«Межпредметные и интегративные связи на уроках английского языка в рамках ФГОС основного общего образования»


«Межпредметные и интегративные связи на уроках английского языка в рамках ФГОС основного общего образования»
Cорокина А.В., учитель МАОУ Видновской СОШ № 9 (2014г)
Как повысит качество обучения, чтобы учащийся владел не бессвязными знаниями, а осмысленным восприятием окружающего мира. Введение новых образовательных стандартов требует от современного учителя совершенствования преподавания путём поиска новых форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Для поддержания мотивации, интереса, активности и желания учиться и творчески мыслить способствует внедрение в процесс преподавания  метапредметности,  интегрированных уроков, уроков с межпредметными связями. Это звенья одной цепочки- "межпредметный урок - интегрированный урок - метапредметный"
В чем различие  понятий: “межпредметные связи” и “интегрированные уроки”. Межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста. Интегрированный урок — это в основном гармония нескольких учителей.  Межпредметный урок — это всесторонние знания учителя, привлечение знаний по смежным дисциплинам, а интегрированный урок — это возможность связать разнопредметную информацию (например, рисование, музыка и речевые действия на английском языке), присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК- проблемный и поисковый,  перенос теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое 
Типы интегрированных уроков:урок-лекция;урок-путешествие;урок-экспедиция;урок-исследование;урок-инсценировка;учебная конференция;урок-экскурсия;мультимедиа-урок;урок-практикум;урок-диалог;урок - деловая или ролевая игра;ролевые и деловые игры;практикумы;уроки защиты проектов.
Наиболее эффективно возможно проведения таких уроков на спецкурсе «Страноведение» . Введение такого курса в 5 классе позволило мне углубить познания учащихся о стране изучаемого языка.
О чём мы говорим на таких уроках? Мы говорим об истории, культуре России и англоязычных стран, географии, народах, семьях, здоровом образе жизни, экологии, увлечениях людей и т.д.
На таких уроках прослеживается связь английского языка с другими науками: литература и история, география, но также возможно использование математики, биологии, информатики.
Достаточно эффективной является исследовательская  и проектная деятельность. Например, по теме «Праздники. Новый год» сходство и различие Санты Клауса и Деда Мороза, «Типичный англичанин и русский»,
Из темы «Еда» в 5 классе создали проект «Национальные блюда мира», объединив тему «Витамины» в 8 классе, мы создали проект «Витаминные блюда мира». Мы выясняли, какие национальные блюда мира самые полезные и витаминные. Во взаимосвязи с уроками технологии мы можем их приготовить.
Задачи интегрированных уроков:
развитие умения обобщать
синтезировать знания из смежных учебных предметов
формирование преемственности знаний
эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
включать учащихся в творческую деятельность
Чтобы достичь нужных результатов, нам понадобятся
межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль;
использование мультимедиаприложений;
тексты разных жанров и задания на разные типы чтения;
знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
Примеры интегрированных уроков:
« Цвета радуги»- англ.яз+ ИЗО+ естествознание (детям даются основы знаний по естествознанию (о том, что радуга бывает после дождя, имеет семь цветов и так далее)
«Известные музыканты Чайковский и Тосканини» англ+ музыка
«Вы любите цветы?» англ + биология
«Погода» англ+ природоведение
Урок по теме «Рождество в Англии и России»
Специфика видов предметной учебной деятельности школьников по теме "Рождество в Англии и России»
Межпредметные связи:
Словесность : анализ понятий и терминов праздника (Christ-mas) (or Christ’s Mass) пришло из старого английского словосочетания ‘Cristes Maesse’ — месса Христу, сочинение стихов, выпуск школьной стенгазеты
История – истоки праздника
Математика – изучение символов Рождества: звезда, ель – треугольник (символ святой Троицы), зеленый венок – круг.
Музыка - разучивание песен, сочинение собственных, разработка сценария и подготовка спектакля;
Живопись - рисование праздника, его сюжетов, знакомство с картинами Боттичелли « Поклонение волхвов», Дюрер, иконография
ИЗО - составление рождественских открыток
домоводство – приготовление рождественских блюд Англии и России
биология – цветы Рождества (омела, остролист, пуансетия «Вифлиемская или Рождественская звезда»), цветовая гамма на Рождество-красный, зеленый.
Химия – химический состав цветка:полезные свойства цветов омелы (содержат  жирные масла, каротин, аскорбиновую кислоту и тд.
Листья падуба содержат кофеин и тоже используются в качестве бодрящего отвара в Эквадоре.
Цветок пуансеттия ядовит.
информатика – создание ментальной карты mindmapping с помощью программ FreeMind, XMind2013
(Mindmapping - это составление очень удобной схемы, которая поможет вам лучше запомнить материал и научит связно рассказывать об увиденном, услышанном и прочитанном. Mindmapping дословно означает составление карты памяти)
Проведя анализ связей школьных дисциплин с английским языком, можно сделать следующие выводы, что такие уроки
формируют у учащегося целостность восприятия мира
способствуют формированию личности и расширению кругозора
повышают интерес и мотивацию обучения
дают возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков
дают возможность рассматривать явления жизни с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
Использование межпредметных связей на уроках английского языка является необходимым условием реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения.