Конспект урока по химии на тему Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева 10 класс
Дата:
Урок: химия
Название, тема
Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева
Цель:
Раскрыть смысл периодического закона и рассмотреть закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева
Ожидаемый результат
- уметь наблюдать, анализировать, делать выводы
- уметь ориентироваться в ПСХЭ
-уметь определять положение элемента в периодической системе
-уметь определять свойства элемента в зависимости от положения его в ПС
- уметь сравнивать свойства элементов в зависимости от их положения в ПС
Тип урока
Комбинированный, с использованием новых подходов в обучении
Задания
деление на группы (по названию групп элементов)
« Мозговой штурм» (в группах)
«Корзина идей» ( в группах)
Работа с одаренными детьми (самостоятельно по решению задач)
Слайдовая презентация о Д.И.Менделееве (ИКТ)
Викторина (работа в группах)
Источники, ресурсы, оборудование
Учебник «Химия»,10кл, стенд Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Портрет Д.И.Менделеева, презентация
Плакаты, маркеры,
Ход урока
этапы
Действия учителя
Действия учащихся
Вводная часть
7-10 мин.
Мотивационный настрой
Шагал За стол садился и упрямо
Опять шагал до первых петухов
История в те ночи не считала
Его чуть слышных медленных шагов.
Еще нам долго в химии идти,
Но он прошел, не разбудив планеты,
Решающую часть того пути,
Вышагивая здесь, по кабинету.
Актуализация знаний.
(постановка проблемных вопросов)
Как вы думаете, кому посвящены эти строки?
А как вы догадались?
Периодический закон. Мы познакомились с ним в 8 классе, работали в 9, теперь вернулись в 10. Так ли важен Периодический закон? Действительно ли он является «решающей частью» всего пути человечества в химии? Не потерял ли он своей актуальности сегодня, через 150 лет после его открытия? Попробуем это выяснить сегодня.
Какие цели мы сегодня поставим перед собой? (Предполагаемый ответ обучающихся: обобщить то, что нам известно о Периодическом законе, выяснить роль Периодического закона в развитии химии)
Фронтальный опрос:
1.В каком году был открыт ПЗ.
2.Что взял Д.И.Менделеев за основу сравнения химических элементов
3.Как читается ПЗ
Мозговой штурм.
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение хим.эл.в ПСХЭ, численно равны между собой .
Строение атома
Положение хим.эл.в системе
Порядковый номер
Номер периода
Номер группы
Заряд ядра
г
д
ж
Число электронов в атоме
е
з
к
Число протонов в ядре
л
м
н
Число нейтронов в ядре
ю
у
с
Число электронов в наружном слое
о
п
и
Число электронных слоев
ч
й
я
Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название хим. элемента. обнаруженного в солнечном спектре.
Настраиваются на урок
Вслушиваются в смысл стихотворения
Размышляют над смыслом слов,
устанавливают взаимосвязь между словами, связывают с темой
Ответ обучающихся: Д.И. Менделееву
(Предполагаемый ответ обучающихся: его открытие – Периодический закон – является фундаментом химии. Закон открыт теоретически, то есть в кабинете, а не в лаборатории.)
Вспоминают когда начали изучать и где применяли ПЗ и ПСХЭ
Ответ: 1869г
Ответ: атомную. массу
Использование заданий с элементами критического мышления позволяет вовлечь учащихся в работу.
Ответ: ГЕЛИЙ
Основная часть
15мин
Работа в группах. – «Корзина идей»
Попытаемся собрать всю информацию, которую мы умеем извлекать из Периодической системы. Берем конкретный химический элемент. Например, сера.
Ответы групп.
Положение в ПС: 3 период, 6А группа (или 7 группа, главная подгруппа)
Относительная атомная масса – 32
Состав атома: 16 протонов, 16 электронов, 16 нейтронов
Заряд ядра +16
3 энергетических уровня
Распределение электронов: 2, 8, 6
Электронная формула: 1s22s22p63s23p4
Относится к p-семейству
Типичный неметалл
Возможные степени окисления: -2, 0, +4, +4, +6.
Высший оксид: SO3 – кислотный
Высший гидроксид – H2SO4 - сильная кислота
Летучее водородное соединение – H2S
Дополнительный материал (работа с одаренными) Решение расчетной задачи-загадки. Задача1. Залежи данного ценного элемента в мировом океане составляют 6млн тонн. основная часть их содержится в виде соединения NaЭCI4, где доля элемента равна 54,42%. Что это за элемент и каково строение его атома?
Каждая группа учеников перечисляет всю информацию, которую можно узнать из Периодической системы об этом элементе, (каждый пункт характеристики пишут на отдельном листе формата А4) Будем подсчитывать вклад каждой группы в общую копилку. Каждое свойство засчитывается только той группе, которая назовет его первым. (Чтобы не терять время на подсчет данных ответов, назначен независимый эксперт – ученик)
Презентация
10мин
Викторина
7мин
Сообщения учащихся – 10 мин
С сообщениями выступают ученики, которым это задание было дано заранее.
«Д.И.Менделеев – ученый, педагог, человек»
Д.И. Менделеев считал главными для себя три службы: ученый, педагог, и службу «на пользу роста русской промышленности». Великолепно ориентировался в вопросах экономического развития. Выступал с основным докладом на торгово-промышленном съезде. Издал труд «Основы фабрично - заводской промышленности». Лично изучил топливную базу каменного угля. Заботился о развитии судостроения. Создавал бизнес-планы. Предложил программу освоения Арктики. Увлекался живописью, фотографией, был членом Совета Петербургской Академии художеств, организатором знаменитых «сред», куда собирался весь цвет русской интеллигенции.
Викторина – 7 мин
Работа в группах.
После формулировки вопроса каждая группа пытается дать на него краткий ответ. Ответившей считается группа, которая первой дала правильный ответ.
Вопросы.
Почему химический элемент водород помещен в Периодической системе одновременно в двух группах? группы, по строению атома
В чем отличие строения атомов элементов побочных и главных подгрупп?
Почему лантаноиды так похожи друг на друга?
Почему свойства элементов изменяются периодически?
Почему в побочных подгруппах все элементы являются металлами? Почему сверху вниз в главных подгруппах растут металлические свойства? (Предполагаемый ответ: т.к. увеличивается радиус атома)
В ходе викторины у учащихся возникли вопросы, на них ответили после ее завершения.
В это время остальные выполняют задание индивидуально: выбрать из
сообщения самую яркую и запомнившуюся мысль и записать ее.
Каждая группа старается быть первой, устанавливаем очередность
ответ: По свойствам (неметалл) он сходен с элементами 7 группы, по строению атома (1 электрон на внешнем уровне) – с элементами 1 группы)
ответ: У элементов главных подгрупп заполняется внешний энергетический уровень, у элементов побочных – предвнешние).
ответ: У лантаноидов заполняется электронами третий снаружи уровень, который практически не влияет на свойства элементов).
ответ: Так как периодически изменяется количество электронов на внешнем энергетическом уровне).
ответ: У металлов мало электронов на внешнем уровне, у элементов побочных подгрупп их не больше 2, т.к. заполняется предвнешний уровень).
Рефлексия
3мин
Подведем итоги. Взял ли каждый что-либо полезное для себя на уроке? Варианты начала вашего комментария: «Мое открытие: », «Я узнал, », «Я бы хотел узнать еще». Могут быть и ваши собственные.
Д\з: &.2.1. Упр.3,5,7(дифференцированно)
Обобщают знания.
Дают оценку своим
действиям на уроке (самооценка)
самоанализ
Сложнее всего школьникам даются темы, в которых нет практических работ или демонстрационных опытов, либо их совсем мало проводится. Это и понятно, ведь абстрактные сведения о законах и теориях, как и решение расчетных задач, не нацеленных на связь с жизнью и с химическим производством предметов потребления, не повышают мотивацию к изучению химии. А ведь мотивация- прекрасный рычаг для лучшего усвоения учебного материала и усиления интереса к предмету.
Групповая форма работы способствует тому, чтобы каждый учащийся активно работал на уроке, помогает выявить лидеров. Урок химии по закреплению и повторению изученного материала носит дифференцированный характер обучения, развивает навыки критического мышления учащихся. Данный тип урока позволил использовать на уроке задания разного уровня сложности, целью которых явилось выявить уровень обученности учащегося с учетом его индивидуальных особенностей. Стихотворение, которое было использовано в психологическом настрое, позволило каждому ученику почувствовать уверенность в себе. При составлении кластера по теме урока, заметила, что слабые ученики не бояться высказывать свои идеи и активно участвуют в презентации готовых работ. После проведения данного урока учащиеся поняли, что они самостоятельно могут находить ответы на поставленные вопросы, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Они обладают желанием высказывать собственные мысли. В рефлексии детям была предоставлена возможность выразить свое отношение к уроку и настроение. Радует то, что оно было у всех положительным. Урок считаю успешным.
Оценивание занятия
(анализ)
Урок построен на основе интерактивных форм обучения (работа в группах, работа в паре). На уроке учитель использует слайдовую презентацию, «мозговой штурм», «корзину идей» позволяющие активизировать умственные способности учащихся. В уроке прослеживается межпредметная связь с уроком физики. А главное атмосфера на уроке. Нет безразличных детей, каждый старается внести свою лепту. Урок интересен и прошел плодотворно. После бесед с И.М. о курсах и тех методах, которые я увидела, на уроке буду пробовать, и проводить уроки по этим методам.
Учитель высшей категории СОШ № 6: Колесникова Н.П.
Изменения к уроку
Нет предела совершенству. Готовясь к уроку у меня было несколько вариантов разработки урока. Можно было составить вопросы для опроса по таксономии Блюма, я думаю 10 классникам, было легко сориентироваться. Попробую в следующий раз.
Лист самооценки знаний темы: «характеристика элемента по положению в ПСХЭ», 10 класс.
Разделы изучаемой темы
Степень усвоения
Знаю
Могу дать определение
Имею представление
Не знаю
Период, группа, подгруппа
Строение атома (электроны, протоны, нейтроны)
Электронная формула
Возможные степени окисления
Формулы высшего оксида, гидроксида, водородного соединения
Фамилия ученика
Самооценка: (по 5-ти бальной системе)-
Оценка учителя:
+ да - нет
15