Конспект урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Лингвистический анализ текста». 9 класс.
Гончарова Ирина Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ № 16 г.Пятигорска
Конспект урока по теме:
«М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».
Лингвистический анализ текста». 9 класс.
Цели и задачи уроки:
обучающие:
определить особенности патриотизма Лермонтова;
показать новаторство поэта в разработке темы;
отработать навыки анализа стихотворения;
обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;
расширить словарный запас;
углубить литературоведческие знания.
развивающие:
создание ситуации для развития внимания, памяти;
развивать логическое мышление, память;
воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи.
воспитательные:
формирование чувства уверенности в своих силах;
воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
формирование умения работы в коллективе.
Тип урока: анализ художественного текста.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: на диалоговой основе.
Методы и педагогические приёмы: проблемно-поисковые, индуктивные,
метод самостоятельной работы.
Оборудование:
1. Распечатка этапов лингвостилистического анализа текста, толковые словари, распечатки «Наблюдения и результаты».
2. Мультимедийные слайды (Презентация).
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
1. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Какое удивительное слово «здравствуйте», какое особенное. Когда произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» Это слово обладает оздоровительной силой. В нем, как и в слове - здоровье, много звуков, которые заряжают бодростью.
2. Определение типа урока.
- Сегодня у нас урок литературы. Но не просто урок, а урок - исследование.
- Что такое исследование?
П/о учащихся: Толковый словарь Ожегова, «Исследование» - выяснение, изучение чего-нибудь.
- Что является результатом исследования?
П/о учащихся: Открытие нового, интересного.
- Какие качества необходимы человеку – исследователю?
П/о учащихся: Воображение, фантазия.
- Итак, начнем. Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.
II. Определение темы урока и целеполагание.
- Объектом нашего исследования будет являться творчество
М. Ю. Лермонтова. Наблюдения и результаты исследования вы будете заносить в специальные индивидуальные распечатки.
1. Характеристика творчества М.Ю. Лермонтова.
- Вы уже достаточно знакомы с творчеством М.Ю. Лермонтова и, думаю, с легкостью сможете охарактеризовать особенности художественного мира поэта, прослушав сонет Валерия Брюсова «К портрету Лермонтова» (читается наизусть подготовленным учащимся). (Приложение №1)
- Какую характеристику дает сонет творчеству М.Ю. Лермонтова?
П/о учащихся: Мотив одиночества.
2. Работа с эпиграфом урока.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
(М.Ю.Лермонтов)
- Из какого произведения М. Ю. Лермонтова взяты эти строки?
П/о учащихся: «Родина», 1841
- Зная эпиграф, предположите тему исследования.
П/о учащихся: тема Родины
ВЫВОД: - Тема сегодняшнего урока – исследования: « Особенности патриотизма М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».
( определение «ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» на слайде).
- Зная тему и эпиграф урока, определите цели исследования.
П/о учащихся: Цель исследования: разобраться, какою виделась Россия Лермонтову, с чем ассоциируется образ родины, что нового внес поэт в развитие этой темы, в чем особенности патриотизма поэта, используя все уровни поэтической организации текста.
3. Сообщение учителя об организации работы на уроке.
- Работа на уроке будет проводиться в группах: лингвисты - 2 группы, проводили лингвостилистический анализ стихотворения по каждой части; теоретики – группа, работающая со словарями разных видов; аналитики - 2 группы, которым предстоит сделать выводы по исследованию. К проведению сегодняшнего урока многие из вас получили индивидуальны задания, по ходу занятия мы к ним будем обращаться.
III. Исследование. Лингвостилистический анализ текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
1. Творческая история стихотворения.
- Тема России и исторической судьбы русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Лермонтова. Образы отечества - от первых стихотворений, запечатлевших картины русской осени («Осень», 1828), до глубоких размышлений в стихотворении «Родина». В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
2. Чтение стихотворения наизусть подготовленным учащимся. (Приложение № 2)
- Прослушайте стихотворение и определите эмоциональное настроение.
3. Эмоциональное настроение, жанр, тема стихотворения.
1. Определение эмоционального настроения. Фонетический уровень.
- Каково эмоциональное настроение стихотворения.
- Как отражает настроение фонетический уровень текста. Что такое фонетика?
П/о учащихся: Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
- Назовите из ряда гласных букв ведущие, методом количественного подсчета.
П/о учащихся: О -77; Е -61; А – 32; И – 25; Я – 14; У -11; Ы -11; Ё -4; Э -0. Преобладание гласных букв О (77) и Е(61).
- Ваши ассоциации с гласными буквами О и Е?
П/о учащихся: По Бальмонту – О выражает величие, торжество; Е – нежность приглушенность. В стихотворении выражены два чувства: лиризм, задушевность, любовь, гордость.
2. Определение жанр стихотворения.
-Жанр произведения?
П/о учащихся: Жанр произведения – вид литературы, характеризующийся сюжетными и стилистическими признаками).
- Можно ли определить жанр?
П/о учащихся: нет, их несколько: ода, дум, лирическое стихотворение.
- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)
П/о учащихся: Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
- Примеры строк, характерных для думы (размышление)
П/о учащихся: Люблю отчизну я,
но странною любовью!
Но я люблю – за что, не знаю сам
- Примеры строк, характерных для лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)
П/о учащихся: Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Проселочным путем люблю скакать в телеге
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно.
3. Определение темы стихотворения.
- Определите тему стихотворения.
П/о учащихся: тема родины.
- В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».
- Дайте толкование слов «родина» и «отчизна».
П/о учащихся: 1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь. (сл. Ожегова)
Отчизна – Отечество, Родина. (сл. Ожегова)
- Разграничивает словарь лексическое значение этих слов?
П/о учащихся: нет.
3. Проблемный вопрос.
- В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?
П/о учащихся: сл. Ожегова: Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
4. Работа по композиции стихотворения.
- Какова композиция стихотворения?
П/о учащихся: Стихотворение состоит из двух частей
Исследовательская работа по первой части.
- Зачитайте первую часть.
П/о учащихся: Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
- В чем главная мысль?
П/о учащихся: Отстаивание права на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины.
- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части на синтаксическом уровне. Что изучает синтаксис?
П/о учащихся: Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и строение предложений.
- В чем особенности синтаксического уровня первой части?
П/о учащихся: Представляет собой 3 простых предложения: два первых не осложнённые, а третье осложнено однородными дополнениями.
- Какова их функция?
П/о учащихся: У поэта не вызывает сомнений право на любовь, но ему нужно многое сказать, доступнее объяснить.
- Рассмотрите первое предложение с точки зрения пунктуации. Что изучает пунктуация?
П/о учащихся: Пунктуация – раздел науки о языке, изучающий постановку знаков завершения и разделения.
- Какие особенности пунктуации в первом предложении?
П/о учащихся: Предложение содержит и противопоставление, и восклицание.
- Какова его роль?
П/о учащихся: Предложение окрашено эмоционально, что говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».
- Переходим на лексический уровень и рассмотрим, как влияет лексика на раскрытие основной мысли. Что изучает лексика?
П/о учащихся: Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов.
П/о учащихся: чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (сл. Ожегова)
Странный – необыкновенный, необычный, особенный, вызывающий недоумение. (сл. Ожегова)
- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.
П/о учащихся: необычный, особенный.
- Переходим на морфологический уровень. Что изучает морфология?
П/о учащихся: Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи.
- Какая часть речи преобладает в первой части?
П/о учащихся: Местоимения (определите лицо и разряд) 1-е лицо: я, мой, мне, личные и притяжательные.
- Найдите в первом предложении инверсию. Что такое инверсия? Какова её роль в предложении?
П/о учащихся: Инверсия – изменение привычного порядка слов или словосочетаний как стилистический приём.
ВЫВОД: - Почему странная любовь?
П/о учащихся: Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.
- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.
П/о учащихся: слава, но купленная кровью; темная старина; гордый покой).
- Какая часть речи выражает отношение автора к этим образам?
П/о учащихся: Повторяющаяся частица НИ, которая усиливает отрицание, выраженное в слове НЕ ШЕВЕЛЯТ.
- Почему слава, покой, преданья не шевелят в душе поэта «отрадного мечтанья»?
П/о учащихся: Поэт отвергает официальную народность, казенный патриотизм.
ВЫВОД: - Исследовав первую часть стихотворения, ответьте на вопрос: «В чем видел поэт разницу между словами «родина» и «отчизна»?
П/о учащихся: Любит не за героическую историю родину, не общепризнанную родину. «Отчизна» - общее, большое понимание родины, а «родина» - узкое, личное понимание родины.
Исследовательская работа по второй части стихотворения.
- В какой части раскрывается образ родины?
П/о учащихся: Во второй части раскрывается родины.
- Зачитать вторую часть стихотворения. (под музыку)
П/о учащихся: Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
- В чем главная мысль?
П/о учащихся: Раскрывается истинная любовь лирического героя к России.
Синтаксический уровень.
- Из скольких предложений состоит вторая часть стихотворения? Какова их роль?
П/о учащихся: 3 простых предложения, осложненных однородными членами и обособлениями, - поэта очень волнует то, о чем он говорит, ему надо многое сказать, доступнее объяснить.
- Какие пейзажные образы родины выбирает поэт? Каковы средства их художественной выразительности и их роль?
П/о учащихся: степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, олицетворение; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя.
- Что приходит на смену мелькающим пейзажам? Назовите эти образы.
П/о учащихся: Проселочный путь, деревни, жнивы, чета берез, полное гумно, изба, пляска мужичков.
- Почему обычную проселочную дорогу поэт именует ПУТЕМ? В каком фразеологизме встречается это слово?
П/о учащихся: Жизненный путь - перен. ЖИЗНЬ. сл. фразеологизмов
Эти образы дают жизненные силы.
- Какие чувства задействуются при описании образов родины? Какова их роль в раскрытии темы?
П/о учащихся: Зрение - ночь, ночлег, деревни, жнива, степь, холм, береза, гумно, изба, окно.
Обоняние – дымок спаленной жнивы.
Слух- пляска «с топотом и свистом», говор мужичков. Автор воспринимает эту Россию всеми чувствами, любит её.
Лексический уровень.
- Какой словесный ряд подтверждает эту любовь?
П/о учащихся: «Люблю» - 3 раза; вздыхаю, отрада, смотреть до полночи готов.
- Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»?
П/о учащихся: Чета (сл. Ожегова) – пара двух лиц.
Пара (сл. Ожегова) – два однородных предмета. Олицетворяет берёзу с русской душой.
- Случайно ли береза не одинока?
П/о учащихся: Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.
- Дайте лексическое толкование слов ГУМНО, ЖНИВЬЕ (ЖНИВА), НИВА.
П/о учащихся: Гумно (сл. Ожегова) – сарай для сжатого хлеба.
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, соломой, резные ставни?
П/о учащихся: Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.
- Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом?
П/о учащихся: Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.
- Образ кого появляется в конце стихотворения?
П/о учащихся: Человек.
- Какие объекты говорят о приближении человека?
П/о учащихся: Обоз, двор, дом, окно.
Словообразовательный уровень.
- Почему лишь в конце появляются мужички? Для этого обратимся к словообразовательному уровню.
- Почему пляшущие крестьяне названы не мужиками, а мужичками? В чем разница? Произвести морфемный разбор слов мужик – мужичок.
П/о учащихся: мужик = мужичок = -ок- уменьшительно – ласкательный суффикс. Любование русским крестьянином.
- Все пристальнее становится взгляд поэта, все напряженнее его чувства, все ближе разгадка, тайное становится явным: Родина – это русский народ, крестьяне. Именно их любит поэт.
Цветовая лексика.
- В этом стихотворении отразился не только поэтический, но и живописный талант Лермонтова. Охарактеризуйте цветопись.
П/о учащихся: Желтый – степи, огни, нивы, солома; черный – ночь, спаленная; голубой – реки,; зеленый – леса; белый – белеющие березы. Краски не яркие, не сочные. Да, такая родина не броская, но она дорога поэту, близка своей скромностью.
ВЫВОД: - Сравните обе части стихотворения. Чем отличаются две части этого стихотворения?
П/о учащихся: В первой - отвергается официальный патриотизм. Во второй – поэт открыл душу, высказал самое сокровенное – какой ему видится Русь.
- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины?
П/о учащихся: антитеза.
IV.Рефлексия.
- Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли.
- Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
- В чем особенности патриотизма Лермонтова?
П/о учащихся: Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце. Поэт впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины».
- Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.
V. Домашнее задание.
- Написать сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».
Приложение № 1
Сонет Валерия Брюсова «К портрету Лермонтова»
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски
прекрасном,
Ты демонски – мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам
напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил.
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
Приложение № 2
М.Ю. Лермонтов «Родина».
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветного преданья
Н шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой.
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
15