Контрольно-измерительные материалы для проведения полугодовой промежуточной аттестации за курс Основы практической грамотности
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 123 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ им. ОХРИМЕНКО О.И.»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
____________/____________/
Ф.И.О. , подпись
Протокол № ____ от
«___»___________20___г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель МС
заместитель директора
БОУ « СОШ № 123 »
____________/ Ремыга М.А._/
Ф.И.О. , подпись
«___»____________20_____г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ «СОШ № 123 »
____________/__О.А.Троицкая
Ф.И.О. , подпись
«___»____________20_____г.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
для проведения полугодовой промежуточной аттестации
за 2016 / 2017 учебный год
по предмету Основы практической грамотности
класс______9________
Материалы подготовил:
учитель Ремыга Марина Александровна
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения полугодовой промежуточной аттестации по курсу
«Основы практической грамотности». 9 класс
1. Назначение КИМ
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися программного курса «Основы практической грамотности» за курс 1 полугодия 9 класса.
2. Структура КИМ
Каждый из дух вариантов проверочной работы состоит из двух частей и включает в себя 24 задания, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть А содержит 15 заданий на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. Ответ на задания части А даётся соответствующей записью в виде числа. Часть А работы проверяет подготовку по предмету на базовом уровне.
Часть В содержит 9 заданий на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа. Ответ на задания части В даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел. Часть В ориентирована на аттестацию учащихся, претендующих на высокий балл, проверяют повышенный уровень сложности изучаемого предмета. Задания части В аналогичны заданиям, включенным в ОГЭ по предмету Русский язык.
3. Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Основы практической грамотности» представлено в таблице 1
Таблица 1
№ задания
Содержательные разделы
Максимальный балл
Часть А
Морфемный анализ слова
1
Морфемный анализ слова
1
Правописание корней
1
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
1
Правописание приставок
1
Правописание суффиксов причастий
1
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
1
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
1
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
1
Правописание служебных слов
1
Правописание НЕ и НИ
1
Употребление деепричастий
1
Типы союзов
1
Пунктуация в союзных предложениях
1
Пунктуация в союзных предложениях
1
Часть В
Понимание прочитанного текста
2
Средства художественной выразительности текста
2
Правописание приставок
2
Правописание суффиксов
2
Лексика. Синонимия.
2
Грамматическая основа предложения
2
Грамматическая основа предложения
2
Синтаксис. Простое осложненное предложение
2
Синтаксис. Сложное предложение
2
Максимальное количество баллов за всю работу
33
4. Система оценивания отдельных заданий и проверочной работы в целом
За верное выполнение каждого задания А части ученик получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий В части может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
Верным считается ответ, в котором есть все слова, словосочетания, цифры из эталона и отсутствуют другие цифры, слова.
1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются итоговые баллы, которые используются для перевода в пятибалльную отметку.
Система перевода баллов в отметку
Отметка
Количество баллов
Процент выполнения
5
36-39
92-100
4
29-35
75-90
3
20-28
51-72
2
10-19
26-49
1
0-9
0-23
5. Продолжительность проверочной работы– 45 минут.
Среднее время выполнения одного задания А– 1- 2 минуты, части В – 2-3 минуты. Ориентировочное время выполнения этих частей работы - 45 минут.
Полугодовая промежуточная аттестация по ОПГ. 9 класс
Вариант 1
А1. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
набелить, дождевик, изощрённый
подосиновик, выветривающий, прилетающий
сверхизысканный, пригоршня, междусобойчик
привередливый, отглагольный, беспрестанный
А2. В каком слове нет окончания?
1)Окно 2)дефис 3)плотно 4)прыгнул
А3. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, проверяемая ударением?
прож..вать, щ..пать, ч..стота 2)в..трушка, обн..вление, оп..здать
3)бл..снула, оз..рить, ут..пить 4)об..жать, расп..сание, ур..ган
А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ё?
маж.. рный, вооруж.. н, горяч..
собач..нка, молодц..м, смеш..н
туш..нка, беч..вка, стаж..р
ч..ткий, холщ..вый, камыш..вый
А5. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
и.. подлобья, в.. помнить, бе.. людный
пр..глядеться, пр..шить, пр..прятать
сверх..мпульсивный, дез..нформация, без..сходность
..тпирать, в..сход, пр..язык
А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
стрекоч..щий, держ..щие, рокоч..щие
вид..мый, слыш..мый, движ..мый
дыш..щие, леч..щий, пряч..щиеся
оберега..мый, охраня..мый, завис..мый
А7. В каком ряду на месте всех пропусков пишется НН?
масле..ица, жже..ый, багря..ый
отчая..ый, песе..ый, непозва..ый
вымаза..ый, очарова..ый, пчели..ый
туше..ый, мыши..ый, оловя..ый
А8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
какой(то), (в)течение, где(либо)
пойду(ка), где(нибудь), (в)пятых
(по)весеннему, как(будто), откуда(то)
что(бы), за(то), потому(что)
А9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(кое)как, (давным)давно, (иссиня)чёрный
(пол)яблока, как(нибудь), (по)старинному обычаю
(пол)Москвы, всё (по)прежнему, (по)утреннему звонку
(мало)мальски, сделать (по)своему, кое(с)кем
А10. В каком ряду все выделенные слова пишутся раздельно?
Я хочу, (что)бы вы дали мне ценный совет. (Что)бы такое интересное почитать?
(В)продолжение разговора узнать новые правила. Я купил то(же) самое, что и друг.
Плавать в этой реке опасно (в)следствие сильных порогов. Вам нужно свернуть направо (от)того здания.
(От)чего бы и не поспать? Он отсутствовал (в)течение месяца.
А.11 В каком предложении есть орфографическая ошибка?
Куда не посмотришь, всюду горы.
Не изменил ни строчки.
Он тебе это не расскажет.
Ни с места!
А12. Укажите правильное продолжение предложения Читая русскую поэзию,
захотелось отправиться в лес.
открывается удивительная красота российской природы.
неожиданно пришло желание сочинять.
удивляешься самобытному таланту авторов.
А13. В какой загадке есть подчинительный союз?
Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)
Если б встала, до неба достала б. (Дорога)
Вчера было, сегодня есть и завтра будет. (Время)
Всё время стучит, деревья долбит, но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
A14. В каком предложении союз И связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены.)
Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.
Всё вокруг переливалось и сверкало на солнце.
Он вдруг поднялся и пробормотав невнятные слова вышел.
Зима была снежная и все ждали сильного половодья.
А15. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Чтобы выделить ячейку, щёлкните по ней мышью.
Рисунок и цвет обоев, могут не только изменить внешний вид помещения, но и смягчить некоторые его недостатки. 3)День пасмурный, и Москва в тумане. 4)Если выделить весь ряд данных, а затем щёлкнуть по одной из его меток, то из всего ряда останется выделенной только эта метка.
Прочитайте текст и выполните задания В1В9.
(1)Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, достал из бокового кармана сигарету и, раскурив её в затишке, за кабиной, продолжал отрешённо глядеть на бегущую встречь дорогу.
(2)Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше. (3)В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. (4)Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа.
(5)И, может быть, не случайно на этих высотах, не одоленных ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. (6)Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот. (7)В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда ещё просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел захватить следы этого побоища на южном фасе. (8)К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, сапёры свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие. (9)Мёртво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли они рядом, образуя гигантское кладбище из многих сотен машин. (10)Среди него можно было и заблудиться. (11)Дядя Саша курил на ветру, оглядывал высоты, ныне дремлющие под мирными нивами.
(12)Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов. (13)Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскалённых солнцем утробах. (14) Но и мёртвые, с пустыми глазницами триплексов танки, казалось, по-прежнему ненавидели друг друга. (15)Дядя Саша разглядывал пробоины, старался распознать, кто и как обрёл свой конец.
(16)Теперь этого танкового кладбища нет. (17)Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены. (18)Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы.
(19)Дядя Саша, иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, как трактористы стороной обводят плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни и как пастухи, выгоняя гурты на жнивье, не дают скотине топтать куртинки могильной травы. (20)Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жёсткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье. (22)Иногда сидел здесь, усталый, до самой вечерней зари, наедине со своими мыслями, смотрел, как печалью сочатся закаты над этими холмами, и казалось ему, будто зарытые в землю кости все прорастают то тут, то там белыми обелисками и будто сам он, лишь чудом не полегший тогда во рву, прорастает одним из них...
В 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дядя Саша, проезжая по Великой Русской равнине, думает о войне?» Запишите номер 1-4.
1) Он видит танковое кладбище.
2) Он сам воевал в этих местах.
3) Он видит рытвины от мин и фугасов.
4) В глубокой древности эту местность одолел ледник.
В.2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот.
2) Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов.
3) Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах.
4) Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены.
В.3. Из предложений 3-4 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение.
В.4. Из предложений 8-11 выпишите действительное причастие настоящего времени, в котором правописание суффикса определяется тем, что оно образуется от глагола I спряжения.
В.5.Замените словосочетание ВРАЖЕСКИХ УДАРОВ (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В.6. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
В.7.Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой
В.8. Среди предложений 2-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В.9.Среди предложений 2-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Полугодовая промежуточная аттестация по ОПГ. 9 класс
Вариант 2
А1. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания?
подъехать, экономить, проветривание
преодолеть, пристегнуться, снова
лить, предупреждение, возвратить
убирают, беззаботный, подоконникА2. В каком слове нет окончания?
1)Кефир 2)полотно 3)свёрнут 4)стойко
А3. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1)в..трушка, обн..вление, оп..здать 3)бл..снула, оз..рить, зат..пить
2) об..жать, расп..сание, ур..ган 4) выч..тать, проск..кать, нар..стать
А4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется О?
чащ..ба, крыж..вник, ож..г (руки)
танц..р, ч..рточка, общ..
ноч..вка, деш..вый, нож..вка
ретуш..р, ж..лудь, полуш..пот
А5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
бе..печно, во..наградить, и..пробовать
пр..вышающий, пр..кратить, беспр..рывный
сверх..мпульсивный, дез..нформация, без..сходность
п..дарить, з..рубить, ..передить
А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
кле..щий, ча..щий, пронизыва..щий
озаря..мый, колебл..мый, гон..мый
колыш..щийся, курлыч..щие, плач..щие
застила..мые, изыма..мый, мысл..мый
А7. В каком ряду на месте всех пропусков пишется Н?
фаза..ий, соля..ой, ю..ый
охра..ый, дистанцио..ый, паути..ый
тигри..ый, искус..ый, гума..ый
шерстя..ой, кова..ый, дикови..ый
А8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
кто(то), вряд(ли), какой(нибудь)
скажи(ка), как(либо), кем(нибудь)
потому(что), как(будто), как(то)
потому(как), где(нибудь), так(как)
А9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
сделать (по)своему, одеты (по)праздничному, (по)дальше
разойтись (по)хорошему, говорил (по)русски, (кого)либо
свежий (по)весеннему, (по)летнему наряду, (по)старинке
идти куда(то), (по)одаль, бок(о)бок
А10. В каком ряду все выделенные слова пишутся слитно?
Моя сестра училась в лицее, я (то)же собираюсь поступать туда. Необходимо повернуть (за)то здание.
Нужно много читать, (что)бы получить хорошее образование. (В)виду приближающейся бури забеспокоились о рыбаках, находящихся в море.
Он редко плакал, (за)то на него часто находило упрямство. Она сообщила мне (то)же самое, что я уже слышал.
Нашим друзьям отдых (то)же понравился. Экспедиция решила утром отправиться (в)глубь пещеры.
А11. Укажите предложение, в котором есть орфографическая ошибка.
На небе ни облачка.
Он ничуть не жалел об этом.
На небе не облачка.
От страха я был ни жив ни мёртв.
А12. Укажите правильное продолжение предложения Решая задачу,
нашлось верное решение.
ученики потратили много времени.
она оказалась легкой.
время пролетело незаметно.
А13. В какой пословице есть сочинительный союз?
Будет досуг, когда вон понесут.
Если бы дрожать не умел, совсем бы замерз.
Когда пир, тогда песни.
Красота до вечера, а доброта навек.
А14. В каком предложении союз И связывает два предложения в составе сложного? (Знаки препинания не расставлены.)
Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
Взошла луна и своим мягким фосфорическим светом озарила лес.
Все окна раскрыты настежь и тёплая ночь смотрит в них из сада.
В город он больше не вернулся и теперь каждую свободную минуту просиживал в избе старика.
А15. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Костёр тлел неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.
Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги надо, присыпав загрязнённый участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.
Немного лиц мне память сохранила, немного слов доходят до меня, а прочее погибло невозвратно.
Выберите в меню имя команды, отмеченное многоточием, и откроется диалоговое окно.
Прочитайте текст и выполните задания В 1-9.
В первый тёплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошёл на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства.
Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, медленно разворачивая тёмные крылья над голыми осинами, на школьном дворе возбуждённо кричали мальчишки, и весенняя земля пахла пасхой.
Я проголодался и зашёл в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала. (4)На опушке под берёзами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос. (5)Он уже знал, что у меня колбаса, будто ему позвонили из магазина и сказали, и теперь он дрожал всеми кудрями, или мне это только показалось, а он просто стоял, скучая, среди вечной природы и ждал, твёрдо зная, что кого-то дождётся.
(6)Увидев меня, кудряш сошёл с тропинки в сторону и пошёл следом за мной на кривых терпеливых ногах. (7)Я оглянулся, и он остановился и сконфуженно помигал: «Ничего, что я за тобой увязался?» (8)Я пошёл дальше, и он за мной. (9)Я снова оглянулся, и он снова остановился, и тут мы глянули друг другу в глаза и поняли, что знакомы друг с другом вечно.
10) Тришка, сказал я, Тришка, так тебя зовут?
11)Он махнул ушами: «А не всё ли равно, зови как хочешь».
12)И теперь мы двинулись рядом, как старые- старые приятели.
13)Он забегал вперёд, шуршал в кустах, нюхал какие-то следы и, взвизгивая радостно-деловито, возвращался назад: «Можно, кажется, всё в порядке».
14)Я сел на скамейку у воды, развернул пакет, а он уселся в вежливом отдалении и так неназойливо, как бы наедине со своими собственными мыслями, облизывался вне всякой связи с моей колбасой.
15)Я глянул ему в глаза он отвёл их, он не хотел быть нахалом.
16)Я кинул ему кусок колбасы он тут же её проглотил, сел и, облизываясь, умильно глядел на меня. (17)Я подмигнул ему, и вдруг он подскочил: «Что ты, ты неправильно меня понял», и зашёл мне за спину и сел там тихонько.
(18)Я всё время чувствовал его за спиной, и кидал ему туда кусочки колбасы, и слышал, как он, шурша в прошлогодних листьях, находит их и жуёт. (19)Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал и бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.
(20)Я встал и пошёл, и он за мной. (21)Теперь у меня уже не было колбасы, и не пахло колбасой, он это видел, чувствовал и знал лучше всех на свете, он шёл рядом, и мы поглядывали друг на друга, и оба были довольны.
(22)Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета». (23)Я пошёл через мостик к маленькой пристани, а он, оставшись по ту сторону мостика, стоял на крепких кривых своих лапах и сквозь курчавую, свисавшую на глаза шерсть долго глядел мне вслед друг мой, брат мой...
(По Б. Ямполъскому)
В1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик посчитал барбоса старым приятелем?»
Рассказчик привык всё увиденное описывать до мелочей.
Рассказчик в жизни очень одинок, поэтому встреча с собакой ему запомнилась.
Рассказчика поразили доброжелательность, ненавязчивость собаки, привыкшей видеть в человеке друга.
Рассказчик узнал в собаке потерянного в детстве пса по кличке Тришка.
В.2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета».
Я проголодался и зашёл в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала.
Я пошёл дальше, и он за мной.
Тришка, сказал я, Тришка, так тебя зовут?
В.3. Из предложений 14-16 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
В.4. Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН».
В.5. Замените разговорное слово ГОЛОСИЛИ в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В.6. Выпишите грамматическую основу предложения 22.
В.7. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
В.8. Среди предложений 18-21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В.9. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Полугодовая промежуточная аттестация
по Основам практической грамотности
за 2016-2017 учебный год
учени_____ 9/2 класса
___________________
________________________
(Ф.И.)
№ задания
Ответ
Вариант ____
Часть А
Часть В
Система оценивания проверочной работы по ОПГ
Ответ вариант 1
Ответ вариант 2
Часть А
1
2
1
4
2
3
2
4
3
1
3
4
4
3
4
1
5
2
5
2
6
2
6
3
7
2
7
1
8
2
8
2
9
1
9
2
10
2
10
2
11
1
11
3
12
4
12
2
13
2
13
4
14
4
14
3
15
2
15
2
Часть В
2
3
3
1
обтекая
развернул
дремлющие
простуженные
ударов врагов
кричали
нет
«Ракета» зашумела
3
3
2,4
18
2
1
Частица
13 PAGE \* MERGEFORMAT 149215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Частица
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15