Презентация по МХК на тему Иконопись древней Руси
Тема урока: « Священный лик Богоматери».
Цели урока: воспитание нравственных и духовных качеств личности через приобщение к культурному наследию нашего народа, к библейским сюжетам, формирование культуры прочтения библейских сюжетов, развитие устной речи учащихся, способности анализировать произведение искусства.
Эпиграф к уроку:
«Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами,
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,
Нашептывает их с любовью и слезами».
(«Молитва». П. А. Вяземский ).
Зрительный ряд:
Образы Богородицы, икона «Рождество Христово».
Музыкальный ряд: Чайковский: «Молитва».
Погружение в урок.
На партах у учащихся текст стихотворения Бродского «Рождественская звезда».
В начале урока необходимо создать проблемную ситуацию, сообщив учащимся, что тему урока они должны сформулировать сами (можно строчками из стихотворения).
На экране образ Богородицы В. Васнецова.
Ученица выразительно читает текст стихотворения Бродского «Рождественская звезда».
- О каком событии рассказывает Бродский в стихотворении?
- О рождении Христа и о Марии, его матери, рассказывается о том, где произошло чудесное рождение, обстановка пещеры.
- Кто мог видеть это событие?
- Евангелист.
- Почему поэт рассказывает в стихотворении так - «Младенец родился, в пещере, чтоб мир спасти»
- Рождение, воплощение, приход в мир Спасителя – одно из важнейших событий евангельской истории. Это событие произошло в убогой, простой обстановке пещеры.
- Библейские мотивы во все века волновали поэтов, музыкантов, художников.
А как описывается в Библии сюжет рождения Иисуса Христа?
Выступления поисковых групп учащихся – историков, искусствоведов.
Учащиеся:
Евангелие говорит о Рождестве Иисуса Христа, как о событии, исполненном величавой тайны. Его предсказывали людям древние пророки: «благую весть» о том, что у нее родится, что от нее чудесно воплотится Сын Божий, приносит Деве Марии посланный к ней архангел Гавриил.
Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя: иудеи ожидали его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ожидали избавителя. Большинство иудеев ждали в Мессии великого царя – завоевателя, который освободит их от власти чужеземцев и даст им господство над другими народами, лишь немногие ожидали Спасителя от греха и смерти.
В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти ее в том месте, откуда происходит его род. И Иосиф, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию, отправляется из Назарета в Вифлеем, город рода Давидова.
В суровое время года и без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария, это был нелегкий путь. В Вифлееме плотнику Иосифу и Марии не находится места в гостинице, и они нашли место для ночлега за городом, в пещере. В пещере, где был заброшенный хлев, - совершается Рождество Христово, в полночь Мария родила сына, спеленала и положила в ясли. – Остановился небесный свод, животные перестали жевать, пастухи замерли. Все оцепенело. Высоко на небе зажглась яркая Вифлеемская звезда.
На экране изображение иконы «Рождество Христово» (нач.15в). Учитель:
В центре иконы, в окружении горок – «земной тверди», мы видим черную пещеру, над которой сияет Вифлеемская звезда. Но в пещере только ясли со спеленутым младенцем , сюда с удивлением заглядывают вол и осел. Художник изображает ложе с лежащей Богоматерью даже не на фоне пещеры, а прямо перед входом. Мария изображается здесь как главная участница события.
Величием и одновременно нежной мягкостью наделена ее фигура в темно- багряных одеждах, описанная гибкой певучей линией. Она не потрясена происшедшим, а погружена в задумчивость – она размышляет о судьбе сына.
Ангелы поднялись на небо; окончилось величественное видение. Пришли в себя пастухи, и все как один решили идти в Вифлеем и посмотреть, что там случилось.
Мудрецы принесли подарки: ладан, смирна, золото.
Ладан – это дорогая ароматическая смола особого дерева, ее в древности преподносили в знак особого благоволения; ладан был подарен Спасителю как Богу.
Смирна – ценное благовонное масло, использовавшееся для помазания усопших, было поднесено Иисусу Христу, так как он примет смерть.
Золото – было подарено ему как царю.
Эти дары хранятся в монастыре Св. Павла на горе Афон, как духовная, историческая ценность.
Удивительным алым цветом горит на иконе ложе Богоматери, чистыми яркими цветами – алым, багряным, зеленым, голубым – все одежды. Удивительны светло – голубые стада, пасущиеся под легкими деревьями. Прекрасна и сама земная твердь, ее золотистые горы с голубоватыми, словно посеребренными вершинами. Ровным свечением окружает изображенное на иконе золотой фон.
За много километров мудрецы увидели на небе яркую звезду. А в книге мудрецов было записано, что если загорится звезда – значит, родился Бог.
- А сейчас еще раз прочитайте стихотворение, какая строчка может служить темой нашего урока?
- «Из глубины Вселенной звезда смотрела в пещеру».
Звучит музыкальный фрагмент.
Чайковский «Молитва», (или «Аве Мария»).
Учитель:
Образ Богородицы волновал художников разных веков
Даже в римских катакомбах мы можем найти первые изображения Богородицы.
Часто Богородицу изображали в виде Оранты – без младенца, в рост, с воздетыми в молитве руками ладонями наружу (так молились еще со времен Ветхого Завета). Слово «Оранта» в переводе с латинского означает «моление». Оранта – олицетворение молитвы, предстательницы перед Богом за наш мир и за каждого человека.
Для русского человека Богородица, Богоматерь, спасительница.
Образ Богородицы появился на Руси вместе с христианством.
Иконы с ликом Богородицы находились в каждом доме.
- А какие иконы Богородицы есть в вашем доме?
(учащиеся рассказывают об иконах с изображением Богородицы).
-Есть иконы Богородицы – святыни.
Выступление поисковых групп.
Учащиеся:
Владимирская икона Божией Матери, главная чудотворная икона России, наша величайшая святыня. Икона богоматери с младенцем на руках , относится к иконографическому типу «Умиление». Она была выполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 века и затем прислана в Киев. Имя «Владимирская» она получила на Руси: ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо – восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире она обрела свою славу.
Много легенд, связанных с древней иконой, немало говорится о ней в письменных и устных преданиях.
Всмотримся в образ Владимирской Богоматери
Мария ласково, нежно прижимает к себе сидящего на ее правой руке сына. Ребенок прильнул к щеке, обнял мать за шею. Прямо перед собой, словно в будущее, в нас глядит Мария большими продолговатыми очами, словно освещающими ее узкое, удлиненное лицо.
Почему не смотрит она на ребенка? Откуда этот мягко пронзающий взгляд? Что она видит в каждом из нас и в будущих поколениях? Какую тайну горестно рассматривает в человеке? Знает ли она, что сыну ее суждено взойти на крест, взять на себя все грехи человеческие? Сколько вопросов таит в себе этот образ?
Глаза Владимирской Богоматери видели, как в трудные годы борьбы с захватчиками уходили на поле брани отряды смелых воинов. В 1395 году Тамерлан, грозный сын степей, подступил к рубежам московской земли. Это были последние набеги орд – завоевательниц, в течение многих десятилетий терзающих русские княжества. Жители Москвы на Кучковом поле (теперь район Сретенских ворот) устроили молебен и просили икону Владимирской Богоматери защитить их от супостата.
Владимирская икона сыграла колоссальную роль в развитии русской культуры, она стала неотделимой частью русской истории.
Стих. Волошина «Владимирская Богоматерь».
Учитель:
Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к ней, как к своей заступнице и всегда получал помощь и защиту.
Учащиеся:
«Умилением» является прославленная «Богоматерь Донская».
Икона получила свое название согласно легенде, в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон. В битве на Куликовом поле была одержана великая победа над татарами.
Композиция иконы близка к композиции «Владимирской Богоматери». Изображена Богородица и сидящий у нее на правой руке младенец, похожи и сам их облик, и позы, но более непосредственно выражена здесь взаимная ласка матери и ребенка. Взгляд Богородицы не обращен к людям, а устремлен на сына, полный любви, нежно касается она его одежд. Сам младенец не только прижимается щекой к матери, но и очень живым и трогательным жестом поставил свои детские ножки на материнскую руку. А правой рукой младенец не обнимает мать, она простерта в жесте обращенного к ней благословения.
Современные ученые считают не совсем достоверной легенду о том, что Дмитрий Донской брал с собой «Богоматерь Донскую» на Куликово поле, хотя признают, что не случайно соединилась в народном сознании эта икона с одержанной там победой.
«Богоматерь Донская» происходит из Успенского собора города Коломны. В Коломне Дмитрий Донской собирал войска перед походом на Дон и здесь, вернувшись победителем, приказал расписать фресками Успенский собор. И сейчас считается наиболее достоверным, что одновременно с росписью собора, как бы в память о великой победе, был написан образ «Богоматерь Донская».
Учащиеся рассказывают об образах Богоматери:
Казанская Богоматерь,
Оранта Ярославская,
Боголюбская икона,
Деисусные иконы Богородицы.
Христианская тема звучит в поэзии.
Итоги урока:
О каком событии рассказывается в стихотворении Бродского «Рождественская звезда»?
Расскажите о композиции иконы «Рождество Христово».
Какие чудотворные иконы Богородицы вы уже знаете?.
Почему Владимирская икона так почитается русским народом? В каких событиях она оказала помощь?
Расскажите, какие иконы Богородицы есть в вашей семье?
Какие иконы Богородицы есть в местном храме?
15