Классный час Что значит быть культурным — начальные классы
Классный час «Учимся быть культурными» для учащихся начальных классов.
Цели: Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,
Овладеть навыками культурного поведения, учить детей быть воспитанными, культурными людьми, уважать окружающих.
Оборудование: презентация, вопросы на листочках, лотерея, предметы для сценки.
Ход классного часа.
Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от садовой? (ответы детей).
-Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
(ответы детей).
- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? (ответы детей).
- Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? (ответы детей).
-Если мы привьём человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? (ответы детей).
- Что значит быть культурным человеком? (ответы детей).
2. Сообщение темы классного часа.
- Сегодня мы проведём классный час «Учимся быть культурными», на котором поговорим о правилах и нормах поведения.
3. Что такое этикет?
- Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка». Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с 16. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха. В России первый свод правил гражданина был изложен в 17 веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».
При Петре 1 для молодых дворян была издана книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «В платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри , как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству 18 века и выдержала три издания.
4. Работа в группах. Проблемные вопросы.
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все они сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь соблюдать этот принцип, никогда не ошибёшься. В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Давайте на них ответим.
(Весь класс разделён на группы, каждой группе даётся по 2 вопроса. Вопросы написаны на бумаге, ребята обсуждают их, затем отвечают).
1.Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
2.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
3.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
4.Почему некультурно мусорить на улицах?
5.Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, с распущенными волосами, в шортах и майках?
6.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?
5. Разбор и оценка проблемных ситуаций.
- Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».
«В последнее время вокруг Димы стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на неё во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошёл мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5 класса. Он буквально сверлил её глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
- А как вы считаете, почему с Димкой никто не здоровался?
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми ещё раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колёсиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжёлую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему ещё предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжёлый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!» Но учитель торопливо отвёл руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ёжиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошёл к 5 классу, чтобы хоть Ленке подарить своё крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».
- Как вы думаете, ребята, о чём ему рассказала Лена?
(ответы детей)
- Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
6. Сценки и школьной жизни.
- Сейчас ребята разыграют перед вами сценки из нашей школьной жизни, а все остальные будут внимательно смотреть, а потом скажут, какие ошибки сделали ребята.
Сценка «Мы пришли в гости».
В дверях появляются мальчики в шапках, никто не здоровается. Из-за них выглядывают девочки. Всех гостей пригласили сесть. Они бегут к стульям, начинается возня, стул падает, девочка ушиблась.
(Обсуждается поведение детей).
1 ученик. Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок – это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Сценка «На уроке».
На перемене в классе шум. Звенит звонок. В класс входит учитель, но никто его не замечает. Он несколько раз приветствует учеников. Только с третьего раза они его слышат и садятся за парты. Все занять своим делом. Учитель вызывает к доске ученицу. Та кривляется у доски и ждёт подсказки. Все шумно подсказывают. Звенит звонок.
(Обсуждается поведение детей).
2 ученик.. Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
С другом на уроке ты болтать не будешь.
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
Сценка « За столом».
На приглашение к столу, гости устремляются к нему, забыв вымыть руки. Садятся за стол, толкаясь, мешая, друг другу. Начинают болтать ногами, стучат ложками по блюдцам, громко разговаривают. Ссорятся, кричат друг на друга. Встают из-за стола и убегают, спешно дожёвывая на ходу.
(Обсуждается поведение детей).
3 ученик. Не забудь закон простой: руки мой перед едой.
Не толкайся, не дерись, сесть за стол не торопись.
К месту подойди спокойно и веди себя достойно.
На соседа не кричи, ложкой, вилкой не стучи.
Это правило знакомо: уважай хозяев дома.
Выходя из-за стола, не забудьте детвора,
От хозяев не бежать, а спасибо им сказать.
- Ребята, вы увидели, что часто мы с вами поступаем неправильно, некультурно. А от этого страдают не только окружающие нас люди, но и мы сами.
7. Игра «Беспроигрышная лотерея»
Ребята, а что такое лотерея? Сейчас мы проведём с вами беспроигрышную лотерею.
Каждый из вас вытянет лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете в награду – аплодисменты.
Выйти с Васякиной Полиной за дверь.
Пригласить Кристину на танец.
Помочь Диане надеть куртку.
Вы чихнули. Ваши действия.
Вы опоздали на урок. Ваши действия.
Поздравьте своего друга с днём рождения и пожелайте чего-нибудь хорошего.
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них который час.
Позвоните по телефону Рае, узнайте, что задали по математике. Если её нет дома. Поговорите с её мамой.
Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.
Вы идёте по улице. Впереди старушка с тяжёлой сумкой. Предложите ей свою помощь.
Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
Скажите всем девочкам: «Доброе утро, девочки!»
- Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее? (ответы детей)
8. Подведение итогов.
- Мы с вами живём в 21 веке. Некоторые правила этикета нам кажутся смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
(ответы детей)
- Мне хочется обратиться к словам В.А.Сухомлинского, нашего русского педагога, и к словам немецкого писателя И.Гёте. ( на доске читаем слова). Что общего в этих двух высказываниях. (ответы детей).
- У нас в классе на стене висят правила поведения в общественных местах, пожалуйста, ребята, как можно чаще обращайте к ним, тогда наша жизнь и жизнь людей, которые нас окружают станет намного лучше.
9. Рефлексия
- Ребята, понравился ли вам наш час общения? У вас на столах лежат смайлики, но они дорисованы. Дорисуйте их, в зависимости от того понравилось ли вам наше мероприятие и прикрепите их на доску.
ЛОТЕРЕЯ
1
7
2
8
3
9
4
10
5
11
6
12
1.Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?
2.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?
3.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?
4.Почему некультурно мусорить на улицах?
5.Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, с распущенными волосами, в шортах и майках?
6.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?