Методическя разработка Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку. 3 класс.












ТЕТРАДЬ
ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3
КЛАСС







Разработала
Н.П. Лемдянова
учитель начальных классов
























ПОВТОРЕНИЕ.


1) Вставить пропущенные буквы:

Пнал, срока, .. грод, горд, брёза, ттрадь, сина.

Составить слова:

а) р, о, м, з, о ______________________________________________

б) т, е, в, е, р _________________________________________________

в) т, е, м, е, ь, л ______________________________________________

Спишите, расставив знаки препинания и пропущенные буквы:

Слышишь, какая перекличка высоко в небе ккое ликоване это
журвли лтят здравствуйте журвли д..лко ли путь держите
____________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Вставить пропущенные буквы:

Кртина млина; мсяц рех вес нябрь ктябрь рбота дкабрь жлтый.

Составить слова из букв:
к, и, р, а, ш,___________________________
н. е, г, с______________________________
д, е, в, о, р, е___________________________
6) Спишите, расставив знаки препинания:
Почему же подснежники растут з..мой почему сп..шат цв..сти эти цв..ты очен.. любят свет в голом л..су св..та очен.. много зацв..ай же ск..рей весенний цв..ток.

________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Вставить пропущенные буквы:

Мдведь, ..тец, п..года, сев..р, р..кета, р..дина, ул..ца, яг..да, пш..ница, п..сок.

Подчеркните однокоренные слова, выделите корень:

Домашний, дом, домбра, домино, домовой.
Водить, водица, водяной, вода.
Говор, разговор, воришка, говорит.

Составьте и запишите из данных слов предложения:

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.
В, берёзы, уборе, золотом, стоят.
Птицы, путь, в, тронулись, дальний.
_____________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Вставить пропущенные буквы. Выделите слова для переноса:

Рдина __________________ врбей ____________________
девчка__________________ ттрадь ____________________
нрод __________________ мдведь ____________________
рбята __________________ мшина ____________________
звод ___________________ учник ____________________
Замените пары слов одним словом. Запишите:

Замерзшая вода – _________________________
Движение воздуха – _________________________
Сильная буря на море – _________________________
Сильный ветер со снегом –________________________
Ненастье с громом и молнией –_____________________
Заход солнца – _________________________

Слова для справок: закат, вихрь, гроза, ветер, шторм, метель, лёд.

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

З..мля промерзла. Но з..ма еще не настала. Не видно сл..дов Зв..рей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна л..се. А л..са тут как тут.
______
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Подчеркните слова, которые нельзя переносить:
Щука, окунь, лещ, судак, сом, пескарь, акула, карп, омуль, камбала, белуга.

Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков:
Работа, лось, сахар, море, девочка, мальчик, учитель, дневник.

Спишите предложение. Подчеркните в нём подлежащее и сказуемое.
Вот с севера подул холодный ветер.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите корни в словах:
Кормила, лесники, маленький.

составьте и запишите два предложения о зиме.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СОСТАВ СЛОВА

Разберите по составу слова:
Дома, повара, лесники,
Заморозки, листы, моряки,
Больница, поездка, запахи.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Ст..ял жаркий д..нёк. Вдру.. пот..нул в..терок. Наб..жала синяя туч.. . Со..нце осв..щ..ло окрес..ность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте из букв слова:
у, д, б, к, о _____________________________________
л, с, е, и, н, к ______________________________________

Напишите названия летних месяцев.
__________________________________________________________

Поставьте ударения над словами. Подчеркните слова с разделительным «ь».

Без терпенья нет ученья. Птице даны крылья, а человеку – разум.

Вставьте пропущенные буквы:
П..нал, т..ерадь, дн..вник, к..р..ндаш, уч..тел, уч..ник, п..рфель, б..лет, с..нтябрь, ..крябрь, д..кабрь.

Составьте предложения со словом деревья. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
____________________________________________________________________________________________________________________

Найдите в каждой группе слов лишнее. Подчеркните.

Желток, железо, желтый;
Носильщик, нос, носатый;
Часовщик, часть, час;
Печурка, печать, печь;
Циркуль, циркач, цирк.

Вставьте буквы, напишите проверочные слова:
М..лчать ________________________________________________
Охр..нять ________________________________________________
Уд..влять ________________________________________________
Гр..знуля ________________________________________________
Пл..сать ________________________________________________
Ш..повник _______________________________________________
Г..рчица ________________________________________________

Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы:
Ёж..к с..дел на г..ре под с..сной. Он см..трел на осв..щенную лунным светом д..лину, затопленную туманом. Комарики не уставали ..грать на своих скрипочках.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исправьте ошибки:

Потинуло холадом. Последния клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова:
Х..трец __________________ р..систый __________________
Зат..пить _________________ с..сна _____________________
П..ляна _________________ вып..сать __________________
Выт..нуть ________________ г..лоса __________________
Разл..лась _________________ з..ленная _________________
Посп..вает ________________ др..жит __________________

Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы:
Хор..шо в л..су в полдень. З..ленные ёлоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми листочками. Др..ж..т серая осина.
_________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Исправьте ошибки:
Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидведь. За босил, за ворочялся, весь впыльце из мазался.

Вставьте пропущенные буквы:
Ч..йник, рощ.., стуч..т, щ..вель, ч..лок, ш..повник, ж..вотное, ж..знь, щ..ка, доч..ка, туч..ка, руч..ка.



Исправьте ошибки:
Летом мы решыли сездить к бабужке в диревню. Сколко хлапот перет отездам. Вот мы ужэ в поизде. Скоро разезд. Поизт астанавился.

Разберите по составу только однокоренные слова:
Полевой, лев, поле.

35) Укажите количество звуков и букв в слове енот ___________
36) Запишите слова с противоположным значением:
Высокий __________________ трудный ________________
Горький __________________ веселый _________________

Фонетический разбор: весна :
_________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Запишите 5 слов с удвоенными согласными (бб, жж, лл, нн, сс)
___________________________________________________________
__________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы:
Р..бята, уч..ники. ..сина, в..тер, б..реза.

образуйте от данных слов 2-3 родственных слова, выделите корень:
котёнок ________________________________________________
горка _________________________________________________
кормушка ______________________________________________
садовник _______________________________________________

В предложении подчеркните главные члены предложения:
Ребята по тропинке идут к реке.

Разберите по составу слова:
Полоска, молодой, пригорок, заморозки.

Спишите. Определите границы предложений.
Весна
Светит яркое солнышко тают снега плачут снежинки на реке треснул лёд звери и птицы рады теплу и солнышку.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выберите верное утверждение, подчеркните.
Корень – это часть предложения.
Корень – это часть слова.

Выберите верное утверждение.
Слово лиса состоит только из корня.
Слово лиса состоит из корня и окончания.

Подчеркните слова, которые нельзя перенести:
Мальчик, аист, урок, ребята.

Вставьте пропущенные буквы. Расположите слова в алфавитном порядке.
Уч..ник, п..нал, м..дведь, л..сица.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова:
В..снушки ____________________________________________
В..шневый ___________________________________________
Руч..нки _____________________________________________
Т..шина ______________________________________________

Запишите 3 слова с мягким знаком на конце.
_________________________________________________________

Выберите верное утверждение, подчеркните.
Основа – это всё слово без окончания.
Основа – это всё слово с окончанием.
Выберите верное утверждение, подчеркните:
Зимний
В этом слове корень зимн.
В этом слове корень зим.
Запишите 5 слов, которые нельзя перенести.
____________________________________________________________________________________________________________________

Напишите по 2 слова на четвертую и предпоследнюю букву алфавита.
________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова:
Т..плица ________________________________________________
Сн..жинка _______________________________________________
Ут..щила ________________________________________________
Св..нья __________________________________________________

Запишите 3 слова с мягким знаком в середине слова
__________________________________________________________


Выберите верное утверждение:
Окончание – это изменяемая часть слова.
Окончание - это неизменяемая часть слова.
Выберите верное утверждение, подчеркните:
Травушка
В этом слове основа травушк.
В этом слове основа трав.
Запишите слова. которые состоят из двух слогов и которые нельзя перенести:
____________________________________________________________________________________________________________________

59) Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова:
См..ялся _______________________________________________
Ст..ят _________________________________________________
Зам..рзает _______________________________________________
Ч..рвяки ________________________________________________

60) Запишите три слова, в которых количество букв больше звуков.
____________________________________________________________________________________________________________________

61) Спишите. Вставьте пропущенные буквы:
З..мля промерзла. Но з..ма ещё не настала.
Не видно сл..дов Зв..рей. Только зайцам страшно. Их белая шубка х..р..шо в..дна л..се. А л..са тут как тут!
62) Составьте и запишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.
В, берёзы, уборе, золотом, стоят.
Птицы, путь, в, тронулись, дальний.
___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте новые слова, используя буквы слова электростанция.
________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вставьте пропущенные буквы:
Д..дуля б..ец ..вца
Св..ча л..сник т..нцор
В..дро д..жди д..ньки

Вставить пропущенные буквы:
На г..ре в..днелся с..няк. К н..му в..ла тр..па. Я л..гко взб..жал по ней. Тр..на п..тляла и изв..валась ср..ди ств..лов. Я прсел на кр..ю ск..лы и нач..л к..дать вниз шишки.

Исправьте ошибки:
Я седел и глидел постаранам. Вакруг рдами стаяли диревя. Вон ведны рибины, бирезы, три витвистые сасны. Недалеко тикла лисная рика. Анна вподала возиро, а патом витикала из ево.

Подберите проверочные слова:
Посп..вает _________________ выт..рпеть __________________
Р..систый __________________ бр..венчатый _________________
Зат..пить __________________ п..ляна _____________________
Х..трец ___________________ выт..лкнуть __________________

Вставьте пропущенные буквы, напишите проверочные слова:
Ду..ки - _________________ ще..ка - _____________________
Ли..ка - __________________ кре..кий ____________________
Ро..кий __________________ хру..кий ___________________
Шука ___________________ гла..ки _____________________
Зу..ки ___________________ про..ка ____________________
Спишите. подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные звуки, одной чертой, которые обозначают мягкие согласные звуки – двумя чертами.
Настала осень ясная,
В садах созрели яблоки,
Висят они на яблонях,
Румяные и сладкие.
А. Кузнецова
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спишите, вставьте пропущенные буквы:
По небу пл..вет туча. Волч..та пищ..т. другие рыч..т. Они уже больш..е. Ч..ткая волчица щ..ртся на небо. Она ч..вствует грозу и подж..мает уш.. .

Подберите проверочные слов.
Ска..ка о ре..ке _____________________________________
Сла..кая яго..ка _____________________________________
У..кая доро..ка ________________________________________
Бли..ка тропа _________________________________________
Смотрели с опа..кой ___________________________________
Сапо..ки пету..ка _____________________________________

Вставьте букву Д или Т:
Конфе..ки, сосе..ский, табле..ка, шокола..ка, памя..ка, нахо..ка, медве..ь, сла..кий, зага..ка, яго..ка, ули..ка, самоле.., дроз.., ве..ка.

Спишите, подчеркните грамматические основы (подлежащее и сказуемое).
Блекнут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Прот..нулись Жур..вли.
М. Исаковский.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

74) Сделайте звуко - буквенный анализ слова пряжа (фонетический разбор).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Составьте новые слова, используя буквы слова космонавтика.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спишите, подчеркните главные члены предложения.
Первый солнечный денек.
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти теплые часы.
А сосульки прослезились
И повесили носы. В. Орлов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить.
Забрызгал, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полк.

Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку _________________________________________________________
Выходной день ______________________________________________________
Большой, обычно продолговатый сосуд для купания или мытья
__________________________________________________________________
Летняя пристройка к дому ___________________________________________
Ограниченное земельное пространство _________________________________
Имя девочки ________________________________________________________
Единица массы _____________________________________________________

Спишите и запомните.
Пп - группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.
КК – хоккей, аккуратный, аккорд.
Жж – дрожжи, вожжи, жужжать.
____________________
·___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спишите. Выпишите слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса.
Вся гру..а заб..лела гри.ом. Хо.еист должен быть а.уратным. Муха жу.ала над телефонным а.аратом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спишите и запомните.
Лл – аллея, коллектив, миллион, коллекция, интеллигент, троллейбус, металл, иллюминация, иллюстрация, Алла.
Мм – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, программа, грамм, Эмма, Римма.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставить пропущенные буквы. Выписать слова с удвоенными согласными, разделив их для переноса
А.а ехала мимо а.еи на тро.ейбусе и смотрела и.юминацию. Э.а послала Рие телегра.у с гра.атическими ошибками.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спишите и запомните.
Нн – осенний, весенний, ранний, утренний, ванна, юннаты, теннис, тонна, Геннадий, Инна, Анна, Нона.
Рр – терраса, территория, корреспондент, террор.
Бб – суббота.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы.
Ра.им весе.им утром инте.егентый ко.еспондент Ге.адий сидел на те.асе с ю.атами. И.ой и А.ой. Ми.ионы любят те.ис и хо.ей.

Спишите и запомните.
Сс - масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компресс, профессор, ассистент, режиссер, русский, кросс, искусство, прогресс, классик, дрессировщик, Россия, Одесса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Составьте слова:
шка, ду, по, __________________________________
снеж, ник, под ________________________________
ной, вы, ход __________________________________

Исправьте ошибки.
Вчера наш класс с Анной Ивановной хадил в лес на экскурсию. Красиф асений лесс. Диревя стоят зиленые, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листья. Сегодня рибята делают акуратную коллекцию. Завтра мы напишем рассказ об осени без граматических ошыбок.
Мы любим уроки русского языка.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова (фонетический разбор)
ПОЛЯНА
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замените выделенные слова словами близкими по значению с непроизносимой согласной.
Печальный рассказ _________________________________________________,
Знаменитый писатель ______________________________________________,
Хмурые дни ______________________________________________________,
Яркое светило _____________________________________________________,
Близлежащие места ________________________________________________,
Красивая девочка __________________________________________________,
Шумное торжество ________________________________________________,

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова:
Окрес..ность _______________________________________________________
Звез..ный _________________________________________________________
Со..нце __________________________________________________________
Здра..ствуй ________________________________________________________
Радос..ный ________________________________________________________
Извес..ный ________________________________________________________
Сер..це ____________________________________________________________
Свис..нул __________________________________________________________
Прелес..ный _______________________________________________________
Мес..ность _______________________________________________________

ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

90) Прочитайте. Подчеркните имена существительные.
***
Летит неторопливо
Задумчивый снежок,
Лежит в дупле у ивы
Волшебный посошок.
Ударишь им по ветке-
Кукушка запоет,
И солнечная сетка
На землю упадет.
Т. Белозёров

Выпишите сначала одушевленные имена существительные, а потом – неодушевленные.
Птица книга богатырь орех
гитара дятел забор кнопка
орудие старики базар койка
отдел загадка солдат олень
палата овцы жаба дочка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните одушевленные имена существительные зеленым цветом. А неодушевленные – синим.
***
В леса-чудеса
Мы поедем с тобой.
Там бродит у озера
Лось голубой,
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.
Г. Сапгир
Измените имена существительные по числам.
кухня __________________ ветка ________________ губы _________________
иголка _______________ ресторан________________ взгляд ________________
аккорд_______________ пиджаки________________ кувшин________________
робот________________ витрина________________ двигатель______________
борщ________________ воды________________ карусели _________________

Выпишите имена существительные множественного числа, которые не изменяются по числам.
Бабочки джунгли брюки институты джинсы ножики баобабы шорты
Сумерки дождики шахматы щипцы гаражи оценки хлопоты качели
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

94) Распределите имена существительные по родам в три столбика.
Жук пыль груша жир катер воздух рыбалка башмак море живот знамя рынок война кресло болезнь водопад
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте пословицы. Определите род и число имен существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Мастерство, в, почете, всегда.
До, язык, Киева, доведет.

Вставьте где надо, «ь». Укажите род имен существительных.
бруч.. гуляш.. вещ.. змеёныш.. гараж.. лохмач..
дич.. слепыш.. печ.. платёж.. глуш.. грильяж.. дрож.. престиж.. ландыш.. детёныш.. мятеж.. фальш.. немощ.. монтаж.. рож..

97) Напишите слова в единственном числе. Укажите род имен существительных.
смерчи палачи кирпичи крепыши лихачи мячи моржи мелочи вещи речи лучи богачи грачи ночи мыши экипажи
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте, где надо «ь». укажите род имен существительных.
Теч.. гуаш.. шабаш.. кишмиш..
Бич.. плач.. циркач.. москвич..
Муж.. этаж.. грабёж.. ералаш..
Нож.. стаж.. финиш.. приёмыш..
Суш.. борщ.. ковш.. заморыш...

Спишите пословицы, вставляя, где надо, «Ь». Укажите род имен существительных.
Каков муж.., такова и реч.. .
Луна и ноч..- это мать и доч.. .
Купи поросенка за грош.. да посади его в рож.. - будет хорош.
Реч.. как сеч..: сечет и правого и виноватого.
Ёрш.. бы в ухе да лещ.. в пироге.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


100) Подчеркните имена прилагательные.
Сытая капуста дразнить
Морские гусь далёкая
Январь молодые театральный
Топкие щипцы богатырский
Жёлудь дождливая картошка
Комбайн грач запляшешь

101) Замените имена прилагательные антонимами.
Трудный - __________________ здоровый - _________________________
Жёсткий - ___________________ правдивый - _________________________
Смелый - ____________________ трусливый - _______________________
Неуклюжий - __________________ высокий - _________________________
Ветхий - _____________________ веселый - __________________________
Горячий - _____________________ сытый - ___________________________

Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
Отлив. В каменистой ложбинке
Прудок океанской сапфирной воды.
Подводные веют былинки,
Полощутся космы зелёной густой бороды.
Саша Чёрный

Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
Бойкий скачет, а смирный плачет.
Длинная нитка – ленивая швея.
Белые ручки чужие труды любят.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Из данных слов выпишите имена прилагательные. Запишите их в два столбика. В первый – обозначающие цвет, во второй – вкус. Выделите окончание, основу и корень.
Короткий, белый, холод, синий, солёный, холодный, синеет, кислота, голубой, горький, кислый, сладкий.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Спишите, заменяя прилагательное близким по значению словом из скобок. Выделите окончание, основу и корень.
Из чащи на поляну вышел неуклюжий медведь.
(огромный, косолапый, лохматый)
Студёный ручеек течет по оврагу.
(прозрачный, холодный, быстрый)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы. Определите число, род, имён существительных и прилагательных. Выделите окончания.
За горяч. железо не хватайся._______________________________________
Какова вечерн. заря, таков и следующ. день. ____________________________________________________________________________________________________________________
Передн. колёса ведут, а задн. сами катятся. ______________________________________________________________
Красив. слово – серебро, а хорош. золото.
___________________________________________________________
На крепк. сук – остр. топор.
________________________________________________________________
Скрипуч. берёза дольше стоит ____________________________________
Составьте словосочетания. Определите число и род имен существительных и прилагательных. Выделите окончания.
Весенний (ручеек, листва, дни, солнышко).
Тихий (ночь, голоса, мальчик, утро).
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Глагол

Подчеркните глаголы.
Южный видят кровать закрепить
Бросать печёте грубые измерила
Громкая мыли копали стальные
Старшая брелок застыл вечерняя
Лягушки пишу сидел базарный


Подчеркните глаголя двумя чертами.
Сидит кот у ворот,
Моет лапой рот,
И глядит, глядит усач,
Как гоняют дети мяч.
Сам играть он не умеет,
Но зато за всех более.
В. Катанов
110) Образуйте от глаголов неопределенную форму. Выделите окончание, основу и корень.
Летал – _____________________ смотрел – ________________________
Кусает – _____________________ взмахнул – _________________________
Косили – ______________________ сверкаешь – ________________________
Ловил – ______________________ прыгнул – _________________________
111) Образуйте от данных глаголов глаголы во множественном числе.
Спасет – ______________________ выбрала – ________________________
Стоит – _______________________ пустил – _________________________
Лежит –- ______________________ ласкает – ________________________
Шумит – ______________________ задует – _________________________
Звенит – _______________________ трещит – ________________________
Поёт – ________________________ летит – _________________________
Дрожит – ______________________ звонит – _________________________
Прольёт – ______________________ подметёт – ______________________

От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Качать – ________________, _________________, _____________________ .
Плыть – _________________, _________________, ______________________.
Смотреть – ________________, __________________, ____________________.
Привязать – ________________, __________________, ____________________.
Свистеть – ________________, ___________________, ____________________.