Межпредметные связи на уроках информатики в начальной школе.
Автор: Степанова Валентина Александровна
Учитель информатики,
педагог дополнительного образования
МАОУ «Гимназия №31» г.ПермьУМК любой.Межпредметные связи на уроках информатики в начальной школе.
В наше время развитие общества происходит чрезвычайно быстрыми темпами. По заключению специалистов, объем информации ежегодно удваивается. Для усвоения постоянно растущего объема знаний школьникам необходимо либо увеличивать количество времени, затрачиваемого на учебную деятельность, либо наращивать интенсивность обучения. В настоящее время информатика входит в состав фундаментальных основ образования детей. Чем раньше закладываются эти основы, тем легче ребенок будет ориентироваться в информационном пространстве, тем раньше научится управлять информационными потоками.
Основным помощником человека в обществе знаний становятся компьютерная техника и информационные технологии. И сегодня очень важно знать возможности современных технических средств и уметь квалифицированно ими пользоваться.
На уроках информатики ученики не только знакомятся с теорией и свойствами информации, но и овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - персональный компьютер, для обработки информации разных видов.
На сегодняшний день начало изучения информатики переносится в начальную школу, что позволяет интенсифицировать учебную деятельность школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся.
В нашей школе, изучение основ информатики начинается уже со старшего дошкольного возраста, где данный предмет имеет общеразвивающее значение.
В данном возрасте использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Он осваивает новые виды деятельности, тесно связанные с компьютерными играми: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игру-воображение. Компьютер для ребенка становится средой не только для накопления знаний, но и для оперирования и обмена знаниями с другими людьми. Овладение компьютером в младшем возрасте благотворно влияет на формирование личности и самооценки ребенка. Изучение курса «Информатика» в начальной школе» способствует общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире.
В начальной школе важно пробудить у детей интерес к учебной деятельности в различных предметных областях. С этой целью учитель разрабатывает различные учебные практикумы, привлекает учащихся к учебной проектной деятельности, развивает межпредметные связи.
Общеизвестно, что интерес ребенка к предмету «информатика» необычайно высок, как ко всему новому и необычному. Поэтому, на мой взгляд, на уроке информатики возможно развитие мотивации к изучению других дисциплин. С другой стороны, информатика для ребенка наука новая и не во всем простая. Для того, чтобы ребенку было легче освоить азы информатики, в своей работе я часто использую практические задания, в основе которых лежат межпредметные связи. В ходе выполнения заданий по информатике ребенок не только приобретает знания по предмету, но и повторяет понятия из других школьных дисциплин: математика, русский язык и т.д. В этом случае предмет «информатика» выступает в поддержку общеобразовательных дисциплин, что способствует повышению качества изучения последних.
На сегодняшний день существует ряд программ по информатике различных авторов, в равной мере реализующих выполнение требований стандарта к знаниям учащихся по предмету. Обучение информатике происходит в двух основных направлениях: изучение информатики как науки и обучение конкретным информационным технологиям. Последние включают в себя приемы и способы обработки информации различного вида: текстовой, графической, числовой и т.д. Программы в теоретической части изучения информатики различных авторов в основном все идентичны, но лишь некоторые из них предусматривают изучение информационных технологий. Каждый автор для реализации практической составляющей своей программы в рамках образовательного стандарта самостоятельно подбирает программное обеспечение, обращаясь к программным продуктам различных производителей (текстовые и графические редакторы, клавиатурные тренажеры, пакеты программ «Роботландия», «Зимние вечера», «Радуга», «Страна Фантазия» и многие другие). Начиная работать в начальной школе, для поддержки практической составляющей курса информатики, я также использовала готовые программные продукты из перечисленных выше. В некоторых из них встречались задания с элементами повторения знаний общеобразовательных дисциплин (вставь пропущенную букву в слове, посчитай устно и введи получившийся ответ и т.д.). Я заметила, что ребята с большим удовольствием выполняют подобные задания, используя компьютер в своей деятельности, в то время как на соответствующих уроках данные упражнения выполняются ими со значительно меньшим интересом. Причем знания, подкрепленные таким образом, усваивались намного лучше, что отметили и учителя начальной школы.
В содержании по информатике из государственного стандарта выделены следующие направления практической работы на компьютере (использования информационных технологий) для учащихся начальной школы:
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.
Работа с простыми информационными объектами: текст, таблица, схема, рисунок.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Разрабатывая свои упражнения, я придерживалась именно этих направлений практической работы учащихся на уроках информатики. При разработке упражнений я старалась охватить как можно больше общеобразовательных областей: русский язык (обучение грамоте), математика, окружающий мир, ориентировка в пространстве, логика, изобразительная деятельность. Упражнения, интегрирующие знания не только теории информатики, но и других учебных дисциплин выглядят особо привлекательно для ребят.
Всевозможные орфографические правила в виде заданий по информатике приобретают яркую окраску и их выполнение уже не кажется ребенку неинтересным и скучным.
При изучении методов набора текста на клавиатуре, в информатике часто используются всем известные клавиатурные тренажеры. Для того, чтобы разнообразить деятельность ребенка в этом направлении, были разработаны интегрированные упражнения по математике. Задания этой группы направлены на отработку навыка поиска на клавиатуре цифр и служебных символов. Данные задания разработаны с использованием различных технологий: текстовые редакторы (Microsoft Word и Микрон); электронные таблицы. В электронных таблицах и текстовом редакторе Микрон возможно простейшее программирование на проверку ответа, полученного учащимся, что очень удобно. В результате учащиеся легче запоминают расположение символов на клавиатуре, так как задания носят прикладной характер (ребята осознают для чего им это нужно) и при решении примеров им приходится обращаться к набору одних и тех же символов несколько раз (включается не только визуальная, но и механическая память и лучше запоминается расположение необходимых символов на клавиатуре). Использование подобных заданий позволяет более целенаправленно и дозировано отрабатывать навыки работы на клавиатуре.
Развитие творческой индивидуальности ребенка является одной из важнейших задач обучения и воспитания, именно поэтому важно на занятиях информатики использовать задания с элементами творчества. Возможности компьютерных технологий для развития познавательных процессов и творческих способностей дошкольников и младших школьников разнообразны. В курсе информатики младших школьников одной из тем является знакомство со средой и инструментами графических редакторов. Знакомство с графическим редактором - это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, развитие пространственного и конструкторского мышления. Интеграция изобразительной деятельности учащихся с информатикой, на мой взгляд, является эффективным методом в развитии творческих способностей учащихся, художественного вкуса, фантазии,
восприятии мира, в развитии познавательных процессов, таких как внимание, воображение, память, мышление, в развитии навыков практического воплощения своих идей.
На занятиях по информатике ребята не только изучают возможности компьютера, но и знакомятся при этом с целостной картиной мира. С самых первых занятий учащиеся начинают осознавать, что информатика - это не наука о компьютерах, а наука об информации, которой наполнен весь окружающий нас мир. Понимают, что компьютер является помощником человека в ходе обработки информации. Определяют место и роль компьютера в практической деятельности человека. Для того, чтобы это осознание усилить, на занятиях я часто использую задания, требующие от ученика знаний об окружающем мире.
Логика — одна из важнейших тем в современных программах обучения и учебниках информатики. Логическое мышление является основой информационной культуры в развивающемся информационном обществе. Знание основ логики важно для каждого человека, т.к. умение правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих либо чужих утверждений, высказываний, предположений является жизненной необходимостью. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Обучаться логике приходится уже с детских лет, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление. Отдельные приемы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду: это, например, анализ и синтез, сравнение и различение, описание и характеристика. В школе с первых дней обучения учащиеся активно работают с этими логическими приемами или операциями на всех уроках, развивая, углубляя и систематизируя свои знания. Интеграция информатики с логикой позволяет систематизировать знания учащихся из всех предметных областей. На компьютерных занятиях ребята очень часто встречаются с понятиями логики, и при этом компьютер выступает их верным помощником при изучении ее основ. Наиболее ярко выглядит выполнение логических заданий по логике на интерактивной доске. Возможности «чудо - доски» помогают сделать интереснее любое, даже самое сложное, задание. Для закрепления главных понятий логики используется тактильные ощущения и деятельностный подход, которые активно развивают мыслительную деятельность ребенка. На занятиях по информатике я часто использую различные задания по логике: типа «пазл», «виртуальный конструктор» и т.д. Также понятия логики мы повторяем и закрепляем с ребятами при изучении инструментов и сред различных графических редакторов, таких как Paint, Раскрашка, Художник.
Еще одним немаловажным направлением учебной деятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста является дисциплина «ориентировка в пространстве», которая в будущем имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него данных способностей. Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации. Для поддержки развития этого навыка ребятам даются соответствующие ситуации на занятиях информатики: найди карточки с заданиями или займи свое рабочее место пользуясь планом помещения.
Курс информатики в начальной школе отличается изучением материала «по - спирали», т.е. в течение всего курса обучение происходит по одним и тем же темам, повторяющимся из года в год, но с разной степенью углубления материала в зависимости от возраста учащегося. Эта особенность была учтена мной при разработке упражнений.
Ниже рассмотрены некоторые примеры упражнений по информатике интегрированных с другими предметными областями.
Практические задания и упражнения по информатике с элементами закрепления общеобразовательных знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Тема «Основные устройства компьютера и их назначение»:
Упражнение №1: «КОМПЬЮТЕРНАЯ АЗБУКА» Собери название устройства, изображенного на картинке. После выполнения задания проверь себя, отодвинув шторку.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление названий основных устройств компьютера, изучение
расстановки букв на клавиатуре.
Предметная область интеграции: обучение грамоте.
Упражнение №2: Вспомни и нарисуй основные устройства компьютера.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление знаний об основных устройствах компьютера, работа в
графическом редакторе.
Предметная область интеграции: ИЗО.
Упражнение №3: Раскрась устройства.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление знаний об основных устройствах компьютера, работа вграфическом редакторе Paint.
Предметная область интеграции: ИЗО.
Упражнение №4: «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПАЗЛЫ» Помоги Незнайке собрать
рассыпавшуюся картинку.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление знаний об основных устройствах компьютера.
Предметная область интеграции: математика (конструирование), логика.
Упражнение №5: «ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР» Используя инструменты виртуального конструктора, собери компьютер. Задание рассчитано на 2 уровня сложности: на первом уровне конструирование происходит перекрыванием готового шаблона, на втором готового шаблона нет и конструирование происходит по образцу.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление знаний об основных устройствах компьютера.
Предметная область интеграции: математика (конструирование), логика.
Упражнение №6: Раскрась зеленым цветом предметы, являющиеся устройствами компьютера, а желтым цветом предметы, относящиеся к другой группе. Используя инструмент «Надпись», желтым и зеленым цветами подпиши названия получившихся групп предметов.
Возраст детей; старший дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление знаний об основных устройствах компьютера, работа вграфическом редакторе Paint.
Предметная область интеграции: логика.
Упражнение №7: «КОМПЬЮТЕРНЫЕ РЕБУСЫ» Разгадай ребус. Из картинок расположенных ниже ребуса выбери ту, на которой изображен получившийся ответ - вариант 1. Составь получившийся ответ, используя буквенную часть клавиатуры - вариант 2.
Возраст детей: младший школьный.
Цель: закрепление знаний об устройствах компьютера, изучение расстановки букв на клавиатуре.
Предметная область интеграции: логика.
Упражнение №8: На рисунке изображены люди различных профессий. Проанализируй картинки и определи, в деятельности каких профессий человек использует компьютер. Рядом с каждой картинкой поставь соответствующую метку.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: закрепление знаний о применении компьютеров в профессиональной деятельности человека.
Предметная область интеграции: окружающий мир.
Упражнение №9: Подпиши название каждой профессии. Соотнеси профессию с направлением использования.
Возраст детей: младший школьный.
Цель: закрепление знаний о применении компьютеров в профессиональнойдеятельности человека.
Предметная область интеграции: окружающий мир.
Тема «Технология обработки текстовой информации, текстовый редактор»:
Упражнение №1: Прочитай текст и исправь ошибки в нем.
Возраст детей: младший школьный.
Цель: отработка навыка работы с клавиатурой, изучение основ редактирования текста в среде текстового редактора.
Предметная область интеграции: русский язык.
Упражнение №2: Вставь пропущенные знаки арифметических операций и
неравенств.
Возраст детей: младший школьный.
Цель: изучение служебных символов клавиатуры, отработка навыка работы стекстовой информацией в среде текстового редактора.
Предметная область интеграции: математика.
Упражнение №3: Распредели слова на 3 группы. Назови каждую группу и введи названия в первой строке получившихся столбцов. Первый и третий столбцы выдели красным, а второй синим цветами.
Возраст детей: младший школьный.
Цель: отработка навыка работы с текстовой информацией в среде текстового
редактора.
Предметная область интеграции: русский язык.
Тема «Технология обработки графической информации, графический редактор»:
Упражнение №1: Определи последовательность объектов. Используя инструменты графического редактора «Раскрашка», продолжи ряд.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: изучение среды и инструментов графического редактора «Раскрашка»
пакета программ «Роботландия».
Предметная область интеграции: логика.
Упражнение №2: В течение 10 - 15 секунд на экране учащимися демонстрируется картинка, составленная из геометрических фигур различных цветов, после чего учащиеся должны воспроизвести эту картинку на компьютере в специальной программе (графический редактор или виртуальный конструктор). Сама картинка выполнена в специальной программе для интерактивной доски, поскольку в этой программе предусмотрена возможность спрятать ее в нужный момент, используя инструмент «шторка».
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: изучение среды и инструментов специальных программ (графический редактор, виртуальный конструктор).
Предметная область интеграции: логика, психология (развитие психических процессов).
Демонстрация картинкиПосле демонстрации (шторка)
Упражнение №3: Реши логическую задачу: Катя, Соня, Галя и Тамара
родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном
месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами.
Назовите дату рождения каждой девочки. Ответ оформи в виде иллюстрации
в графическом редакторе «Раскрашка» пакета программ «Роботландия».
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: изучение среды и инструментов графических редакторов «Раскрашка»,
«Paint» и т.д.
Предметная область интеграции: логика.
Все упражнения, позволяющие использовать интерактивную доску, обязательно заканчиваются проверкой - один из учеников демонстрирует на доске правильное решение и объясняет его. Это простое действие позволяет развивать устную речь, актуализировать знания из интегрирующей предметной области, провести самоконтроль остальных учащихся.
Упражнения для проведения организационных моментов урока:
Упражнение №1: «ЗАЙМИ СВОЕ МЕСТО» Данное упражнение можно использовать в начале практической работы за компьютером, когда требуется передать индивидуальные задания учащимся и распределить места для практической работы за компьютерами. Дети сидят на стульчиках полукругом напротив интерактивной доски (вместо доски может быть использован обычный экран). На доске демонстрируется план компьютерного класса, на котором звездочками с буквами и буквами обозначены места, где учащийся должен найти своё задание и место для его выполнения.. Учащимся предлагается определить, что изображено на доске. Далее учитель озвучивает задание: «Найди карточки с практическими заданиями для работы за компьютером; определи и займи свое рабочее место. Твоя карточка и место обозначены на карте первой буквой твоего имени (фамилии)».
Возраст детей: дошкольный.
Цель: поиск карточек с заданиями, распределение рабочих мест за компьютерами.
Интегрирующий компонент: ориентировка в пространстве.
Упражнение №2: «РЕФЛЕКСИЯ» Данное упражнение можно использовать в конце урока. На интерактивной доске учащимся демонстрируется изображение монитора с расположенными на нем именами учащихся. Учитель озвучивает задание: «Ребята, наш монитор потерял все свои папочки на рабочем столе, остались только их названия в виде ваших имен. Давайте поможем монитору их найти! Каждый из вас над своим именем на мониторе должен нарисовать маркером свою папочку, выбрав для рисования определенный цвет: зеленый, если ваше настроение сейчас отличное; синий, если ваше настроение не очень хорошее и красный, если настроение совсем плохое.
Возраст детей: дошкольный, младший школьный.
Цель: рефлексия.
Интегрирующий компонент: ИЗО.
Данные упражнения разработаны с учетом основных требований государственного стандарта по информатике к знаниям для детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассчитаны для выполнения индивидуально или в группах. Выполнение некоторых заданий ориентировано на использование интерактивной доски. Именно интерактивная доска позволяет реализовать деятельностный подход при изучении тех или иных понятий по предмету для более качественного усвоения не только учебного материала по информатике, но и для закрепления знаний, полученных на других предметах. Данные упражнения могут быть использованы как на уроках информатики, так и на факультативных или кружковых занятиях по предмету.
Формирование знаний по предмету осуществляется через связь понятий информатики с изучаемым материалом основных общеобразовательных дисциплин, что дает возможность рассматривать единство мира в многообразии форм человеческой деятельности, единство естественнонаучной картины мира. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста гораздо лучше и с большим интересом воспринимают и запоминают новую информацию при таком подходе, так как его представление опирается на опыт и уже имеющиеся знания ребенка. Подобный интеграционный подход способствует повышению качества изучения не только понятий информатики, но и других общеобразовательных дисциплин.
Мои упражнения не являются эталонными, ими может воспользоваться любой учитель информатики и подойти к ним вариативно, изменяя их и разрабатывая на их основе свои собственные. Поскольку в мире ничего не
стоит на месте, все постоянно развивается и изменяется, тем более, когда дело касается информационных технологий, то и моя работа на этом не заканчивается. Я постоянно пополняю свою коллекцию новыми упражнениями, потому что вижу интерес ребят и пользу, которую они извлекают для себя при выполнении подобных заданий.