Отчет по опытно-экспериментальной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Вольска Саратовской области» «Апробация учебника «Информатика и ИКТ»(2 -4 класс), под редакцией Матвеевой Н.В.»
МОУ СОШ №5 г. Вольск
Отчет поопытно-экспериментальной деятельности
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 5
г. Вольска Саратовской области»
«Апробация учебника
«Информатика и ИКТ»(2 -4 класс),
под редакцией Матвеевой Н.В.»
Подготовила учитель МОУ СОШ №5
г. Вольска Саратовской области
АЛПАТОВА Н.А.
2013 г.
Д.А. Медведев - Председатель Правительства Российской Федерации сказал : «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий»
Н.В. Матвеева в своем докладе Информатика в начальной школе сказала, что «Информатика в начальной школе – это особый предмет, который уже стал скорее нормой, чем исключением.» В связи с реализацией эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе информатика введена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения и имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания этого предмета в основной школе.
Перед началом работы по апробации ставились цели, ожидаемые результаты.
Работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования ИКТ в начальной школе ориентирована на условия, которые будут способствовать формированию у педагогов и обучающихся прочных пользовательских навыков.
Это позволит активно и систематически использовать ИКТ в учебном процессе и значительно повысит качество организации обучения и, качество результатов обучения и воспитания обучающихся начальных классов. Информатизация начальной школы расширяет дидактические возможности уроков.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
овладевать практическими способами работы с информацией,
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией
с помощью современных технических средств.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
По схеме Интеграция образования и науки на основе ИКТ мы видим, что сейчас ИКТ занимают незначительную часть науки и образования, но к 2015 году ИКТ будет составлять равные доли.
Компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. В связи с тем, что выпускники основной школы показывают низкий уровень знаний по предмету «Информатика и ИКТ» считаем необходимым в начальных классов заменить учебник Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» на учебник Н.В. Матвеевой « Информатика и ИКТ». Поэтому педагогический коллектив считает необходимым использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы. Попробуем сформулировать актуальность темы:
Во-первых, в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Во-вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
В-третьих, совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
В-четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
По решению педагогического совета протокол № 1 от 27.08.10 г. было принято в МОУ СОШ №5 г. Вольска провести эксперимент по введению нового учебника Н.В. Матвеевой «Информатика и ИКТ» с учащимися 2-4 классов. Начало эксперимента 01.09.2010 г. конец 25.05.2013 г.
Цель эксперимента: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
1.Апробация учебника «Информатика и ИКТ» (2 класс), под редакцией Матвеевой Н.В.
2.Разработь рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебника Матвеевой Н.В. «Информатика и ИКТ».
3. Повысить уровень качества начального образования.
4.Развить познавательные интересы, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов.
5. Воспитывать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
6. Учить приобретать обучающихся опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Предмет исследования: учебник «Информатика и ИКТ» (2-4 класс),под редакцией Матвеевой Н.В.
Объект исследования: учащиеся 2 класса общеобразовательной школы.
В связи с реализацией эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе информатика введена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения и имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания этого предмета в основной школе.
Основная цель изучения информатики связана с необходимостью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
В эксперименте участвуют учащиеся 2 класса МОУ СОШ №5 города Вольска Саратовской области.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
Использование сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e03d1a28-9600-4d34-b228-43be2f96fb58/
В начальных классах наиболее приемлемы комбинированный уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых.
Для повышение доступности и качества образования на основе использования ИКТ на уроках были использованы следующие формы обучения:
Выполнение заданий в рабочей тетради под руководством учителя;
Работа учащихся на интерактивной доске;
Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради;
Работа учащихся на клавиатурном тренажёре
Работа учащихся по наглядным пособиям и т.д.
Компьютерная часть урока информатики проводилась с использованием компьютерного кабинета.
Для этой цели класс делился на две группы. В соответствии с санитарными нормами на занятие с ПК отводится по 15 минут.
Во время объяснения материала широко использовались презентации. Они позволили учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
повышать познавательную активность обучающихся;
Презентации позволили ученику:
наглядно представить учебный материал;
сделать урок более интересным;
интенсификация процесса объяснения нового материала;
Перед нами, учителями информатики, ставится задача оптимизации условий использования компьютерной техники с учетом конкретных условий школы и контингента учащихся. Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса.
«3» «4» «5» %
2 класс 3 11 6 85 %
3 класс 1 12 7 95 %
4 класс 3 11 6 85 %
Сейчас нужно уже подводить итоги. Начнем с оценки качества знаний.
1523365285750
Конечные результаты реализации программы:
-повышение уровня качества начального образования;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-воспитание ответственного отношения обучающихся к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-приобретение учащимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Почему ребятам интересно заниматься по учебнику Матвеевой Н.В.?
Дети хотят знать все – как использовать компьютер, и как он устроен. На уроках информатики обсуждаются любые вопросы, связанный с теоретической информатикой. Например, арифметические основы ЭВМ, структуру, архитектуру и иерархию программ и файлов и многое другое. В процессе обучения мы всегда отталкиваемся от жизненного опыта ребенка, от того, что его интересует и волнует, то есть, от его естественных жизненных потребностей.
Со 2-4 класс ребята без страха работают на интерактивной доске, работают по схемам, выполняют работу в тетрадях, составляют алгоритмы, работают за ПК, работают по наглядным пособиям. Поэтому каждый урок информатики в начальной школе – это еще один маленький шаг по пути постижения тайн общения, обмена информацией, тайн вездесущих информационных процессов и тайн компьютера, созданного человеком, который отражает в себе все знания, накопленные человечеством за многие тысячелетия.
Изучая информатику в начальной школе учащиеся познакомились с компьютером на функциональном уровне, с удивительным устройством, которое многое может: работать со звуком, с текстом, с рисунком, может передавать тексты, рисунки, видеоизображения и голос человека на большие расстояния почти мгновенно. Ребенок должен усвоить, что все, что может компьютер, он может лишь под управлением программ, составленных человеком.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка есть основа развития его способностей. Сколько бы мы рассказывали школьникам, как работать на компьютере, они научатся это делать, только работая на компьютере!
УМК для 2- 4-ых классов обеспечивает пропедевтическое обучение информатике, цель которого - сформировать представление учащихся об основных понятиях информатики на основе их жизненного опыта и знаний, полученных при изучении других школьных дисциплин, а также развить начальные навыки работы на компьютере.
Перед учителями информатики ставилась задача оптимизации условий использования компьютерной техники с учетом конкретных условий школы и контингента учащихся. Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса.
По окончании обучения учащиеся 4 класса демонстрируют сформированные умения и навыки работы с информацией, применение их в практической деятельности и повседневной жизни.
И после проведенного эксперимента, можно сказать, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты участия обучающихся в классах в районных и областных олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д.:
Проектная область учащихся:
Всероссийский конкурс «Компьютеры- Информатика- Технологии», для учащихся 2-4 классов, 2011-2013 год
2010 год
431804381521336047885352011 год
-317502990852012 год
Мастер-класс – презентации в программе MS PowerPoint (2012 год). 3 класс 2-ое полугодие– Алпатова Н.А., Сендерович В.А., Мокеева П.Е.
55880639445 Создание открытки программе Pаint (2012 год). 4 класс 2-ое полугодие– Алпатова Н.А., Сендерович В.А., Мокеева П.Е.
2254255080
Размещение педагогом публицистического материала и презентаций на сайты в сети Интернет.
32010356487160-307340280670
2235201270
Открытый урок в 2 классе с использованием интерактивной доски (2010 год). – Алпатова Н.А.
31369004042410-2095545085
3201035567055-20955567055 Открытый урок в 3 классе с использованием интерактивной доски (2011-2012 год). – Алпатова Н.А.
Открытое итоговое мероприятие по информатике в 4 классе «Лучший знаток информатики» (май 2012 года). – Алпатова Н.А.
3162935684530-13779568580
3394710802640 Сообщение на заседании МО учителей начальных классов «Внедрение информационных технологий в начальную школу» (2011 год). – Алпатова Н.А.
34137602830195 191770147320 Защита проектов учащихся 4 класс
2552703175
В результате изучения информатики в начальной школе выпускники
· Понимают, что:
В зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют «звуковой информацией», «зрительной информацией», «тактильной информацией», «обонятельной информацией» и «вкусовой информацией»;
В зависимости от способа представления информации на бумаге и других носителях ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
Информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков(букв, цифр, знаков препинания и др.);
Информацию можно хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния в закодированном виде;
Человек, природа, книги могут быть источниками информации;
Человек может быть как источником, так и приемником информации;
Знают:
Что данные – это закодированная информация;
Что тексты и изображения – это информационные объекты;
Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
Правила работы с компьютером и техники безопасности;
Умеют:
Описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами;
Называть и описывать различные средства и инструменты, помогающему человеку при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор, компьютер);
Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
Кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
Работать с текстами и изображениями на экране компьютера;
Осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
Организовывать хранение, использование и передачу информации и данных пи помощи оглавлений, указателей, каталогов, справочников, записных книжек, Интернета;
Пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
Использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы), запускать простейшие широко используемые прикладные программы;
Создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются различными способами: требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования, требования «уметь» - посредством решения информационных задач на представление информации, кодирование и декодирование, на поиск и обработку информации и данных, на выполнение простейших заданий на компьютере и др.
В четвертом классе учащиеся:
научились решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
получили первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;научились применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
понимают взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
получили первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
освоили коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
научитьлись воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
научились описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
получили начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
научились представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
получили первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
получили элементарные пользовательские навыки.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
По окончании обучения учащиеся должны продемонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией, применение их в практической деятельности и повседневной жизни. И после проведенного эксперимента, можно будет сказать, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.