Разработка открытого урока по инженерной графике на тему Чтение чертежей (1 курс)


Санкт-ПетербургскОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«морской технический колледж»
Открытый урок по дисциплине « Инженерная графика»
в группе первого курса.
Специальность «Организация перевозок и управление на морском транспорте»
Преподаватель Чернева Елизавета Леонидовна
Санкт-Петербург 2014
Цель урока
Способствовать развитию технической грамотности, системности и креативности мышления
Сформировать умение читать чертежи
Желание и умение работать в коллективе
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Методы - Кейс-стади, наглядный, иллюстративный
Технология проведения урока
По организационной форме - Классно - урочная – альтернативная
По характеру содержания образования: Обучающий - воспитывающий
По преобладающему (доминирующему) методу: Развивающий
По форме: Урок - исследование
По типу управления познавательной деятельностью: Обучение с помощью предложенных чертежей и ТСО.
Формы организации учебной деятельности: групповаяОборудование: макеты геометрических тел, раздаточный материал с заданиями и чертежами, доска классная, мультимедийный проектор, ноутбук.
Этапы и временные интервалы урока
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности; 3 минуты
актуализация ранее освоенных знаний и умений - 5 минут
умственная разминка – 2 минуты
работа в бригадах - 15 минут
защита выдвинутых гипотез - 15 минут
анализ полученных результатов экспертной группой - 3 минуты
подведение итогов урока - 2 минуты
План-конспект
Группа 1-го курса, специальность «Организация перевозок и управление на морском транспорте»
Тема урока: Чтение чертежей.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
Целевая установка на урок:
На данном занятии вы закрепите изученный на прошлых уроках теоретический и практический материал по правилам оформления чертежей, закрепите знания об условных обозначениях и надписях на чертежах, о видах основных форм: плоских и пространственных геометрических образов, проанализируете форму деталей на чертежах и назначение.
II. (Актуализация знаний пройденного материала)
Прежде, чем перейти к основной цели урока, давайте подумаем, что мы знаем о чертежах и зачем нужна инженерная графика.
- Что такое графический язык? ( Это изображения, линии, цифры, знаки, письменность как способ передачи информации)
- В каких современных устройствах передачи информации применяется графический язык? ( Условные знаки в правилах дорожного движения, указателях, на рабочем столе
-38101007110компьютера, чертежах.)
- Что такое «чертеж»? Чем он отличается от рисунка?
- Что такое «стандарт»? Для чего нужны стандарты?
- Что такое «формат»? На листах какого формата выполнены ваши чертежи? Какие размеры формата А4?
- Для чего нужен масштаб? (Чтобы на листе можно было изображать и большие и маленькие предметы.)
- Влияет ли масштаб на величину размерных чисел? (Нет)
- В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах? (В миллиметрах.)
- Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины радиуса, диаметра или стороны квадрата? (Радиуса – латинская прописная буква R, диаметра – перечеркнутый кружок, а маленький квадратик перед размерным числом – длина каждой стороны квадрата)
- Какая линия применяется для обводки видимого контура детали? (Сплошная толстая основная)
-89535363855 - Для чего применяется штрихпунктирная линия? (Как ось симметрии, ось вращения или центровая)
Умственная разминка (показываю, по одному, макеты геометрических тел и спрашиваю названия).
Цилиндр, конус, усеченный конус, призма, пирамида, куб, шар и т.д.- Сколько видов и размеров нужно для изображения цилиндра? (Один вид и два размера)
- Сколько видов и размеров нужно для изображения конуса? (Один вид и два размера)
- При изображении какого геометрического тела достаточно одного размера и одного вида? (Шар, куб.)
- Как отличить изображение цилиндра от прямоугольника? (Обозначением знака диаметра перед размерным числом.)
III. Чтение чертежей
Прежде, чем изготовить деталь, рабочий читает чертеж, после чего продумывает технологию изготовления. Какую же информацию можно получить из чертежа? Попробуйте выяснить сами.
Для этого вся группа делится на бригады по пять человек. Ребята самостоятельно выбирают себе партнеров и усаживаются удобнее (рис.1).
023495Рис.1
Четыре бригады получают по чертежу для его изучения. Все чертежи разные. Время на изучение - 5 минут. Пятая бригада получает задание оценивать работу своих товарищей. Бригада экспертов подобрана из курсантов, которые с удовольствием занимаются инженерной графикой и после краткого инструктажа сумеют выполнить свое задание.
Экспертная бригада присваивает бригадам номера и сообщает им об этом.

В каждой бригаде идет активное обсуждение полученных заданий и создание общего мнения


Бригада экспертов (рис.2) получает оценочные таблицы, в которых будет отмечать состав бригад и оценивать ответы каждой бригады.
Таблица оценки ответов (для экспертов)* Бригада 1 Бригада 2
Бригада 3
Бригада 4
Состав бригады
(фамилия, имя) Параметры оценки 1 Основная надпись
(оценка + + +) 2 Анализ геометрической формы каждого элемента детали 3 Расположение детали (от чего зависит) 4 Размеры отдельных элементов и детали в целом 5 Назначение линий на чертеже 6 Условные обозначения на чертеже 7 Итого * За каждый правильный ответ ставить один (плюс), суммарное число вписать в строку «Итого».
Рис.2
После окончания коллективной работы представители от каждой бригады (рис.3, 4, 5) по очереди выходят к экрану, на котором проецируется заданный этой бригаде чертеж и рассказывает все о сведениях, символах и знаках на чертеже, благодаря которым сформировалось общее понятие о данном чертеже.
152401135380 Все внимательно слушают. Если определения выступающего неверны, то кто-нибудь просит разрешения исправить его. Чертежи у каждой бригады разные, поэтому сведения каждого выступающего интересны всем курсантам в группе. Так, например, показывая скрещенные прямые линии на поверхности цилиндра, девочка объясняет: это «лыска», то есть плоский срез на цилиндрической поверхности.
Рис.3
-3810381023012403810

Рис. 4, 5
Обмен знаниями и мнениями между бригадами повышает самооценку учащихся, является одним из методов активизации познавательной деятельности и закрепления полученных знаний.
Во время выступления представителей каждой бригады группа экспертов участие и правильность ответов в оценочных таблицах. Когда выступления закончились, эксперты подвели итоги, какая из бригад справилась с заданием лучше.
53340217805 Руководитель экспертной группы (рис. 6) рассказывает, какие условные обозначения, элементы детали, размеры элементов и габаритные размеры были названы каждой бригадой; а также все ли увидели, кроме названия детали материала, масштаб. Далее анализируется, какая бригада правильно определила назначение линий на чертеже.
При подведении итогов бригада №4 набрала 10 баллов, бригада №1 – 9 баллов, бригада №3 – 8 баллов и бригада №2 – 5 баллов.
При объявлении итогов ребята очень волновались, поэтому слушали, затаив дыхание.
Затем – буря восторга!
IV. Подведение итогов и результатов
Я прошу курсантов сформулировать: что же можно узнать из чертежа (то есть графического изображения, основной надписи и условных обозначений)?
После короткого совещания записываем: я на доске, а курсанты в тетради алгоритм чтения чертежа:
1. Название детали;
2.Материал, из которого ее нужно сделать;
3. Масштаб изображения;
4.Анализ формы отдельных элементов детали
5.Габаритные размеры детали и размеры отдельных элементов
6.Положение детали на станке.
Выставляю оценки всем участникам урока по количеству набранных баллов (соответственно – 5, 5, 4 и 3). Экспертная группа тоже получила 5(отлично) за кропотливую ответственную работу и справедливую оценку своих товарищей.
В заключение я спрашиваю, нужна ли инженерная графика будущим логистам и получаю
первый ответ: нужна, чтобы мысленно представлять пространство для размещения грузов;
второй ответ - чтобы представлять грузы.