Разработка урока по МХК на тему Полёт души /Иконопись (10 класс)


Методическая разработка урока МХК в 10 классе
Учитель: Янин Александр Васильевич
МКОУ Больщекандаратская СШ им. И.К.Морозова Карсунского района Ульяновской области
Тема урока: « Полет души ».
Цели урока:
1.-Обеспечить условия для формирования у учащихся понятий икона, иконостас, знаний о русской средневековой иконописи, структуре иконостаса, для показа различий русского и византийского стилей иконописания на примере творчества Феофана Грека и Андрея Рублева;
- актуализировать субъективный опыт учащихся;
-организовать деятельность учащихся по изучению понятий и способов действий;
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний
2.-Способствовать развитию речи: обогащению и усложнению её словарного запаса, овладению художественными образами;
-способствовать развитию сенсорной сферы: точности и тонкости различения цвета, света и тени.
3. Способствовать формированию ценностных ориентаций: осознание духовной ценности знаний, их значимости в современной жизни; формирование любви и уважения к прекрасному.
Оборудование:
1.Я познаю мир: Искусство: Детская энциклопедия. Т.Ю.Кравченко. М., 2003.
2. Я познаю мир: Мировая художественная культура: Детская энциклопедия. Е.Ю.Пархоменко. М., 2003.
3. Я познаю мир: Религии: Детская энциклопедия,. О.А.Могила, С.В.Чумаков. М., 1998.
4. Этюды об изобразительном искусстве. Книга для учащихся. Сост. Н.И.Платонова, В.Ф.Тарасов. М., 1993.
5. Закон Божий для семьи и школы. Сост. С. Слободской. М., 1957.
6. И.С.Ненарокомова Государственные музеи Московского Кремля. М., 1992.
7. Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Выпуски 1990-1991 годов.
8. Набор открыток «Музеи Московского Кремля. Благовещенский и Архангельский соборы».
9. Репродукции икон.

ХОД УРОКА
Орг. момент.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Форма: Постановка проблемного вопроса: «Перед вами ассоциативный ряд. Посмотрите и подумайте, что мы будем изучать сегодня на уроке?»
ВЕРА СВЕТ ЦЕРКОВЬ ДОСКА
НАДЕЖДА ДОБРО СВЕЧА ТЕМПЕРА
ЛЮБОВЬ ДУША ЧУДО КАРТИНА
( Предположения ребят.)
Итак, наш урок посвящен одной из форм русской средневековой живописи – иконописи.
Название темы: « Полет души»
Я назвал этот урок потому, что икона - это полет души её автора и того, кто раскроет перед ней своё сердце.
Усвоение новых знаний и способов действий
Форма: Эвристическая беседа
План:
- Вступительное слово об уникальности русской культуры.
-Образы на иконах.
-Икона, как форма искусства.
-Иконостас, его структура.
Закрепление новых знаний и способов действий
Форма: Работа в группах.
Задание.
Опишите по схеме представленные иконы:
а. «Богоматерь Владимирская» византийского письма.
б. «Иоанн Предтеча» Феофана Грека.
в. «Троица» Андрея Рублева.
Схема анализа:
- Чей образ отражен на иконе?
- Как изображен образ?
- В каком образе представлен Бог?
- Какие художественные средства использованы?
( конструктивные: формы, пропорции, объем;
цветовые: колорит, контраст;
световые: свет, тень, блики).
Применение новых знаний
Форма: Сообщения учащихся по темам:
- «Богоматерь Владимирская»
- «Троица» Андрея Рублева.
5. Обобщение итогов урока.
Для каждого человека иконы имеют своё значение: для одних это бесценные сокровища древней живописи, хранящиеся в крупнейших музеях мира; для других идеальный способ вложения денег, предмет купли- продажи. А верующий ценит икону не за её древность или цену. Перед нею он молится, обращаясь к Спасителю, Богоматери, святым, доверяя им свои беды, помыслы, желанья. Икона – это полёт души её автора и того, кто раскроет перед ней своё сердце.
(Молитва великой княжны Ольги, найденная после расстрела царской семьи в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.)
6. Информация о домашнем задании:
6.1. Повторить понятия, изученные на уроке (икона, иконостас, левкас, темпера, лубок, нимб, горний свет).6.2. Сообщения по темам: «Андрей Рублев», «Богоматерь Казанская».
7. Рефлексия
Реализация рефлексного алгоритма :« Я» ( как чувствовал себя на уроке, доволен ли собой);
« Дело» ( достиг ли цели обучения, какие затруднения возникли, как преодолевал свои учебные проблемы)
ЛЕКЦИЯ
Каждый народ уникален и неповторим и это имеет свое отражение в культуре. Влияние соседей неизбежно, но каждый народ преобразует заимствованные формы, давая им неповторимое своеобразие. Как уловить характер культуры? Русский философ Николай Бердяев так отвечал на этот вопрос: « Каждый народ индивидуален, тайна же всякой индивидуальности познается лишь любовью, и в ней всегда есть что то непостижимое до конца, до последней глубины». Эти слова выражают главное: чтобы понять Россию, нужно открыть сердце. Как не вспомнить слова Ф.И.Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Не разум, а чувство должно быть главным в познании русской культуры – именно тогда она откроет свое богатство.
Широко и ярко характер древнерусского искусства проявился в иконописи. В переводе с греческого «икона» означает образ – образ Иисуса Христа, Богоматери и святых. Не сам Бог, а его изображение, к которому люди обращаются с молитвой.
Но как изобразить на иконе Бога, если он невидим? Его запечатлевают в том образе, в котором он явился людям.
В виде трех путников- ангелов явился некогда Господь Аврааму. Именно в этом обличие изображается на иконах Пресвятая Троица. Некоторым пророкам Бог Отец являлся мудрым старцем. Бог Сын сошел на землю и прожил человеческую жизнь. Иконы отражают этапы этой жизни: вот Он на руках у Божьей Матери, вот учит людей и совершает чудеса, вот мы видим его страдающим на кресте, воскресшим и вознесшимся.
В преданиях говорится, что сам Спаситель оставил людям свое изображение. Когда Христос нес изнемогая крест на Голгофу, одна женщина дала ему полотенце утереть лицо. Христос приложился к плату, и на ткани остался отпечаток его лица. Так появился образ «Спаса Нерукотворного».
А Бог Дух Святой пишется на иконе в виде голубя или огненных языков (горний свет).
Особо почитается в России иконы с образом «Богоматери». Если для католиков Мадонна – прекрасная дева с божественным младенцем на руках, то православные видят в Богородице мать – страдающую, милосердную, простирающую свою любовь и заботу на всех божьих сыновей и дочерей. существует около 400 изображений Богородицы, но их сюжеты строятся на трёх типах композиции: «Богородица Умиление» - это некий образ матери, которая держит на руках ребёнка, припавшего к её щеке; «Богородица – Одигитрия», где мать и младенец смотрят прямо перед собой; «Богородица – Оранта» - это поясное изображение Богоматери с поднятыми открытыми ладонями, на груди в кругу вписано изображение Божьего сына.
Икона – такая же классическая форма средневекового искусства Руси, как для Древней Греции - статуя, для Египта – рельеф, для Византии мозаика. И здесь сослужило службу дерево, верный спутник русских в быту, хозяйстве и строительстве. Иконы писали на липовых и сосновых досках. Доска покрывалась левкасом – тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски, растёртые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью (темпера).
Множество старых икон записаны сверху новыми слоями. Когда реставраторы очищали старые иконы, они увидели, что под верхними пластами сохраняется во всей своей святости прекрасная древняя живопись.
Ранние иконы были похожи монументальные росписи, служили как бы их заменой. Они представляли величавые фигурки в человеческий рост с тонкими ликами, написанными на золотистом фоне. Это византийский стиль. Потом иконы развиваются в основной жанр средневековой картины:
это уже не только фигуры и лики святых, но и сюжетные изображения «праздников» - событий евангельской истории. Иногда центральная, большая фигура святого окружается по бокам клеймами – маленькими композициями, развёртывающими подробную повесть как о его обыденной жизни, так о его испытаниях и подвигах.
Примерно в XIV веке иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас - сугубо русское изобретение, Византия его не знала. Иконы в иконостасе располагались в несколько горизонтальных ярусов: в центре – фигура Христа, а по бокам от него - иконы с фигурами Марии и святых, обращённых к Христу. Верхние ярусы занимали изображение «праздников» и погрудные изображения Богоматери и пророков, внизу, на царских вратах и по сторонам от них, - Благовещение, евангелисты и обычно изображение того святого, которому посвящается храм. Иконы примыкают вплотную друг к другу, поэтому иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета находятся в гармонии с общей композицией иконостаса. Вместе с тем каждая икона является самостоятельным, законченным произведением.
«Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки: как не узнать Змея Горыныча в крылатом звере, которого пронзает копьём Георгий Победоносец!
В новгородских и псковских иконах «северного письма» в орнаменте начинаются истоки лубков – картинах, изображающих простых людей в их обыденной жизни.
Ярчайшими произведениями иконописной живописи являются «Богоматерь Владимирская» неизвестного автора и «Троица» Андрея Рублёва.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
- Всероссийская святыня – византийская икона XII века «Богоматерь Владимирская». Из Киева во Владимир её вывез князь Андрей Боголюбский и поместил в Успенском соборе. В конце XIV века икону перевезли в Москву, чтобы она защитила город от полчищ Тамерлана. По легенде в день встречи иконы великий завоеватель повернул своё войско обратно.
Ныне икона хранится в Третьяковской галерее как непревзойдённый шедевр иконописного искусства.
С иконы к нам обращён старый и одновременно нежный образ Богородицы. Одной рукой она держит Младенца Христа, а другой указывает на него, свидетельствуя: «Он есть путь, и истина, и жизнь». Младенец прижимается к матери щекой, но лик его не по-детски серьёзен, он как бы утешает её. Богородица знает о будущей трагической судьбе своего Сына, но она и смирилась, и пережила эту смерть. В иконе изображён не конкретный момент, а пребывание Богородицы с Младенцем в Вечности. Именно оттуда, из, Вечности, смотрит она на нас своим укоряющим, страдающим взором, зная наши грехи, но обращается к нашей совести и готовится всё простить, как истинная Мать.
С какою кротостью К груди Она
И скорбью нежной Младенца прижимает
Пречистая И им любуется,
Взирает с полотна! О нем грустя…
Грядущий час Как Бог Он взором
Печали неизбежной Вечность проницает
Как бы предчувствует она! И беззаботен как дитя!
(Великий князь Константин Романов)
-«Троица» Андрея Рублёва стала символом русской живописи. Долгие века этот шедевр был скрыт под бесчисленными «поновлениями». В 1904 году реставраторы рчистили икону от поздних слоёв.
Ветхозаветный сюжет о гостеприимстве Авраама, когда ему является Господь в виде трёх ангелов, отражен автором в символическом смысле. Это икона – вершина духовного созерцания единства животворящей Троицы. Отец, Сын и Святой Дух восседают за столом, совершая таинство Евхаристии – центрального таинства христианства. В иконе нет ничего лишнего, а каждая деталь наполнена глубоким смыслом. Внешние контуры фигур образуют круг – символ единства, целостности, вечности. Внутренние контуры двух ангелов образуют чашу, центром которой является зримая чаша с головой агнца символизирующего жертву Христа. Плавные мягкие очертания, чуть наклонённые друг к другу головы ангелов свидетельствуют о внутреннем единстве согласии.
МОЛИТВА
(Найдена в Ипатьевском доме г.Екатеринбурга после растрела царской семьи. Написана рукой великой княжны Ольги)Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенный,
Благослави молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у предверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться за своих врагов.
ВЕРА
НАДЕЖДА
ЛЮБОВЬ
СВЕТ
ДОБРОДУША
ЦЕРКОВЬ
СВЕЧА
ЧУДО
ТЕМПЕРАДОСКАКАРТИНА
ИКОНАИКОНОСТАСЛУБОК
ТЕМПЕРАГОРНИЙ СВЕТ
БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ
БОГОРОДИЦАОДИГИТРИЯ
БОГОРОДИЦАОРАНТА