Методическая разработка на тему Формирование гражданского облика личности учащегося посредством организации волонтерской деятельности.


Формирование гражданского облика личности учащегося посредством организации волонтерской деятельности.
Темп жизни, изменяющиеся запросы социума создают объективную значимость и внутреннюю готовность подростков к общественно активной деятельности.
Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе социального опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Подростковый возраст является тем благоприятным периодом, когда становление активной гражданской позиции личности как одного из компонентов чувства гражданственности является особо актуальным.
Самостоятельная инициативная общественная деятельность подростков и молодых людей может способствовать благополучному жизнеобеспечению и высокому уровню самостоятельности, стать способом самоопределения, утверждения себя как личности, возможностью проверки и развития способностей и деловых качеств, явиться процесс накопления жизненного и делового опыта.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
Одной из эффективных форм активизации подростков является волонтерское движение. В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
Волонтерская деятельность, как никакая другая, позволяет формировать устойчивые социальные установки, как у самих волонтеров, так и у подростков, вовлекаемых в массовые мероприятия социальной направленности (пропаганда здорового образа жизни, помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, безопасности на дорогах и т. д.).
Деятельность волонтерского отряда МБОУ Гимназии № 2 «Твой выбор», основана на программе волонтерского движения «Дороги, которые мы выбираем».
Наш девиз:
Мир добра и красоты
Свой выбор сделаешь ли ты!
Особенностями волонтерского движения, реализуемого в гимназии, являются следующие:
- команда формируется внутри образовательного учреждения;
- волонтеры работают не только со сверстниками, но и с младшими школьниками, а также с родителями и различными организациями.
Основной целью реализации программы, является продвижение новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, пропаганды здорового образа жизни и первичной профилактики курения, злоупотребления алкоголя и ПАВ, профилактики девиантного поведения и содействия формированию и развитию правовой культуры, просвещению учащихся по безопасности дорожного движения.
Цель достигается через реализацию, следующих задач:
-формирование у подростков устойчивого интереса к добровольной деятельности (волонтерство);
- сформировать умение волонтеров принимать и оказывать социальную поддержку окружающим;
- организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Работа волонтёрского отряда «Твой выбор» строится в направлениях деятельности «Российского движения школьников» - это направление личностное развитие, гражданская активность.
-благотворительная деятельность - гимназия активно сотрудничает с социальным детским садом № 46, волонтеры оказывают помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (активисты, проводят для детей 4-7 лет игры, мастер-классы, флешмобы, читают вместе книги, показывают спектакли для детей), традиционно в гимназии проводится акция «Доброе сердце» (сбор подарков, вещей, гигиенических принадлежностей, игрушек), недавно волонтерский отряд, посетил детский сад с акцией, в рамках Российского движения школьников «Серебряные волонтеры; реализация проекта «Дюжина добрых дел» (посещение и помощь ветеранам микрорайона, акция «Кошкин дом»- мы активно взаимодействуем с городским питомником для животных; проводим весенние недели добра (дарим друг другу улыбки и объятья)- пропаганда здорового образа жизни - в рамках данного направления мы проводим Декады здоровья, тематические дни здоровья с выступлениями волонтеров на классных часах, спектакли, интерактивы, агитбригады, флешмобы (Веселая переменка), Витаминные перемены (раздача фруктов), квесты, спортивные мероприятия, работа станций здоровья, разработка памяток, буклетов.
-безопасность жизнедеятельности: проведение ежегодных акций для первоклассников, водителей, пешеходов, по правилам дорожного движения с привлечением сотрудников ОГИБДД. Работа волонтеров гимназии строится по принципу распространения идеи, привлечения и умения заинтересовать других. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Благодаря уже проведенной работе, у нас есть те учащиеся, которые смогут теперь сами учить других, а это очень важно, так как дети и подростки гораздо лучше воспринимают таких же, как они, чем взрослых. По принципу «равный-равному» волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на классных часах, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, обучаются сами.
Подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих.
В процессе своей деятельности волонтеры всегда взаимодействуют с внешним миром через получение информации, дополнительных знаний, обучаясь и развивая свои личностные качества: ребята приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность за свои поступки (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, интервью, анкетирования и др.). Передавая своим сверстникам (дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки для младших, агитационные выступления, интерактивные игры, акции и др., а так же оформляя информационные листовки, статьи в передачу «Школьное радио» буклеты на различную тематику), волонтеры вырабатывают необходимые практические навыки общения с другими. Все эти приобретенные навыки способствуют формированию социальной компетентности самого волонтера.
В гимназии мы стараемся строить работу таким образом, чтобы в данную деятельность добровольно вовлекались учащиеся звена, так как считаем, что процесс социализации личности должен начинаться как можно раньше, и тогда к 14-ти годам подросток будет осознанно и самостоятельно делать правильный выбор. Для него помощь другому или здоровый образ жизни будут так же естественны, как одеться или умыться. На наш взгляд, и ребята в возрасте от 10 до 14 лет могут систематически заниматься волонтерской деятельностью и внести свой посильный вклад.
Волонтерская команда — это добровольное объединение. Дети включаются в работу, следуя своему желанию, у них есть право выйти из команды, если деятельность их не устраивает. При формировании команды в группу может включиться любой.
Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационные подходы, мы стараемся организовать работу по социализации школьника через осуществление волонтерского движения в гимназии, так как считаем, что волонтерство — это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение, впитавшее в себя все самое достойное. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный.