Казахстан в период раннего и расцвета средневековья (7 класс)
Г.А.Дюсембаева - учитель
истории и права
сш Кайнар
Карасайского района,
Алматинской области Тема : Казахстан в период раннего и расцвета средневековья.Цели урока:
1. систематизация и обобщения пройденного материала.
2.развитиезнаний исторических событий раннего и расцвета средневековья.
3.воспитаниеинтереса к истории Казахстана
Наглядные пособия: карты Казахстана раннего и позднего средневековья, интерактивная доска.
Ход урока.
І. Организационый момент.
ІІ. Постановка цели.(2 слайд)
Сегодня на урокемы обобщим наши знания по истории Казахстана в период раннего и позднего средневековья.
План: (3слайд)
І. Тур: Вопросы для разминки
II. Тур: Дальше, дальше...
ІІІ.Тур: Заморочки из коржина
ІV. Тур: Конкурс капитанов
Игра со зрителями
V. Тур: О чем говорят даты
ІІІ. І. Тур. (4 слайд)
1.Что изучает история?
2. Кого называем патриотом?
ІІ. Тур. (5слайд)
« Дальше , дальше...»
Вопросы для 1 команды:(6-7 слайды)
Непосредственное влияние на Ахмед Яссауи оказал его учитель ........................
Предатель, открывший ворота Отрара .....................
Верховное божество у древних тюрков .....................
Средневековый ученый родившийся в г. Фараб ...........................
Зимние пастбища – стоянки кочевников.
Типы скотоводства, сложившиеся у народов Казахстана в древности ...........................................
Первое упоминание этнонима “тюрк” встречается в .........................................
Родоначальником Тюркского каганата стал ................
Между Орхоном и Иртышом в Х – ХІІ в. Располагалось государство племен ......................
В 1007 году кереиты вместе с наиманами приняли религию ....................................
Завоевание тюрками Эфталитского государства .....................
Первое упоминания в письменных источниках об Испиджабе .................
Провозглашение ислама государственной религий в государстве Караханидов ...................
Время правления Чингисхана .................
Время правления хана Абулхаира в Восточном Дешт –и – Кыпчак ..........................
Вопросы для 2 команды:(8-9 слайды)
Наиболее известным учеником Ахмеда Яссауи являлся проповедник ислама ................
Город, который монголы осаждали 6 месяцев ..............
Средневековый ученый родившийся в г. Баласагун ..........
Правитель возглавивший оборону Отрара ........................
Весенние пастбища – стоянки кочевников ......................
Китайцы считали тюрков потомками племен .............
Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии при ...............................
В русских летописях кипчаков называли ........................
У города Атлах произошло сражение между ...................................10. Древнетюркские стелы – памятники в честь Бильге – каган и Кюль – Тегина написана ........................11. Походы эмира Тимура против Белой орды и Могулистана ...................................12. Первое упоминание в письменных источниках от Отраре .......................................13. Время правления хана Узбека в Золотой Орде ...........14. Сооружения мавзолеи Ходжа Ахмед Иассауи ........... 15. Время существования Тюргешского каганата ...............................
ІІІ. Тур (10-13 слайды)« Заморочки из коржина»
Вопрос 1. Свод основных законов Монгольской империй.
“Яса” состоящий из слов -назиданий Чингисхана и конкретных, неукосительно выполнявшихся условий по управлению государством, а также общих законов по военным и гражданским делам, различных правил,установлений для наказания нарушителей этих законов.
Вопрос 2.Таласская письменность –
- древнетюркские надписи, относящиеся к VIIIвеку, обнаруженные на скалах, каменных изваниях, посуде на территории Жетысу.
Вопрос 3. Гардизи – персидский ученый.
(жил в ХІ веке). Его труд “Зайналь-ахбар” (“Красота изложения”) имеет огромное значение для истории Казахстана. В нем имеется отдельная глава, специально посвященная истории тюркских племен.
Вопрос 4. Масуди (аль – Масуди) – арабский путешественник, историк.
(жил в Х-ХІ веках). Его труд “Китаб ат-танбих уа аль-шираф” (“Книга назиданий и пересмотренных взглядов”) включает в себя ценные племенах – кимаках, огузах, карлуках и др.
IV. Тур. Конкурс капитанов.(14-15 слайды)
Установить соответствие:
1 – команда.
№ Государства Территория 1 А) Тюркский каганат 1. От восточного Туркестана до Северокавказских степей. 2 Б) Западно – Тюркский каганат 2. От Орхоно до Дуная 3 В) Кимакский каганат 3. Северный, Восточный и Центральный Казахстан 4 Г) Карлукский каганат 4. От нижнего течения Сырдарьи до Волги 5 Д)Огузское государство 5.Семиречье
(ответы А-2, Б-1,В-3,Г-5,Д-4.) 2-команда
№ Государства Территория 1 А) Ак Орда 1. Между Уралом и Волгой 2 Б) Могулистан 2. Юго – Восточный Казахстан 3 В) Ханство Абулхаира 3. От Урала до Балхаша и от низовья Сырдарьи до Иртыша 4 Г ) Золотая Орда 4. Вся территория современного Казахстан, кроме Семиречье 5 Д) Ногайская Орда 5. Южный и Юго-Восточный Казахстан (ответы А-4, Б-2,В-3,Г-5,Д-1.)Игра со зрителями.( 16 слайд)
№ Государства Столицы
1 А) Западно - тюркский каганат Янгикент
2 Б) Тюргешский каганат 2. Сыгнак
3 В) Карлукский каганат 3. Битянь
4 Г) государство Караханидов 4. Суяб
5 Д) государство Усуней 5. Чегу - Чен
6 Е) государство Кангюев 6. Баласагун
7 Ж) Кипчакское государство 8 З) Государство Огузов (ответы А-4, Б-4,В-6,Г-6,Д-5,Е-3,Ж-2,З-1.)V. Тур ( 17-18 слайды)Выдающиеся личности.-Кто изображен на портрете?(Махмуд Кашкари, Юсуф Баласагуни)
IV.“О чем говорят даты”( 19 слайд)
603 г. –
629 – 630 г.г. –
751 г. –
1219 – 1224 г.г. –
1219 – 1220 г.г. -
Тестовые задания по 10 вопросов каждому варианту.
V. Подведение итога. Оценивание учащихся.( 20 слайд)