Социально-экологический проект «Капитошка» с уклоном волонтёрской деятельности (2-6 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сеченовская средняя общеобразовательная школа








Социально-экологический проект
«Капитошка»
с уклоном волонтёрской деятельности












Исполнитель:
Учащиеся 2Б,6Б классов
МБОУ Сеченовской СОШ



Руководитель:
Баранова Е.А.
учитель биологии
МБОУ Сеченовской СОШ








С.Сеченово 2014год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков; прекращаются занятия в школах и учреждениях дополнительного образования и, как следствие, увеличивается фактор риска подросткового периода. Поэтому организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности подростков в период летних каникул.
Это может быть достигнуто через многообразие экскурсионных объектов экологической тропы, их эстетической и познавательной деятельности. В школьной программе очень мало отведено часов экологического образования. Поэтому, считаю необходимым продолжить экологическое воспитание в летний период.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, ее богатствам во избежание катастрофы на Земле.
2013 год был объявлен годом экологии. Эта проблема касается не только городов, но и маленьких населенных пунктов, т.е. и нашего села Сеченово. Проезжая по селу мы наблюдаем, что жители не соблюдают чистоту, порядок в местах общественного пребывания.
Поэтому проект прогулочной группы «Капитошка», призван:
- способствовать активному участию детей и подростков в общественно-полезной деятельности
- содействовать всем участникам воспитательно-оздоровительного процесса в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
По продолжительности проект является краткосрочным, т.е. реализуется в течение одной смены. В прогулочной группе отдыхают от 10 учащихся и более.
Основной состав прогулочной группы – это учащиеся образовательных учреждений 2Б , 6Б классов, в возрасте 8-13 лет.

Цели и задачи программы
Цель - создание условий для организации отдыха и оздоровления учащихся; воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе; воспитание активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству; формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни.
Задачи:
-проводить мероприятий, предусматривающих, физическое оздоровление детей
развивать умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения.
воспитывать чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучие окружающих людей;
формировать экологическое мировоззрение, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления
приобщать детей к волонтёрской деятельности
Нормативно – правовое обеспечение
В основе концепции проекта следующие нормативно – правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в прогулочной группе.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные обязанности работников.
План работы.





Методы:
проблемно-поисковый
эвристический
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный
анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
наблюдения;
Формы работы:
игры: подвижные, спортивные, тематические, театрализованные и «тихие» (на время плохой погоды);
соревнования по минифутболу, волейболу (пионерболу), шашки, шахматы;
беседы на экологическую тему и тему здорового образа жизни;
праздники: календарно-тематические и соответствующие профилю лагеря;
операции: «Чистота и порядок», «Юный защитник природы»;
конкурсы: рисунков на асфальте, чтецов, певцов, фантазеров, модельеров;
викторины: тематические развлекательные;
экскурсии и походы: экологическая тропа, школьный музей, лес, луга;



Основное содержание и механизм реализации
«Капитошка» представляет собой прогулочную группу – 10 дней, воспитательно-оздоровительный
процесс которой включает три блока: экологический, оздоровительный и волонтёрский.

Экологический блок
Экологический блок состоит из следующих разделов:
экскурсии и прогулки;
практические занятия по созданию экологической тропы на территории школы:
« Лекарственные травы», «Осторожно, муравейник» , « Кузница дятла»
творческо-практические (досуговые) мероприятия.

Оздоровительный блок
Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:
организация двигательной активности;
создание условий для оздоровительного режима дня;
профилактическая работа и закаливание


Волонтёрский блок
Волонтёрский блок состоит из следующих разделов:
Организация пропаганды «Чистота нашего села»
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ
Организация пропаганды «Чистота нашего села»
Единовременная раздача листовок «Чистота нашего села»


Ожидаемые результаты
Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок – педагог», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить свое здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своем здоровье.
Целенаправленная эколого-краеведческая работа расширит знания детей об окружающей природе. Дети смогут оценить природу своего района и поселка как объект познания, эстетического наслаждения, научатся делать простейшие экологические прогнозы, экологически целесообразно вести себя в природе.
Внедрить новые формы и методы экологического воспитания.
Получение детьми и подростками умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности, самоуправления, социальной активности и творчества.


Девиз:
Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ!
Во всей Вселенной похожей нету!
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как ветер с лугом,
Как парус – с морем, трава – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Методы стимулирования
поощрение;
одобрение;
Распорядок работы прогулочной группы «Капитошка»
Время
Мероприятия

10.00 – 10.05
Прием детей

10.05 -10.15
Зарядка

10.15 – 10.25
Линейка

10.25 – 11.10
Спортзал, спортплощадки, прогулки, экскурсии, мероприятия согласно расписанию и плану смены.

11.10 – 11.20
Минутка здоровья

11.20 - 11.40
Час интеллектуала. Мероприятия экологической направленности и пропагандирующие здоровый образ жизни

11.40 - 11.55
Свободное время, занятия по интересам, игры на свежем воздухе

11.55-12.00
Итоговая линейка. Уход детей домой



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Спортивный зал
Кабинет биологии
Спортивное оборудование
Спортивный инвентарь
Экологическая тропа (парк, пруд, школьный сад)
Школьная площадка
Фотоаппарат
Игровой материал
Площадка для игр (стадион)
Библиотека

Кадровое обеспечение:
1)Баранова Е.А. –учитель биологии, классный руководитель 6 «Б» класса
Время работы: с 10.00 до 12.00 ч.




















План – сетка мероприятий прогулочной группы с экологическим направлением

9 июня
Здравствуй, наш лагерь.
Подготовка к открытию лагеря.
День безопасности дорожного движения.
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ

13 июня
Спортивный день.
Поход на стадион.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ


19 июня
День природы Родного края.
Экологический конкурс.
Экскурсия по экологической тропе.
Рисунки на асфальте.

10 июня
Открытие лагеря.
Экскурсия в парк, на пруд.
Волонтёрская деятельность. Организация пропаганды «Чистота нашего села». Раздача листовок.

16 июня
Экскурсия на пожарную часть
Беседа с детьми о правилах поведения в лесу, дома, в школе.
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ


20 июня
До свидания, лагерь.
Закрытие лагеря.
Чудеса природы.
Рефлексия.
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ


11 июня
Экскурсия в библиотеку.
Викторина «Съедобные и несъедобные», «Осторожно, ядовитые растения!»
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ

17 июня
День туриста
Ищи клад (игра «12 записок»)



12 июня
День цветов
Пушкинские чтения
Плетение веночков
18 июня
День природы.
Поход на луга.
День птиц
Конкурс знатоков птиц.
Уход за цветами на территории Сеченовской СОШ















ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОГУЛОК, ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСКУРСИЙ, ЭКСПЕДИЦИЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1. К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда.
2. Опасные факторы:
* изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
* травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
* отравление ядовитыми растениями, плодами;
* заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
2. При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся должны сопровождать 2 взрослых.
4. Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
2. Общая продолжительность прогулки составляет 1-3 часа.
3. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
4. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды.
5. Не трогать руками ядовитых растений, а также колючих растений и кустарников.
6. При продвижении не снимать обувь и не ходить босиком.
7. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из непроверенных открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой или кипяченую воду.
8. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
9. Относиться бережно к природе, личному и групповому имуществу
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. При отравлении ядовитыми растениями, плодами и грибами немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
2. При получении учащимися травмы, оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения и родителям пострадавшего. При необходимости отправить его в лечебное учреждение.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ПРОГУЛКИ, ТУРИСТСКОГО ПОХОДА, ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ
Проверить по списку наличие учащихся в группе.
Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение















15