Разработка урока по самопознанию «Что значит быть хорошим человеком?!» 5 класс
Самопознание
5 класс
Тема урока: Что значит быть хорошим Человеком?!
Цель мероприятия: Формировать у учащихся нравственные качества характера, умение видеть свой внутренний мир и анализировать свои поступки. Развивать умение рассуждать отстаивать свою точку зрения, видеть положительное в окружающих людях. Воспитывать толерантность, человеколюбие, отзывчивость и умение помогать товарищам.
Ход урока
Круг радости
Игра «Волшебная почта»
– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.
– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?
(Рассуждения детей).
– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нам необходимо собраться в тесный кружок.
Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
Например: «Ангелина, ты добрая!», «Валера, ты заботливый!», «Саша, ты внимательная!» Красивый! Веселый! (И т.д.).
Упражнение «Помним о доброте»
Учащиеся становятся в круг, учитель каждому бросает мяч. Поймавший мяч ученик называет имя хорошего человека и объясняет, почему он считает его хорошим. Например: «Мой друг Арман добрый, потому что он всегда делится со мной игрушками. Моя сестра Алия добрая, потому что она всегда помогает мне выполнить трудное задание. Я тоже стараюсь быть добрым, я никого не обижаю и всем помогаю…».
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с Вами попробуем ответить на вопрос: Что значит быть хорошим человеком?
Работа по включению в тему
Прежде чем ответь на вопрос занятия, давайте разберемся. Кто такой человек?
Я знаю, что каждый из вас – это человек. Правильно? А еще я знаю, что вы приготовили для всех нас сюрприз – творческую работу под названием «Посмотрите – это Я». Готовы презентовать свои работы?
Презентация творческих работ (д/з)
Ребята по желанию показывают свои работы и рассказывают о них. Учитель подключается к беседе, задает вопросы. Все работы хвалятся и собираются для размещения на выставке.
Задание в тетрадях
А теперь очень трудное, но интересное задание. Перед вами алфавит. Попробуйте на каждую букву алфавита придумать качество характера, которое вам присуще, можно несколько на одну и ту же букву. Постарайтесь подойти к выполнению задания объективно. Если трудно придумать на какую – то букву, то пропускайте ее. (Если задание выполняется тяжело, можно предложить словарь черт характера, чтобы ребята выбрали из него.)
После выполнения садимся в круг, в руках синяя ручка и красная. Меняемся листочками по кругу.
- красным цветом обозначьте положительные качества, синим отрицательные. Затем листочки возвращаем владельцам.
Беседа. У кого каких качеств получилось больше? А у кого совсем нет отрицательных качеств? Получается мы все плохие люди? (подвести к выводу, что у каждого человека есть недостатки, самое главное – умение и желание их исправлять). Все мы очень разные и внешне и внутренне. Очень хорошо, когда мы стараемся понять себя, изучить себя, заглянуть внутрь себя.
Чтение притчи о кругах Сократа.
Беседа по содержанию притчи. Мудрость: «Не говори, что мудрый – встретишь более мудрого, не говори, что сильный – встретишь более сильного, не говори, что совершенный – встретишь более совершенного»
Игры – упражненияЧто же значит тогда быть хорошим человеком?
По мере ответов детей учитель выводит основные качества:
Доброта.
Выполняется упражнение «Море доброты»
Как называется наше море? (Доброта).
Учитель каждому раздает кораблик. Напишите на нем, то слово, которое может плыть по «морю доброты»
Ученики подписывают кораблики и объясняют свой выбор, затем приклеивают кораблик на лист.
Взаимопомощь, взаимовыручка.
Игра «Не намочи ноги»
Учитель предлагает игру, в процессе которой дети получают возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку и заботу.
На полу отделяется белой чертой «болото» шириной 45 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкаммостикам перейти на другой берег. Каждый участник кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, а затем кладет вторую, идет дальше и т.п.
Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного сломалась дощечка и утонула. Как поступить?
Дружба, умение видеть достоинства других людей.
Игра «Конкурс хвастунов»
Воспитатель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а другом, который стоит справа.
– Посмотрите внимательно на своего друга, который стоит справа, и подумайте:
– Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него хорошо получается?
Например: «Акмарал – очень умная, добрая, веселая, у нее доброе сердце» и т.д.
Когда все дети расскажут о своем друге, можно выбрать лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что ему понравилось больше – говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?
Забота, взаимопощь, умение уступить, вежливость
Игра «Мост»
На полу из скамеек, дощечек, листов картона и т.д. делается «мостик».
Учитель рассказывает историю о том, как на мосту встретились две упрямые козы и не смогли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой.
Два ученика одновременно переходят через «мостик» так, чтобы никто из них не упал «в реку». По «мостику» навстречу друг другу могут переходить не только два человека, но и две группы игроков.
Чтобы не упасть, ребята дружески и заботливо помогают друг другу, меняются местами, пропускают друг друга и т.д.
Любовь, умение прощать, уважать
Упражнение «Необычный подарок»
Звучит музыка вальса.
– Вчера я встретилась с Феей Любви. Я рассказала ей о вас, ребята.
Она внимательно выслушала меня. И порадовалась тому, что на занятиях по самопознанию вы учитесь понимать друг друга, любить и уважать. Фея Любви подарила мне вот этот волшебный флакончик.
Посмотрите, какой он красивый. Он пока пуст. Сила и секрет волшебного флакончика в том, что мы по капельке можем наполнить его своей любовью. А Фея пообещала, что капельки любви и нежности обязательно попадут к тем, кто в этом нуждается, кому одиноко, у кого плохое настроение.
– Давайте попробуем наполнить флакончик, представив себе того, кому мы хотим подарить нашу радость...
– Моя капелька любви для мамы, чтобы она никогда не уставала.
– Моя капелька для птиц, чтобы они радовались своим птенцам.
– А кому вы подарите свою любовь?
(Рассуждения детей).
Как хорошо, как прекрасно, когда мир, в котором мы с вами живем, наполнен любовью.
Творческое задание
Коллаж выполняем всем классом «Дворец хороших качеств». На ватмане нарисован силуэт сказочного дворца. Ребята вместе с учителем записывают качества, которыми должен обладать Хороший человек и раскрашивают дворец. После выполнения вывешиваем на стенд для творческих работ.
Итог занятия
Каждый человек мечтает о том, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого нужно и самому быть таким же. Пусть в сердце каждого из нас поселятся доброта, отзывчивость, честность, милосердие, забота и другие хорошие качества человека.
Цитата занятия
«В каждом человеке солнце – только дайте ему светить»
Круг от сердца к сердцу.
«Теплая пушинка»
- В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.
– Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас.
Учитель раздает пушинки.
– Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.
Учитель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями.