Факультативный курс «Лингвистический анализ текста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика МО Тимашевский район



Утверждено
решением педсовета МБОУ СОШ № 13 протокол № 1
от «30» августа 2013 г.
Председатель педсовета
Олейников А.Н.





АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Лингвистический анализ текста»
Класс 6 «А»

Учитель Ануфриева Светлана Владимировна


Программа разработана на основе программы Львовой С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.








ЭКСПЕРТЫ:
_______________________________________________________________


_______________________________________________________________



_______________________________________________________________






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13






программа факультативного курса для учащихся 6 класса


Лингвистический анализ текста





Составитель
Ануфриева Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 13

Объём различных форм учебной работы
Всего аудиторных занятий 34 час
В том числе
Лекции 11 час
Практические занятия 20 час
Самостоятельная работа 3 час



















Медвёдовская
2013

Пояснительная записка

Так уж сложилась школьная практика последних лет, что на уроках родного языка вне поля зрения остаётся важнейшая его сторона – эстетическая функция, которая наиболее ярко и полно проявляется в произведениях художественной литературы. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того , чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные курсы, факультативы или отдельные уроки, проводимые систематически в течение всего учебного года, направленные на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, основных жанрах литературных произведений, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста
Цель данного курса – познакомить учащихся с выразительно-изобразительной стороной изучаемых явлений языка, активизировать внимание учащихся к художественному тексту, в котором реализуется эстетическая функция языка, чётко проявляется изобразительная роль определённого языкового явления. Продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё. Большое внимание уделяется анализу текстов православной тематики и знакомству с законами иконографии, что имеет практическую значимость для развития системы духовно-нравственного воспитания и образования.
Данный факультативный курс также способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа. Занятие предполагает рассмотрение теоретических вопросов, но большая часть времени будет использована для отработки практических умений и навыков на занятиях, посвящённых изучению предложенных тем.

Программное содержание

Раздел 1. Текст как речевое единство.

Выразительность речи. Использование различных частей речи для создания выразительности. Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Раздел 2. Употребление имён существительных в речи.

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи. Работа с разными типами лингвистических словарей ( толковым. синонимов, антонимов). Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.

Раздел 3. Употребление имён прилагательных в речи.

Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи. Использование прилагательных в создании эпитетов. Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных. Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

Раздел 3. Употребление глаголов в речи.
Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Использование глаголов в переносном и прямом значении в разговорной и художественной речи. Использование глаголов-синонимов в речи. Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи. Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также использование глаголов будущего времени вместо настоящего и прошедшего. Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы. Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.
Основные умения и навыки

К концу изучения данного факультативного курса учащиеся должны :
А) обобщить и систематизировать известные сведения об изобразительно-выразительных особенностях слов определённых частей речи;
Б) использовать языковые средства выразительности в своей собственной речи;
В) уметь пользоваться различной справочной литературой, в частности толковым словарём, а также словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов
Название темы
кол-во часов

1.
Текст как речевое произведение
Выразительность речи.
Использование различных частей для создания выразительности.
Знакомство со справочной литературой: толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.
1
1

1

2.
Употребление имён существительных в речи
Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Работа с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов).
Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.
Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.



1


2


2


3





3.
Употребление имён прилагательных в речи
Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи.
Использование прилагательных в создании эпитетов.
Подбор синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного.
Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.
Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.
1


2

2


2


4

4.
Употребление глаголов в речи
Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи.
Использование глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
Использование глаголов-синонимов в речи.
Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи.
Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также употребление будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего.
Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы.
Совершенствование умений работать с разными типами лингвистических словарей.
Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.
1


2

1
1

2





1

1

3




Темы практических занятий

раздела
наименование раздела

работы
тема работы
кол-во часов

1
Текст как речевое произведение
1
2

3
Сопоставление разных видов текстов
Работа по составлению таблицы «Части речи»
Работа с разными видами словарей
1
1

1

2
Употребление имён существительных в речи
4

5

6

7

8
Определение прямого и переносного значений имени существительного
Анализ текста стихотворения И.Бунина «Листопад»
Обобщение сведений о метафоре и сравнении
Употребление имен существительных в речи
Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте
1

1

1

1

1

3
Употребление имён прилагательных в речи
9

10
11

12
13


14

15

16
Определение художественной роли имён прилагательных в тексте
Знакомство с понятием «эпитет»
Создание собственного текста с использованием эпитетов
Обобщение сведений об эпитетах
Создание текста по пословице с использованием прилагательных – антонимов
Анализ отрывка из стихотворения А.Т.Твардовского
Ознакомительная работа с субстантивированными прилагательными
Определение роли изобразительно – выразительных средств в художественном тексте
1

1
1

1
1


1

1

1

4
Употребление глаголов в речи
17

18

19
20
21


22

23
Употребление глаголов в художественном тексте
Особенности переносного значения глаголов
Знакомство с понятием «олицетворение»
Работа с глаголами – синонимами
Использование глаголов-антонимов и фразеологических оборотов в разговорной и художественной речи
Особенности употребления времени глагола в художественном тексте
Комплексная работа с текстом
1

1

1
1
1


1

1


Литература
Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М .: Гослитиздат,1959.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М .: Наука, 1963.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Из учебного пособия по русской словесности / / Русская словесность. 1994. № 1-6; 1995. №1.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М .: Наука, 1984.
Горбачевич К.С., Кабло Е.П. Словарь эпитетов русского языка. Л .: Наука, 1979.
Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского слова. М .: Просвещение, 1993.
Иванов В.В. и др. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии / / Русский язык в школе. 1978. №3.
Квятковский А.П. Поэтический словарь. М .: Советская энциклопедия, 1966.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М .: Искусство, 1970.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М. : Дрофа, 2000.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М.: Русский язык, 1988.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1973.
Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ и лингвистическое комментирование художественного текста / / Русский язык в школе. 1983. № 3.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1987.
Заголовок 3 Заголовок 415