Формирование умения и навыков определять авторскую позицию исходного текста
Департамент образования города Москвы
Учебно-методический центр по профессиональному образованию
Курсовая работа по теме
«Методика подготовки студентов колледжа к сдаче ЕГЭ
по русскому языку. Формирование умений и навыков определять
авторскую позицию исходного текста».
Выполнил
слушатель курсов ПК,
преподаватель высшей категории,
Короткова С.Р.,
Политехнический колледж №8 имени И.Ф. Павлова.
Москва
План.
I. Научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы.
II. Описание личного опыта работы.
III. Анализ результатов своей работы.
IV. Список использованной литературы.
V. Приложение.
Научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы.
Уроки русского языка Это далеко не простые занятия по очень важной сегодня учебной дисциплине, особенно в период подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Особенность их в том, что они обязывают нас, преподавателей-словесников, организовать с учащимися не только повторение, обобщение и систематизацию ранее изученных знаний, но и прежде всего – углубленное изучение языка, расширение знаний о языке, проникновение в его ткань, структуру, закон.
Трудность решения задач, стоящих перед курсом «Русский язык» в старших классах, связана и с тем, что в политехническом колледже, где я преподаю, на этот предмет у студентов НПО I курса отведен всего один час в неделю и два часа – у студентов I курса СПО. А выпускники колледжа, которым в текущем учебном году предстоит сдача экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, многое забыли, во-первых; во-вторых, контингент студентов, поступающих после 9 класса на учебу в колледж из разных школ города и Подмосковья, имеет очень слабые знания по русскому языку; в - третьих, считаю, что нет такого совершенного учебного пособия по русскому языку, который был бы рассчитан на студентов непрофильных средних учебных заведений.
В таких объективных условиях можно добиться эффективности в работе со студентами, лишь обеспечивая сочетание работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организуя их самостоятельную работу.
Проведенные мною диагностические тесты по русскому языку в форме ЕГЭ свидетельствуют о том, что наиболее сложными для выпускников являются задания, связанные с комплексным анализом текста.
Как автор данной курсовой работы, свою задачу вижу в том, чтобы описать некоторые методические приемы из опыта моей практики по подготовке студентов к выполнению тестовых заданий, предлагающих им в качестве творческой работы написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГЭ текст.
После долгих раздумий я остановилась на критерии № 3: отражение позиции автора исходного текста. Почему? Этот критерий, на мой взгляд, ничуть не проще 1 и 2, 4, 5 и 6. Пожалуй, посложнее: студентам часто непросто бывает справиться с проблемой определения авторской позиции. Ошибкой их, как правило, является то, что ее, авторскую позицию, они ищут в каком-нибудь предложении, не понимая, как велика роль создателя текста.
Известный литературовед Лотман М.Ю. считает, что в «тексте скрывается сам автор, текст – есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе – в том или ином виде – образ своего творца». Вот потому в курсовой работе решила изложить некоторые методические приемы по формированию умений и навыков моих студентов определять авторскую позицию исходного текста.
В ходе ее решила рассмотреть следующие задачи:
что значит авторская позиция в тексте?
что «может» автор?
как проявляется авторская позиция?
каковы формы ее выражения в тексте?
каково авторское отношение к поднятым проблемам?
к основной проблеме?
Описание личного опыта работы с элементами анализа результатов.
Так на уроках русского языка ставлю одну из числа других учебных целей следующую: расширить и углубить знания студентов о таком понятии, как «авторская речь». В целях достижения поставленной задачи планирую в начале урока работу студентов со словарной статьей из «Краткого словаря литературоведческих терминов» под ред. Л.И. Тимофеева (стр.6-7, 2000 год) (Указанный словарь на парте каждого).
Вот как методически это делаю.
Преподаватель
1. Прочитайте внимательно словарную статью об «авторской речи».
2. Прочитав, приготовьтесь ответить на вопросы, записанные на доске:
- Что такое «авторская речь»?
Дайте определение.
- Какой смысл включает в себя понятие «лирические отступления»?
-В каких произведениях литературы встречались вы с авторской речью в виде таких лирических отступлений?
- Какое значение имеет авторская речь в произведении? (Какой цели служит? Функция ее? Назначение?)
Студенты
- Авторская речь – слова, которыми автор прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их поступки, описывает события, обстановку, пейзаж.
- Иногда авторская речь в произведении не связана с действующими лицами, событиями повествования. В таких авторских, или, иначе, лирических, отступлениях автор высказывает свои мысли, сообщает о своих чувствах, разъясняя и дополняя свое повествование.
- Авторскую речь в виде таких лирических, полных глубокого чувства и мысли отступлений, мы встречаем в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», у Н.В. Гоголя, например, в его поэме «Мертвые души» и у других.
- Благодаря авторской речи мы, читатели, наряду с действующими лицами произведения, представляем себе и образ автора, повествователя, который иногда, как например, в «Мертвых душах», дополняет другие образы произведения, помогает глубже понять его содержание.
Таким образом, авторская речь – в прозаическом произведении это речь автора, т.е. весь текст произведения, кроме речи персонажей.
Я считаю, что подобная работа с понятийным материалом позволяет всегда лучше усваивать любой теоретический материал, связанный с анализом текста.
Далее на уроках я подбираю такой дидактический материал, который углубляет теоретические сведения студентов об авторской позиции в тексте. Сообщаю им:
- Авторская позиция может «проявляться» по-разному. Иногда она уже начинает обнаруживаться нами в самом названии (если оно есть) художественного текста. Убедимся в этом. У вас на парте лежат карточки: на них записаны некоторые, я думаю, знакомые вам названия художественных произведений. Прочитайте их.
- Определите, в каких названиях мы уже чувствуем определенную авторскую позицию? Прокомментируйте ее.
Материал на карточках:
1. «Светлана» (В.А.Жуковский)
2. «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)
3. «Людмила» (В.А.Жуковский)
4. «Людочка» (В. Астафьев)
5. «Мертвые души» (Н. Гоголь)
6. «Маскарад» (М. Лермонтов)
7. «Тарас Бульба» (Н.Гоголь)
8. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (В.Войнович)
Задание:
- Выражена ли хотя бы как-то авторская позиция в названиях этих произведений?
- Если да, то в каких?
- Какова она, эта авторская позиция?
- Как вы об этом догадались?
(Вопросы помогают учащимся логично, грамотно строить ответы).
Такой вид работы приучает студентов, я полагаю, внимательно относиться уже к самим названиям произведений, строить догадки о содержании книг, об авторе, его замысле.
Об авторской позиции часто можно судить по тому, какую лексику он подбирает, характеризуя своих героев. В этом легко убедиться, если выбрать и прочитать отдельные отрывки из художественных произведений. Наиболее подходящим, на мой взгляд, считаю следующий отрывок из романа Б.Акунина «Внеклассное чтение». Предлагаю студентам после прослушивания его охарактеризовать авторское отношение к героине.
На пятом этаже медная табличка – просто «Офис 13-а», и все. Открыла Собкору длинноногая красавица с фиолетовыми волосами и шальными зелеными глазами. Кожаные рейтузы в обтяжку, высоченные каблуки, оранжевого цвета губы.
- Я не ошибся? – спросил Собкор. – Здесь находится фирма «Страна Советов»?
- Абсолютно, - ответила впечатляющая девица. – Зо вас?
Это по-немецки, не сразу догадался Собкор. Означает: «Ну и?» Не очень-то любезно.
- Я прочитал в рекламе, что здесь торгуют советамиА у меня как раз такая ситуация, что очень нужно посоветоваться Нарочно так сказал. Если тут публичный дом, сразу зададут от «ворот поворот».
Но экзотическая красотка кивнула.
- Клиент? По рекламе? Антре.
Тоже еще полиглотка выискалась.
Разноцветная нимфа уселась за компьютер, из чего следовало, что она здесь трудится секретаршей. Собкор только головой покачал. Должно быть, к приходу наловых проверяльщиков эта Гелла смывает косметику и переодевается скромницей, а то на нее достаточно посмотреть – и сразу ясно, за какую работу ей платят зарплату и, можно быть уверенным, не маленькую.
- Логин? Пароль? – спросила фифа, щелкнув по клавиатуре, и Собкор снова забеспокоился – не вышло ли ошибки. Пароль? Здесь что, какой-то закрытый клуб?
Собкор попросил разрешения войти в кабинет офиса к начальнику.
- Абонент временно недоступен, - буркнула нахалка, отвернувшись от неинтересного клиента.
Истеричка. Ведет себя, будто здесь одна
(Текст с сокращениями выбран из книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение», часть I, стр. 10-13, М., «Олма-пресс», 2003 год)
Вопросы к тексту:
- Положительное или отрицательное авторское отношение? (Да, отрицательное).
- Как вы об этом догадались? (Использование контекстуальных синонимов).
- Назовите их.
Такой вид работы учит студентов заострять свое внимание не только на содержании прочитанного, но и на лексике, которая помогает раскрыть авторское отношение к героям.
На одном из уроков русского языка по теме «Авторская позиция исходного текста» (подготовка к ЕГЭ) я ставлю следующие цели:
1) познакомить студентов с опорной таблицей «Автор может»;
2) дать теоретический материал «Как может проявляться авторская позиция в тексте?»
Таблица «Автор может»
посвящать свою статью
полемически заострять тему (проблему)
делать читателя своим союзником
эмоционально воздействовать на читателя
говорить с тревогой о наболевших проблемах
образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого)
усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы)
говорить с тревогой о наболевших проблемах
подчеркнуть остроту поставленной проблемы
заставить переоценить отношение к
Авторская позиция может проявляться в:
положительном отрицательном саркастическом
ироническом осуждающем
неоднозначном двойственном небезразличном
суровом скептичном юмористическом
отношении к изображаемому
Чтобы потренировать студентов в умении определять авторское отношение к изображаемому в исходном тексте, предлагаю им четыре отрывка из произведений разных писателей: В. Солоухина, Л. Жуховицкого, Ф. Искандера, А. Чехова (тексты №1, 2, 3, 4 См. Приложение). Тексты раздаю на каждого учащегося с заданием:
- прочитать;
- опираясь на предыдущую опорную таблицу, определить, какова авторская позиция в каждом из них.
От студентов получаю следующие ответы:
В. Солоухин
Л. Жуховицкий
Ф. Искандер
А. Чехов
отрицательная
осуждающая
суровая
положительная
небезразличная
отрицательная
саркастическая
осуждающая
суровая
небезразличная
юмористическая
Студенты легко обнаружили авторскую позицию, потому что она обозначена непосредственно в текстах (в одном предложении или в нескольких), а в рассказе Чехова она становится очевидной уже в заглавии.
Вот еще один из приемов по выработке у студентов умений и навыков легко и верно формулировать позицию автора исходного текста.
Знакомлю студентов с таблицей
«Авторская позиция может быть выражена»:
1. Четко, прямо, непосредственно:
2. Через модальный план текста:
- в названии текста;
- риторические вопросы;
- в отдельных предложениях текста;
- риторические восклицания;
- через ряд аргументов.
- порядок слов;
- лексические повторы;
- оценочную лексику;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.
Далее проводим выборочную работу с текстом №5 (см. Приложение): после прочтения его предлагаю студентам
го варианта – записать вопросы (проблемы), рассматриваемые автором;
го варианта – определить авторское отношение к проблемным вопросам, отметив положительные моменты;
го варианта – определить авторское отношение к проблемным вопросам, отметив отрицательные моменты.
В результате исследовательской работы у студентов в тетрадях оформляется примерно следующая запись:
Проблемы исходного текста
Авторское отношение к поднятым проблемам
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Проблема удручающего состояния современной культуры, чему способствует телевидение, рекламирующее проекты по поиску и воспитанию «звезд».
Процесс формирования истинного таланта сложен, труден, длителен, в нем невозможна «штамповка».
Настоящее искусство пробуждает в человеке самые лучшие чувства, учит сопереживанию.
Нельзя недооценивать роль классической культуры в нравственном воспитании молодого поколения, и государство должно уделять ей большое внимание.
«животворящая атмосфера культуры»,
«сказочно - прекрасного русского языка»,
«прекрасная русская речь»,
«великая классическая музыка»,
«драгоценные слова и музыка наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире»,
«пытливый блеск понимания и сопереживания»,
«напряженная сознательная тишина во время выступлений».
«неудачное сочетание слов – «фабрика звезд»,
«заштампованная метеоритная пыль»,
«молодых людей можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы».
Каждое творение содержит в себе образ своего творца. Запомните: как только ты сформулировал и прокомментировал проблему, покажи мнение автора, только по ней по одной – остальных проблем и авторского мнения по ним не касайся!
Но недостаточно будет того, что мы познакомим студентов только с выше изложенными способами определения авторской позиции исходного текста: обязательно следует отработать умения и навыки обучаемых в «узнавании» изобразительно-выразительных средств языка, которые помогут им легче понять авторское отношение к изображаемому.
На очередном из уроков русского языка организую со студентами повторение некоторых из изобразительно-выразительных средств языка на примере исходного текста №6 (см. Приложение).
Как это делаю:
1. Раздаю на парты исходный текст с выделенными жирным шрифтом той части, которая является одним из видов изобразительно-выразительных средств языка.
2. Читаю выразительно текст.
3. Провожу краткую беседу по содержанию его:
- о ком идет речь?
- положительный или отрицательный этот герой?
- вы почувствовали авторское отношение к нему?
- какое оно?
- какова авторская позиция?
4. Попытаемся определить изобразительно-выразительные средства, которые выделены в тексте жирным шрифтом и которые помогают не ошибиться в определении авторской позиции. Какие они конкретно, нам поможет найти ответ опорная таблица.
Изобразительно-выразительные средства
авторская ирония инверсия градация
(1, 2 , 31, 5, 17, 18) (3, 19) (4)
сравнение фразеологизм
(7) (24-30)
синтаксический параллелизм контекстные антонимы
(11- 16) (8, 9, 10)
перифраза однородные члены предложения
(9, 10, 11, 14, 15, 16) (9, 21)
Повторяем смысловое значение каждого из этих понятий-терминов и находим примеры их в тексте по порядку следования предложений.
Нельзя не обратить внимания на то, что явная авторская ирония звучит буквально в каждом предложении текста. Может ли быть Ермолкин «образцом для подражания», как об этом сказал один из вас, приняв его за великого труженика, забывшего про свою личную жизнь? Поэтому изобразительно-выразительные средства языка всегда помогут вам не ошибиться в определении авторской позиции.
__________________________________________________________
Интересной и полезной, на мой взгляд, является и такая работа по определению изобразительно-выразительных средств языка.
Даю задание:
- Какие средства выразительности должны стоять на месте пропусков?
- Перечисляю их:
1) градация,
2) однородные члены,
3) сравнение,
4) синтаксический параллелизм,
5) ирония.
На экране проецируется текст. Работу проводим сообща.
Редактор просто не знает обыкновенной живой жизни, и ________ позволяет увидеть причины, по которым она проходила для него незамеченной.
Благодаря ________, легко можно представить состояние несчастного фенолога, безуспешно пытавшегося сохранить свою заметку нетронутой.
Интересное _________, помогает понять, что все заметки, побывавшие в руках Ермолкина, становились мертвыми.
Как, оказывается, легко можно придать бессмысленную «красивость» обычным знакомым названиям, и __________, (13-15 предложение) еще раз заставляет задуматься над тем, как глух был Ермолкин к живой речи.
А _____________, звучащая во всем тексте, не оставляет сомнений: автор просто смеется над глупостью своего персонажа.
Итак, подведем итог.
Работа по обучению студентов умениям определять авторскую позицию в текстах ЕГЭ, представленных в части С, безусловно, не ограничивается вышеизложенным материалом. Это только начальный этап. Обучаемые научились выявлять авторскую позицию, анализировать текст с точки зрения языковых средств ее выражения. Затем студентам предстоит научиться грамотно и целесообразно использовать художественные средства в своей речи и научиться контролировать свою речь. Таким образом, вся дальнейшая работа с учащимися будет направлена на овладение навыками использования средств выразительности при написании творческих работ.
Список использованной литературы.
1. В.И. Капинос, С.И. Львова, Л. И. Пучкова, Ю.Н. Гостева, В.В.Львов, И.П. Цыбулько. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Единый государственный экзамен. – М.: Просвещение, 2002 год.
2. Л.Ф.Коновалова. Русский язык. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену. Теория. Упражнения. Тесты. – М.: Айрис Пресс, 2006 год.
3. А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова. Русский язык. Реальные варианты ЕГЭ 2007-2008 г.г. – М.: АСТ – Астрель, 2007 год.
4. Г.Т. Егораева. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). – М.: Экзамен, 2007 год.
5. Б.Г. Меркин, Л.Г. Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: Русское слово, 2007 год.
6. Т.М. Пахнова. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9-11 класс. – М.: Вербум, 2003 год.
Приложение.
Текст №1.
Возникает вопрос: зачем понадобилось из яркой, златоглавой, колокольной, ярмарочной, стерляжьей, песенной, хороводной, мастеровой, пахотной, сенокосной, привольной, ледоходной, блинно-катально-масленичной, пасхальной, светловодной, боровой, черноземной, соловьиной России делать серенькую, скучную, невзрачную, бедненькую, затюканную, Россию? А очень просто. Ведь если Россия богата, могуча, изобильна, просвещенна, то какой же смысл в рождении того человека, который придет и возьмется ее переделывать? Нечем будет оправдать появление этого человека и те реки крови, которые он прольет, и то разорение, которое он принесет в страну, и миллионы погибших с голоду, и вакханалию уничтожения, опустошения, ограбления
Россию в конце концов переделали так, что, кроме самого слова
«Россия», ничего российского не осталось, да и в слове том все выветрено и обессмыслено.
(В.Солоухин)
Текст №2.
Борис Васильев среди могучей когорты писателей военного поколения - один из самых ярких, честных и любимых. Он никогда не рвался ни в какие президиумы, ни разу не был замечен в жадной толпе у трона - это к его удивительным книгам жадной толпой устремлялись читатели. В том числе и самые драгоценные из них - молодые. Не потому молодые, что лет мало - лет им бывало по-всякому, а потому, что были способны и готовы резко изменить свою жизнь под влиянием случая, будь то трагическое потрясение, любовь или книга. Книга, по силе воздействия равная трагическому потрясению или любви.
У Бориса Васильева такие книги есть. Не все. Но много. Дай Бог любому за долгую жизнь одну такую написать.
Он много писал о войне, и это не случайно. Не только потому, что сам фронтовик. Он происходит из русской офицерской семьи. Его более отдаленный предок генерал Алексеев был одним из героев Бородинской битвы. Отчасти, наверное, и поэтому для Бориса Васильева понятие личной чести значит очень много: он физически не способен ни солгать, ни струсить, ни отступить перед подлостью. Хотя в обычной жизни на редкость деликатен, терпим в споре и по-человечески обаятелен. Можно много говорить о том, что такое русский интеллигент, а можно просто произнести два слова: «Борис Васильев».
(Л.Жуховицкий)
Текст №3.
Люди равны только перед законом. Философия равенства - подлая. Представьте: на одной работе ничтожный и бездарный человек, а рядом, в том же кабинете, талантливый и благородный. В условиях равенства бездарный с потрохами сожрет талантливого. И так будет всегда и везде. Равенством мы возвышаем ничтожного человека до уровня благородного. Но тем самым ничтожество фактически становится выше благородного человека, ибо при случае всегда применит инструмент подлости. Ничтожество надо достаточно четко отделить от того, кто талантливый и благородный, хотя бы для того, чтобы удержать ничтожество от соблазна преступления.
(Ф.Искандер)
Текст №4.
Козел или негодяй?
Знойное «после обеда». На кушетке в гостиной полулежит барышня лет восемнадцати, По ее лицу гуляют мухи, у ног валяется открытая книга, рот полуоткрыт, дыхание чуть-чутьОна спит.
В гостиную входит старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков. Увидев спящую девушку, он ухмыляется и подходит к ней на цыпочках.
- Какая прелесть!- шепчет он, шамкая губами.- Спящаяхе-хе красавица Как жаль, что я не художник! Эта головкаэта ручка!
Старец наклоняется к ручке девушки, гладит ее своей заскорузлой рукой и чмок! Девушка глубоко вздыхает, открывает глаза и с недоумением смотрит на старца.
- Ах! Это вы, князь? – бормочет она, пересиливая сон. - Пардон, я, кажется, уснула!
- Ну да, вы спите, - лепечет князь. - Вы и теперь спите, а я вам снюсьВы это во сне меня видите Спите, спитеЯ только снюсь вам
Девушка верит и закрывает глаза.
- Как я несчастна! – шепчет она, засыпая. - Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!
Князь слышит этот шепот, конфузится и на цыпочках стушевывается
(А.П. Чехов)
Текст № 5.
(1) Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург – концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звезд» (2) Более неудачное сочетание слов – «фабрика звезд» - трудно себе представить в устах председателя Комитета по культуре. (3) Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, - если и фабрика, то не звезд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. (4) Бедная страна наша! (5) Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто «заражена» звездной болезнью. (6) А нам нужны мастера!
(7) Понятно, что воспитание актера, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. (8) Недаром даже очень среднее образование требует не менее трех лет обучения. (9) А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актерским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы.
(10) Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». (11) И в школьном классе, и в нашем прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляются пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно-прекрасном русском языке (трудно переводимом на другие языки), находят свой путь к их разуму и сердцу. (12) И их реплики после концерта – клево! – не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряженная сознательная тишина во время выступлений. (13) Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. (14) А что говорить о великой классической музыке, которая без слов – напрямую – воздействует на чувства людей!
(15) Это адски трудное дело – пытаться донести до зрителя (особенно молодого – ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всем мире.
(16) А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.
(Л. Мозговой).
Текст №6.
(1) Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор
(2) Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.
(3) Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью - любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать ее было совершенно невозможно.
(4) С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки.
(5) Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта. (6) Эти листы и в руки-то взять было противно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.
(7) Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось среди них хоть одно живое.
(8) Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение».
(9) Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни.
(10) Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос
(11) Особое место занимало у него в словаре слово «золото».
(12) Золотом называлось все, что хотите. (13) Уголь и нефть – «черное золото». (14) Хлопок – «белое золото». (15) Газ – «голубое золото». (16) Говорят, однажды ему попалась заметка о старателях, добытчиках золота.
(17) Он вернул заметку секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18) Тот ответил: «Обыкновенное».
(19) Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.
(20) Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки фенолога».
(21) Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.
- (22) Борис Евгеньевич, - взывал он к редактору. – (23) Я вас очень прошу, не правьте мою заметку, она такая маленькая!
- (24) Ишь чего захотел, - ответил редактор, помешивая ложечкой остывший чай. – (25) Как не править, когда вы пишете: «Наступила пора бабьего лета». (26) У нас женщины – труженицы, а вы их оскорбительно называете бабами.
- (27) Я не их, я лето называю бабьим, так говорят в народе.
- (28) Все слова, что в народе говорят, да в газету? – редактор покачал головой.
- (29) Но ведь не писать же «женское лето», - сказал фенолог.
- (30) Именно женское.
- (31) Борис Евгеньевич, - завопил фенолог, - вы меня убиваете. (32) Спросите у любого человека, хотя бы у этой посетительницы(33) Девушка, - обратился он к одной посетительнице, - вы вот, я вижу, из народа. (34) У вас такое время, когда осенью тепло, когда солнышко светит, как называют?
- (35) Кто как хочет, так и называет, - сказала девушка уклончиво. (36) Ей не хотелось идти против редактора.
- (37) Вот видите, - оживился редактор. – (38) А у нас газета.
(39) Мы не можем называть кто как хочет
(В Войнович)
13PAGE 15
13PAGE 14415
15