Педагогический проект Добрыми должны быть люди
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
А. С. Макаренко
Актуальность
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалея, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на Земле.
А. Лесных
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Доброта – качество, которое ценится во все времена. Чем тяжелее и чем сложнее ситуация в которой оказался человек, тем для него дороже доброта и сочувствие других людей, оказавшихся рядом и готовых помочь и поддержать в трудную минуту. В течение года, месяца, недели, а порой и ежедневно человеку нужна помощь, поддержка, взаимопонимание, участие окружающих. Но всегда ли мы получаем их? Далеко не всегда. Ведь в противном бы случае в мире не было бы войн, насилия, унижения, оскорбления... За последние 100 лет в мире только от вооруженного насилия погибло около 150 млн. человек, из них около 1/3 в России. Даже ребята начальной школы на переменах и в свободное от школьных занятий время могут обидеть друг друга грубым словом, а порой даже ударить без капли сожаления о содеянном. Жестокость, «пришедшая в наше общество из средств массовой информации», становится привычным явлением. Исправить эту страшную ситуацию может только доброе отношение людей друг к другу.
Но в чём выражается доброта? Какими качествами должен обладать добрый человек? Что должны сделать дети, чтобы вырасти добрыми людьми? Для решения данных вопросов мною разработан воспитательный проект «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ».
Представленный воспитательный проект, направлен на создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности через систему духовно-нравственного воспитания, разработан на основе многолетнего положительного опыта воспитательной работы в классе и отражает основные направления деятельности в решении ключевых проблем школы.
Исследование образовательных потребностей, ценностных ориентиров, установок обучающихся класса показали, что необходимо:
решать задачи повышения духовно-нравственной культуры обучающихся класса;
стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальностью;
содействовать формированию сплочённого классного коллектива.
Моей ключевой идеей в построении процесса воспитания является созидательная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация обучающихся, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Главное средство для решения этой задачи – реализация воспитательного проекта «Добрыми должны быть люди».
Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности через систему духовно-нравственного воспитания.
Задачи:
Создать условия для развития и воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Повысить педагогическую и психологическую культуру родителей.
Предмет изучения воспитательного проекта «Добрыми должны быть люди»: социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), приобретенные школьниками; социальная реальность и повседневная жизнь; отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); отношения к социальной реальности в целом.
Деятельность в рамках проекта.
В основе моей работы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания младших школьников лежит разработка участие в социально значимых акциях и мини-проектах.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Поэтому работа над воспитательным проектом строится на основе подготовке (и самостоятельной в том числе) и проведении социально значимых акций и проектов.
Сроки реализации проекта «ДОБРЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ»: 2013-2017 учебные годы.
1 год (2013 – 2014 учебный год) – «Дорогами добра»
2 год (2014 – 2015 учебный год) – «С чего начинается человек»
3 год(2015 – 2016 учебный год) – «Добро начинается с тебя»
4 год (2016 – 2017 учебный год) – «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
Системообразующим видом деятельности, способствующим усвоению духовно-нравственных ценностей, является коллективная деятельность. Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы организуется как коллективная творческая деятельность – защита воспитательного проекта.
Педагогический смысл реализуемого проекта заключается в следующем:
Это, во-первых, воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, формирование социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как чувство патриотизма и т. д.
Во-вторых, проект – это опыт разнообразной деятельности, в том числе и опыт работы с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, самопрезентации и многие другие.
А также, проект – это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребёнок вырастет успешным. Если за плечами только груз неудач и разочарований. Успех придаёт уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.
Анализ опыта использования метода проектов в воспитательной работе позволил сделать следующие выводы:
- нацеленность на конечный результат помогает наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения;
- комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учётом возраста и индивидуальных особенностей.
Содержание проекта «Добрыми должны быть люди»
Первый год. 1 класс.
Мини-проект «Дорогами добра»
№ п/п
Мероприятие
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1.
«Синичкин день»
Подготовили и повесили в школьном дворе кормушки для птиц
Октябрь 2013 г.
Классный руководитель,
дети, родители
2.
«Книжкина больница»,
Отремонтировали книги из школьной библиотеки
Февраль 2013 г.
Классный руководитель,
дети, родители
3.
«Подари игрушку» (для воспитанников СРЦ Радуга)
При поддержке родителей и администрации школы собрали и отвезли игрушки в СРЦ Радуга
Октябрь 2013 г.
Классный руководитель,
дети, родители
4.
«Тонометр для школьного медицинского кабинета»
Нашли спонсора для приобретения тонометра, купили его и подарили школьному медицинскому кабинету
Ноябрь 2013 г.
Классный руководитель,
дети, родители
5.
«Азбука вежливости для юного друга»
Для воспитанников старших групп детских садов силами класса
была подготовлена книга «Азбука вежливости»
Май 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
6.
«Поздравляем ветеранов войны с днем Победы»
Фото на память и статья в районную газету «Степная правда»
Май 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
7.
«Книги для районной библиотеки»
Пополнили библиотечный фонд
Июнь 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
8.
«Помощь Янине Никитиной»
Перевели деньги на счет девочки Янины, больной раком
Апрель 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
9.
«Подари надежду жить»
В Самарский онкологический центр для детей, больных раком, по почте отправили рисунки
Март 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
10.
«Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)
Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича
2013 – 2017 г.г. и далее
Классный руководитель,
дети, родители
11.
«С днем рождения, наш ветеран!»
Поздравили с днем рождения участницу войны, односельчанку Никонову Л. К.
Февраль 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
12.
«Чужих детей не бывает»
При поддержке родителей и администрации школы собрали и отвезли игрушки в детский сад с. Семеновка
Май 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
13
Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда»
Написание статей в районную газету «Степная правда»
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
Второй год. 2 класс.
Мини-проект «С чего начинается человек»
№ п/п
Мероприятие
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1.
«Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)
Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича
2013 – 2017 г.г. и далее
Классный руководитель,
дети, родители
2.
«SOS!!!!Корм для собачек»
При поддержке родителей собрали корм для собачек и отправили его по почте
Сентябрь 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
3.
«Цветы для школы»
За летний период вырастили цветы и подарили их школе
Сентябрь 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
4.
«SOS!!!! Книги для девочки»
Сбор и пересылка книг по почте
Октябрь 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
5.
«Привет от молодого поколения»
Приготовили рисунки и подарили их жителям местного дома престарелых
Декабрь 2014 г.
Классный руководитель,
дети, родители
6.
«Живи, живи, наш ветеран!»
Приготовили своими руками поздравительных плакатов для ветеранов войны
Апрель 2015 г.
Классный руководитель,
дети, родители
7.
«Накануне Победы»
Приготовили рисунки и поздравили ветеранов войны
Май 2015 г.
Классный руководитель,
дети, родители
8.
«Встреча с участниками войны»
Встреча - беседа
Апрель 2015 г
Классный руководитель,
дети, родители
9.
«Письмо ветеранам Украины»
Написали и отправили письмо ветеранам Украины
Апрель 2015 г
Классный руководитель,
дети, родители
10.
«Эх, масленица, веселись!»
Подготовили и провели праздничную программу для обучающихся 3 класса
Март 2015г.
Классный руководитель,
дети, родители
11.
«Мастерская подарков»
Своими силами готовим подарки для детей и отправили в Самарский детский дом
Февраль 2015 г.
Классный руководитель,
дети, родители
12.
«Цветы весны для ветеранов»
Приготовили букетики цветов из цветной бумаги и подарили их жителям дом престарелых
Февраль 2015 г.
Классный руководитель,
дети, родители
13.
Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда»
Написание статей в районную газету «Степная правда»
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
Третий год. 3 класс.
Мини-проект «Добро начинается с тебя»
№ п/п
Мероприятие
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1.
«Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)
Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича
2013 – 2017 г.г. и далее
Классный руководитель,
дети, родители
2.
«День Добрых Дел»
Помощь нуждающимся в школе, классе, на улице, дома
Еженедельно, каждый четверг
Классный руководитель,
дети, родители
3.
Акция «Умелые руки не знают скуки»
Организация мастер-класса по изготовлению творческих работ.
Сентябрь, 2015 г.
Классный руководитель,
дети
4.
Акция «Мы помним все про подвиг вашей жизни»
Изготовление рисунков, открыток для участников локальных войн
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
5.
«Одиноких людей не бывает», посещение одиноких людей с целью оказания практической помощи.
Организация и оказание помощи нуждающимся людям
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
6.
Акции, направленные на практическую, реальную помощь пожилым и больным людям.
Организация и практическая помощь нуждающимся
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
7.
Шефство над одинокими людьми.
Помощь одиноким людям
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
8.
Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь»
Ремонт книг и учебников
По мере необходимости
Классный руководитель,
дети
9.
Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда»
Написание статей в районную газету «Степная правда»
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
10.
Благотворительная акция «Доброе сердце»
Сбор вещей, школьных принадлежностей для воспитанников СРЦ «Радуга»
По мере необходимости
Классный руководитель,
дети, родители
11.
Акция «Открытие птичьей столовой»
Изготовление кормушек для птиц
Сентябрь, 2016 г.
Классный руководитель,
дети, родители
12.
Акция «Чистый дом – чистый двор – чистое село»
Трудовая акция
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
Четвёртый год. 4 класс.
Мини-проект «Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
№ п/п
Мероприятие
Содержание деятельности
Сроки проведения
Ответственные
1.
«Переписка с ветераном Великой Отечественной войны Леоновым И. А., проживающим в г. Тула» (найден нами через администрацию г. Тула, связь налажена через обучающихся и администрацию и обучающихся одной из школ г. Тула, носящих его имя)
Переписка с обучающимися школы, поздравления и письма для Леонова Ивана Антоновича
2013 – 2017 г.г. и далее
родители
2.
«День Добрых Дел»
Помощь нуждающимся в школе, классе, на улице, дома
Еженедельно, каждый четверг
Классный руководитель,
дети, родители
3.
«Мы помним все про подвиг вашей жизни»
Изготовление рисунков, открыток для участников локальных войн
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
4.
«Одиноких людей не бывает», посещение одиноких людей с целью оказания практической помощи.
Организация и оказание помощи нуждающимся людям
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
5.
Акции, направленные на практическую, реальную помощь пожилым и больным людям.
Организация и практическая помощь нуждающимся
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
6.
Шефство над одинокими людьми.
Помощь одиноким людям
В течение всего года
Классный руководитель,
дети, родители
7.
«Если добрый ты»
Посещение детских садов с целью организации игр для воспитанников
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
8.
«Чужой беды не бывает»
Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
По мере необходимости
Классный руководитель,
дети, родители
9.
Статьи на интересующие нас темы в районной газете «Степная правда»
Написание статей в районную газету «Степная правда»
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
10.
Акция «Птичий домострой»
Изготовление кормушек для птиц
Сентябрь, 2017 г.
Классный руководитель,
дети, родители
11.
Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь»
Ремонт книг
По мере необходимости
Классный руководитель,
дети
12.
Акция «Каждому участку земли экологическую заботу»
Трудовая акция
В течение всего года
Классный руководитель,
дети
Результаты работы над проектом «Добрыми должны быть люди»
Созданы условия для развития и воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся.
Определение уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], к самим себе)
Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
года
Уровни нравственной воспитанности
высокий
средний
низкий
Начало года
33%
41%
26%
Конец года
40%
43%
17%
Диаграмма № 2
Результаты диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся и выяснение особенностей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], к самим себе)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения уровня нравственной воспитанности учащихся можно подчеркнуть, что на конец 2014-2015 учебного года наметилась динамика увеличения детей с высоким уровнем нравственной воспитанности и уменьшения процента детей, относящихся к себе, к людям и к жизни с некоей долей неудовлетворенности.
Сформирован классный коллектив и созданы условия для нравственно и эмоционально развития обучающихся.
Большую роль в создании эмоционально благоприятной среды для развития детей играет результативная совместная деятельность, направленная на общий результат. В течение двух лет классный коллектив занимает призовые места в общешкольных конкурсах «Лучший класс года», в конкурсе воспитательных проектов.
№ п/п
Учебный год
Класс
Название конкурса
Результат
1.
2013-2014
1
«Лучший класс года»
1 место
2.
2014-2015
2
«Лучший класс года»
2 место
3.
2013-2014
1
Конкурс воспитательных проектов
1 место
4.
2014-2015
2
Конкурс воспитательных проектов
1 место
Для выявления индивидуальных склонностей, уровня состояния тревожности каждого ребёнка было проведено тестирование «Что у меня на сердце» (2014 – 2015 учебный год)
2014 – 2015 учебный год
Начало года
Конец года
Тревожный
41%
35%
Спокойный
59%
65%
Диаграмма № 3
Результаты диагностики изучения личности учащихся 2 –Б класса «Что у меня на сердце» (2014 – 2015 учебный год)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: основываясь на результатах диагностики изучения личности учащихся, следует отметить рост детей со спокойным уровнем личностных характеристик и ощущений.
Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений применяется социометрическая техника, результаты обследования представлены в разделе «Характеристика классного коллектива».
В ходе реализации проекта дети научились осознавать и обозначать свои личные границы и уважать границы другого человека, действовать сообща, организовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи. Психологический климат в классе положительный.
Созданы условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Развитие познавательной активности учащихся – одна из актуальных задач и содержания деятельности классного руководителя. Активизация познавательной деятельности учащихся важна как в учебной деятельности, так и во внеучебной. Развитие самостоятельности мышления способствует становлению самостоятельной личности, создав условия для ее самовыражения. В 1, 2 классах было проведено анкетирование с целью изучения познавательной активности учащихся. Результаты анкетирования представлены в таблице.
Уровень активности
2013-2014 уч.г.
1 класс
2014-2015 уч.г.
2 класс
Высокий
4
6
Средний
10
10
Низкий
9
7
Вывод: Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 1 классе высокий уровень развития был только у 4-х учеников, тогда как 9 учащихся имели низкий уровень развития. После проведения соответствующей работы по активизации познавательных интересов учащихся ситуация изменилась. Понизилось количество учащихся имеющих низкий уровень познавательной активности. Дети стали проявлять большую заинтересованность не только к учёбе, но и к творческой самореализации. Самостоятельно пытаются найти ответы на интересующие их вопросы.
Одним из важных показателей эффективной работы в данном направлении является активное участие обучающихся класса в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Наличие призовых мест у обучающихся класса в конкурсах различного уровня (см. Приложение №1)
Районный
Окружной
Областной
Всероссийский
2013 –2014 уч.год
4
1
0
10
2014 – 2015 уч.год
5
8
1
19
Повысилась педагогическая и психологическая культура родителей.
Важно, как и с учениками, выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей.
Реализация данного проекта происходит при активном участии родителей.
Формы работы с родителями в рамках проекта:
№
п/п
Название мероприятия
Степень вовлеченности родителей
Форма работы
1-й класс
«Что Вы ждете от предстоящего учебного года?»
Разрабатываем совместно с родителями анкету
Анкетирование
1.
«День творчества»
Готовим с родителями коллективное творческое дело
КТД совместно с детьми
2.
«Дорогами добра»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем
Вечер вопросов и ответов
3.
«Законы коллектива»
Совместно разрабатываем законы нашего коллектива
Классный час совместно с родителями
4.
«Прикоснуться к вечности»
Говорим о христианских и общечеловеческих ценностях
Экскурсия в храм
5.
«Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем
Круглый стол
6.
Мониторинг и подведение итогов исполнения программы
Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год
Анкетирование
2-й класс
1.
«Что Вы ждете от предстоящего учебного года?»
Разрабатываем совместно с родителями анкету
Анкетирование
2.
Вечер вопросов и ответов «С чего начинается человек»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем
Вечер вопросов и ответов
3.
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем
Классный час совместно с родителями
4.
Мониторинг и подведение итогов исполнения программы
Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год
Анкетирование
3-й класс
1.
«Что Вы ждете от предстоящего учебного года?»
Разрабатываем совместно с родителями анкету
Анкетирование
2.
«Добро начинается с тебя»
Помощь детям в изготовлении и поделок и сувениров из доступного материала.
Вечер вопросов и ответов
3.
Мониторинг и подведение итогов исполнения программы
Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год
Анкетирование
4-й класс
1.
«Что Вы ждете от предстоящего учебного года?»
Разрабатываем совместно с родителями анкету
Анкетирование
2.
«Хочешь почувствовать себя человеком – помоги!»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем
Вечер вопросов и ответов
3.
«Уроки милосердия и доброты»
Отвечаем на вопросы, думаем, размышляем
Нравственный классный час
4.
Мониторинг и подведение итогов исполнения программы
Подводим результаты нашей деятельности за год, анализируем. Планируем работу на следующий учебный год
Анкетирование
Диагностика удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
2013 – 2014 учебный год
2014 – 2015 учебный год
Процент удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
63%
71%
Результаты диагностики удовлетворенности родителей воспитательным процессом класса
Диаграмма № 4
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Вывод: Диагностика выявила положительную тенденцию удовлетворённости родителей воспитательным процессом, показала повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания, положительную динамику удовлетворённости родителей процессом воспитания в классе, повышение уровня вовлечённости родителей в учебно-воспитательный процесс.
Root Entry