Контрольно измерительные материалы для промежуточной аттестации за курс 5 класса
Вариант 1
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 Способность животных реагировать на изменения в окружающей среде принято называть
1) обменом веществ 2) раздражимостью 3) размножением 4) выделением
А2 Полужидкое вещество, заполняющее клетку, - это
1) цитоплазма 2)хлоропласт 3) оболочка 4) ядро
А3 Вымершее млекопитающее, сходное по строению со слонами, - это
1) стегоцефал 2) трилобит 3) диплодок 4) мамонт
A4 Оформленное ядро отсутствует в клетке
1) грибов 2) растений 3)бактерий 4) животных
А5 Грибы размножаются с помощью
1) спор 2) гамет 3) семян 4) спермиев
А6 Семена цветковых (покрытосеменных) растений располагаются в
1) цветках 2) плодах 3) почках 4) шишках
А7 Используют паутину для охоты на других животных
1) раки 2) жуки 3) пауки 4) слизни
А8 Дышит с помощью легких и кожи
1) рак 2) птица 3)рыба 4)лягушка
A9 В водной среде обитания животные приспособились к недостатку
1)азота 2)тепла 3)влаги 4) кислорода
А10 Родиной происхождения риса является
1) Африка 2) Австралия 3) Южная Америка 4) Евразия
A11 В глубоководном сообществе океанов отсутствуют
1)рыбы 2)бактерии 3)беспозвоночные животные 4) растения
А12 Первые люди появились
1) 2 млн. лет назад 2) 6 млн. лет назад 3) 4 млн. лет назад 4) 1 млн. лет назад
А13 Грозу можно безопасно переждать
1) в открытом водоеме на лодке 2) под высоким деревом
3) под железным щитом 4) в зарослях невысокого кустарника
Часть 2(дайте краткий ответ в виде последовательности чисел)
Б1 Установите соответствие между строением тела и видом растения
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ВИД РАСТЕНИЯ
А) Спорангии со спорами находятся на нижней стороне листа 1) Мох кукушкин лён
Б) Тело состоит из листьев и стеблей 2) Папоротник орляк
В) Прикрепляется к почве ризоидами
Г) Органы взрослого растения: корень, стебель, лист
Б2 Выберите 3 верных утверждения. К наиболее важным пищевым растениям относят
1) пшеницу 2) лилию 3) рожь 4) зверобой 5) рис 6) хлопчатник
Б3 Озаглавьте приведенный список. Установите один лишний объект, включенный в список
1) клещи 2) пчелы 3) вши 4) блохи
Вариант 2
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 Превращения головастика в лягушку служит примером процесса
1) раздражимости 2) развития 3) размножения 4)движения
А2 Органоид клетки, содержащий наследственную информацию - это
1) цитоплазма 2)хлоропласт 3) оболочка 4) ядро
А3 Вымершее млекопитающее, сходное по строению с ракообразными, - это
1) стегоцефал 2) трилобит 3) диплодок 4) мамонт
A4 Клетки бактерий размножаются
1) спорами 2) жгутиками 3) делением клетки 4) участками цитоплазмы
А5 Плодовое тело гриба подберезовика состоит из
1) корней 2) побегов 3) грибницы 4) ножки и шляпки
А6 Семена хвойных (голосеменных) растений располагаются в
1) цветках 2) плодах 3) почках 4) шишках
А7 Раковина в теле моллюска выполняет роль органа
1) захвата пищи 2) передвижения 3) защиты от врагов 4) размножения
А8 Дышит с помощью жабер
1) кит 2) голубь 3) карась 4) лягушка
A9 В почвенной среде обитания животные приспособились к недостатку
1)света 2)тепла 3)влаги 4) кислорода
А10 Материк, на котором обитает кенгуру, - это
1) Африка 2) Австралия 3) Южная Америка 4) Евразия
A11 В глубоководном сообществе океанов организмы питаются в основном
1)планктоном 2) мертвыми останками 3)насекомыми 4) растениями
А12 Общим предком человека и человекообразных обезьян является
1) австралопитек 2) дриопитек 3) кроманьонец 4) неандерталец
А13 Во время урагана человеку следует
1) укрыться под балконом 2) спрятаться под деревом
3) следить из окна за происходящим на улице 4) плотно закрыть окна и двери в помещении
Часть 2(дайте краткий ответ в виде последовательности чисел)
Б1 Установите соответствие между строением тела и видом растения
СТРОЕНИЕ ТЕЛА ВИД РАСТЕНИЯ
А) Размножается спорами 1) Сосна сибирская
Б) Размножается семенами 2) Папоротник кочедыжник
В) Листья видоизменились в хвоинки
Г) Органы взрослого растения: корень, стебель, лист
Б2 Выберите 3 верных утверждения. К наиболее важным техническим культурам относят
1) пшеницу 2) лилию 3) сосну 4) зверобой 5) лён 6) хлопчатник
Б3 Озаглавьте приведенный список. Установите один лишний объект, включенный в список
1) крокодил 2) гадюка 3) лягушка 4) ящерица
Вариант 3
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 Способность грибов воспроизводить себе подобные организмы принято называть
1) обменом веществ 2) раздражимостью 3) размножением 4) выделением
А2 Женскую половую клетку называют
1)сперматозоид 2) хлоропласт 3) нейрон 4) яйцеклетка
А3 Динозавры представляют собой группу древних
1) земноводных 2) пресмыкающихся 3) птиц 4) зверей
A4 Спора бактерии служит для
1)питания 2) дыхания 3)размножения 4) перенесения неблагоприятных условий
А5 Белый налет на хлебе образует
1)шляпочный гриб 2) дрожжи 3) плесневый гриб 4) бактерии
А6 Залежи отмерших древних папоротников образовали
1) известняк 2)железную руду 3) каменный уголь 4) торф
А7 Прочный покров защищает тело
1) речного рака 2) дождевого червя 3) медузы 4) пиявки
А8 Тело покрыто шерстью у
1) орла 2) попугая 3) тигра 4) лягушки
A
·9 Умногих животных, обитающих в почве, плохо развито
1) осязание 2)обоняние 3)зрение 4) слух
А10 Самое высокое дерево - секвойя – произрастает на материке
1) Африка 2) Австралия 3) Южная Америка 4) Северная Америка
A11 Организмы, парящие в толще воды, называют
1) летучие рыбы 2) звери 3) кораллы 4) планктон
А12 Ученые считают, что пользоваться огнем научился
1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) австралопитек 4) человек разумный
А13 Нельзя употреблять в пищу
1) корнеплод свеклы 2) ягоды ландыша 3) листья салата 4) шляпки белого гриба
Часть 2(дайте краткий ответ в виде последовательности чисел)
Б1 Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят
ВИД ЖИВОТНОГО СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) скорпион 1) кишечнополостные
Б) медуза 2) моллюски
В) креветка 3) членистоногие
Г) кальмар
Д) коралл
Б2 Выберите 3 верных утверждения. Переносчиками опасных для человека заболеваний являются
1) блохи 2) кузнечики 3) клещи 4) пчёлы 5) малярийный плазмодий 6) оса
Б3 Озаглавьте приведенный список. Установите один лишний объект, включенный в список
1) шишка 2) хвоя 3) цветок 4) ствол
Вариант 4
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 Клеточное строение характерно для
1) растений 2) песчинок 3) капель воды 4) комочков почвы
А2 Снаружи живую клетку покрывает
1) цитоплазма 2)хлоропласт 3) оболочка 4) ядро
А3 Жизнь на Земле зародилась в
1) атмосфере 2) океане 3) земной коре 4) почве
A4 Жгутик бактерии – это органоид для
1) запасания белка 2) размножения 3)питания 4) передвижения
А5 Пекарские дрожжи – это
1) бактерии 2) грибы 3) растения 4) животные
А6 Отмершие части мха сфагнума образуют
1) известняк 2)песок 3) каменный уголь 4) торф
А7 Колонии животных, которые участвуют в образовании морских рифов, - это
1) ракообразные 2) морские звезды 3) кораллы 4) кальмары
А8 Рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком
1) лебедь 2) щука 3) ящерица 4)лось
A9 В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются с помощью
1)ласт 2)плавников 3)крыльев 4) жгутиков
А10 Только в Южной Америке в естественных условиях приозрастает
1) баобаб 2) эвкалипт 3) кувшинка виктория регия 4) рис
A11 Прусник является обитателем сообщества
1)толщи воды 2)поверхности воды 3)донного 4) кораллового рифа
А12 Простейшие орудия труда научился изготавливать
1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) австралопитек 4) человек разумный
А13 Укреплению здоровья способствует
1) курение 2) алкоголизм 3) малоподвижный образ жизни 4) сочетание труда и отдыха
Часть 2(дайте краткий ответ в виде последовательности чисел)
Б1 Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят
ВИД ЖИВОТНОГО СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) жаба 1) рыбы
Б) скат 2)земноводные
В) лягушка 3)млекопитающие
Г) белка
Д) осётр
Б2 Выберите 3 верных утверждения. В качестве транспортного средства человек использует
1) лошадь 2) козу 3) овцу 4) верблюда 5) собаку 6) корову
Б3 Озаглавьте приведенный список. Установите один лишний объект, включенный в список
1) крот 2) слепыш 3) дождевой червь 4) ласточка
Ключ
Вариант
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
Б 1
Б 2
Б 3
1
2
1
4
3
1
2
3
4
4
4
4
1
4
2112
135
2(пчелы) Переносчики заболеваний
2
2
4
2
3
4
4
3
3
1
2
2
2
4
2112
356
3(лягушка) Пресмыкаю-щиеся
3
3
4
2
4
3
3
1
3
3
4
4
2
2
31321
135
3(цветок)
Органы голосеменных растений
4
1
3
2
4
2
4
3
4
3
3
2
1
4
21231
145
4(ласточка)
Обитают в почвенной среды
Оценивание работы.
За правильный ответ в части А – 1 балл
За полный правильный ответ в части В – 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл;
за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
Итого максимально 19 баллов.
Шкала пересчета первичных баллов в отметку
Общий балл
0 - 6
7 - 11
12 - 16
17 -19
Отметка
2
3
4
5
Промежуточная аттестация по курсу 5 класса (УМК Плешакова, Сонина)
Проверяемые элементы содержания.
Часть 1 содержит 13 вопросов с выбором ответа по темам (базовый уровень сложности):
А1 – Признаки живого организма
А2 – Состав живых клеток
А3 – Развитие жизни на Земле
А4 – Бактерии
А5 – Грибы
А6 – Растения
А7 – Беспозвоночные животные
А8 – Позвоночные животные
А9 – Среда обитания
А10 – Жизнь на разных материках
А11 – Жизнь в морях и океанах
А12 – Появление человека на Земле
А13 – Здоровье человека и безопасность его жизни
Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом (повышенный уровень сложности).
Б1 – Установление соответствия между строением тела и видом растения или животного
Б2 – Значение растений и животных в природе и жизни человека
Б3 – Умение определить «лишний» объект из предложенного списка и объединение оставшихся объектов в одну группу по определенному признаку.
15