Конспект урока внеклассного чтения Будьте добрыми и человечными … (1 класс)


Тема: «Будьте добрыми и человечными…»
Цели урока:
обогатить лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте;
расширить представления детей об этих словах с позиций нравственного смысла;
развивать навык выразительного чтения;
формировать умение строить устное высказывание.
Оборудование: учебник по чтению для начальных классов «Почитай-ка» ч.1, карточки со словами, выставка книг В.А. Осеевой, «лучи солнышка» со словами, иллюстрирующими положительные качества человека.
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Каждый день рядом с нами кто-то плачет, болеет, огорчается, переживает неудачи, а мы спокойно с вами живем, не задумываясь об этом, не торопясь прийти на помощь, вовремя поддержать и утешить. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как важно быть добрым, чутким к окружающим нас людям. А помогут нам рассказы В.А. Осеевой, которая на страницах своих книг призывает читателей: «Будьте добрыми и человечными!»
2. Проверка домашнего задания.
-Какой рассказ В.А. Осеевой вы читали дома?
Д. – Мы читали рассказ «Плохо».
Давайте прочитаем рассказ.
Чтение рассказа по цепочке.
Беседа:
- Почему лаяла собака?
-Отчего жалобно мяукал котенок?
-Зачем женщина выбежала на улицу?
- Почему мальчики удивились, когда она гневно крикнула на них?
- Что вы можете сказать об этих ребятах?
Д. Они недобрые, равнодушные, бессердечные, бесчеловечные.
(На доску прикрепить карточки с названными словами, черные).
Учитель читает стихотворение Э. Мошковской «Не верится».
Человек бесчеловечный…
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильныйПусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасен бессердечный
Человек бесчеловечный.
3. Изучение нового материала.
У. Чем же опасен бесчеловечный, бессовестный человек? Послушайте рассказ В.Осеевой «Перышко». Читает учитель.
Проверка восприятия
- О каком перышке идет речь?
-Почему плакал Миша?
Давайте прочитаем рассказ.
Чтение рассказа по цепочке.
Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему Федя поменял свое перышко на Мишино?
- Имел он право так поступить?
- В чем он обвинил Мишу?
- Что вы можете сказать о Феде?
Д. Он нечестный, бессовестный, завистливый.
(Прикрепить карточки со словами).
- Как поступили с Мишей его одноклассники?
- Чем они похожи на мальчиков из рассказа «Плохо»?
- Так почему же плакал Миша?
Учитель читает стихотворение Д. Раддовича «Друзья».
Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо –
Плохо плакать одному.
Вспомните слова, которые утешают.
У. -Доброта - вещь удивительная, она сближает как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
- Вот об этом давайте посмотрим сценку “Баллада о добром слове».
- В тексте нам встретятся два слова ЭКСТЕРЬЕР и КОМПЛИМЕНТ. Что означают эти слова? Давайте расшифруем их.
Экстерьер – внешний вид и телосложение животного. Должно соответствовать определенным нормам каждой породы.
Комплимент – любезные, приятные слова.
Автор: По тропинке пес шагал
Настроенье скверное
Новость грустную сказал
Кто-нибудь, наверное.
Или где-то на ветру
Он простыл, болезный,
А в родную конуру
Муравьи залезли.
И на выставке собак
Сорвалась карьера -
Шерсть окрашена не так,
Нету экстерьера.
В общем, плохо было псу,
Вся душа болела.
Вдруг над тропкою в лесу
Птица засвистела.
У березы на стволе
Пес увидел дятла.
Крикнул дятел в вышине голосом приятным:
Дятел: - Как красиво хвост завит
Бубликом изящным;
В ваших жилах кровь бежит
Догов настоящих.
Автор: Ухом пес зашевелил, от восторга млея,
Про тоску свою забыл, стало веселее.
Словом добрым окрылен, говорит он дятлу:
Пес: Ах, примите мой поклон
Очень мне приятно,
Что смогли вы проявить
К ближнему вниманье
Вас хочу поблагодарить я за сострадание.
Помогли вы грусть унять,
Вам за то спасибо
Вы изволили сказать, будто я красивый.
Автор: Ну, а дятел псу в ответ:
Дятел: Очень рад, поверьте,
Что мой скромный комплимент
Успокоил сердце.
Предлагаю вам теперь
Вместе в путь отправиться,
Вдруг еще какой-то зверь
Без участья мается.
Автор: И пошли они вперед,
Прочь беда любая.
Дятел свищет, пес поет
И хвостом виляет.
У. Помните ребята, что доброе слово иногда лечит душу лучше, чем самое дорогое лекарство. А как часто мы забываем сказать это необходимое доброе слово, совершить добрый поступок даже о отношению к своим близким. Послушайте рассказ В.Осеевой «Печенье». Чтение рассказа подготовленным учеником.
Беседа.
- У кого из героев рассказа изменилось настроение? Почему?
- Понравились вам Миша и Вова? Почему?
- Что можно сказать об этих мальчиках?
Дети говорят, учитель прикрепляет карточки.
Прочитайте слова, которые у нас появились на доске.
Читают: недобрые, равнодушные, бессердечные, бесчеловечные, нечестный, бессовестный, завистливый, эгоистичные.
У. Вы только подумайте, что случится с эти миром, если все люди будут наделены только этими страшными качествами.
Есть веселая детская песенка: точка, точка, зяпятая, минус - рожица кривая. (Учитель рисует на доске). А сказать мы об этом человечке ничего не можем, не знаем, какой он, злой или добрый. Какими качествами должен обладать человек, чтобы мы могли сказать про него, что он добрый?
Дети говорят, учитель прикрепляет на доску карточки в форме лучиков: ласковый, терпеливый, сострадательный, щедрый, уступчивый, милосердный.
- Что у нас получилось? (Ответы детей)
- Значит добрый человек - это солнышко для людей, которое светит, греет, улыбается.
4. Подведение итога урока.
Доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из вас. Чаще говорите добрые слова, делайте добрые дела, но помните, что кричать о своих добрых делах не стоит, потому что гласит пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
Чтение учащимся стихотворения:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Помните, что каждый из нас должен быть добрым и человечным.