПифагорЕсли ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества. Пифагор
Упражнение, друзья, даёт больше, чем хорошее природное дарование.Протагор
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.Сократ
Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину. Сократ
Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью. СократПрирода наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили. Сократ
Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей.Фалес
Найдите что-то, что вы любите делать, и вы не будете работать ни дня в своей жизни.АрхимедЛюбовь — теорема, которую каждый день надо доказывать.АрхимедМолчи, пока ты не в состоянии сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания.АрхимедЛюди становятся успешными в минуту, когда они решили кем быть.Архимед
Находясь у власти, управляй самим собой.ФалесНе красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. Фалес
Что вредно? — невоздержанность.
Что невыносимо? — невоспитанность
Что самое приятное ? — достичь того, чего желаешь.
Что трудно? — познать самого себя.
Что утомительно ? — праздность. . Фалес
Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.ПлутархНаучись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.ПлутархЛучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.АристотельЯсность – главное достоинство речи. Аристотель
Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая - станешь философом. Сократ
Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее. Сократ
Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает. Сократ
В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих. Платон
Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее. Платон