Урок обществознания по теме Что значит быть патриотом (6 класс)
План-конспект урока обществознания
Тема: Что значит быть патриотом?
Класс: 6ой
На экране появляются слайды с видами Серпухова. Слайд 1
- Ребята, вы узнаете город, достопримечательности которого изображены на экране? А что для вас значит этот город?
В центре доски лист с названием города, вокруг записываю ассоциации детей (любимый город, место, где я живу, место, где я родился, родина).
- Итак, Серпухов – это ваша малая родина, место, где вы родились. А что же является вашей большой Родиной? (Россия) Вы любите свою малую и большую родину? А можете назвать себя патриотами? А достаточно ли просто любить свою Родину для того, чтобы быть настоящим патриотом?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? Сформулируйте тему урока. Итак, тема нашего урока – Что значит быть патриотом? Слайд 2
В процессе урока вы должны будете подумать над продолжением фразы:
Слайд 3
Патриот – человек, который
Любит _________________________
Знает __________________________
Уважает ________________________
Гордится________________________
Жертвует _______________________
Первую строку мы уже можем заполнить: патриот – человек, который любит свою Родину. В этом мы с вами солидарны.
А что же должен знать настоящий патриот? (историю и законы своей страны).
И сейчас мы с вами познакомимся с основным законом нашей страны, ни один другой закон, принятый в нашем государстве, не может ему противоречить. Этот закон лежит перед вами. Как он называется? Термин федерация вы все слышали неоднократно, а задумывались ли вы о том, что этот термин значит? Давайте попробуем разобраться. Для этого откройте свои учебники на с. 158 и посмотрите на карту Российской Федерации. Розовым цветом на ней обозначены границы России. А каким цветом обозначена территория нашего государства? Правильно, здесь нет единого цвета. С чем это связано? Действительно, с тем, что Россия состоит из отдельных частей.
Так что же такое федерация?
Слайд 4
На слайде вы видите отдельные части данного определения. Сейчас вам предстоит расставить их в правильном порядке и зачитать получившееся определение. Подумайте.
- Итак, (Слайд 5) федерация - это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования, называющиеся субъектами федерации. Соединенные Штаты Америки также как и Россия являются федеративным государством. В качестве субъектов федерации там выступают штаты.
- А какие субъекты входят в состав Российской Федерации. Откройте главу 3 Конституции и прочитайте статью 65, выделите виды субъектов РФ. На работу у вас есть 2 минуты.
- Итак, в нашей стране субъектами федерации являются республики, края, области, автономная область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, автономные округа. Всего 85 субъектов федерации.
В каждом субъекте Российской Федерации живут представители разных национальностей.
Слайд 6
По результатам переписи населения 2010г. таких национальностей в нашей стране – 194 и разговаривают они более чем на 100 различных языках и диалектах. Поэтому наше государство называют многонациональным.
Слайд 7
Среди народов России есть как многочисленные – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, так и малочисленные – эскимосы, юкагиры, камчадалы, численность которых не превышает 2 тысяч человек. Все эти народы обладают уникальной культурой и традициями, с которыми мы с вами сейчас немного познакомимся. Скажите, а с чего начинается любое знакомство, разговор? Правильно, с приветствия. Давайте сейчас познакомимся с ритуалами приветствия нескольких народов России, а затем поздороваемся таким образом друг с другом.
Слайд 8
Эскимосы при встрече должны потереться носом друг о друга.
Татары произносят друг другу известные вам приветствия: «Ассалам алейкем! Алейкем ассалам!» При этом они не используют жесты.
Башкиры произносят «Саумысыз!» и осуществляют рукопожатие двумя руками.
Эвенки приветствуют друг друга молча особым рукопожатием: гость протягивает обе руки, сложенные друг на друга ладонями вверх, а хозяин пожимает их снизу и сверху.
Я приглашаю всех вас к доске, чтобы поприветствовать друг друга. Вы встаете в круг, один человек остается внутри круга и двигается по часовой стрелке под музыку. Когда музыка останавливается, человек, находящийся внутри круга, останавливается и приветствует того, кто находится напротив него, в соответствии с ритуалом той страны, которую я назову.
Упражнение «Приветствия народов России».
Ребята, вам было интересно познакомиться с ритуалами приветствия народов России? А представляете, если бы мы все были одинаковыми, насколько менее разнообразной и самобытной была бы культура нашей страны? Изначально наше государство складывалось как многонациональное, в этом его сила и мощь. Настоящий патриот должен знать об этом и проявлять уважение к представителям различных народов нашей большой страны. Ваши родители застали период нашей истории, когда Россия была частью Союза Советских Социалистических республик, включавших Украину, Белоруссию, Грузию, Латвию, Литву и другие республики, которые в настоящее время являются самостоятельными государствами, но тогда были частью единого целого. Дружба союзных республик была запечатлена в построенном в 1954г. фонтане «Дружба народов».
Слайд 9
Вы можете видеть эту скульптурную композицию на экране. Советский Союз распался, но, как вы уже знаете, Россия по-прежнему остается многонациональным государством. Давайте сейчас представим, что вы являетесь архитекторами, которым поручено дополнить композицию Всероссийского выставочного центра еще одной скульптурой, олицетворяющей дружбу народов РФ. Скульптура у вас получится живой, т.к. создавать вы ее будете из собственных тел. А связующим звеном этой композиции будет лента, на которую вы должны будете прикрепить те качества, которые помогут народам России жить в мире и согласии друг с другом.
Закрыть экран
Упражнение «Живая скульптура».
Вот так, плечом к плечу, в минуты опасности представители разных народов России сражались рядом друг с другом, защищая независимость своей Родины. Как истинные патриоты своей страны они жертвовали своими жизнями, чтобы их Родина оставалась свободной.
Слайд 10
«От героев былых времен»
Настоящий патриот должен помнить и гордиться историей своей страны. Он никогда не осквернит памяти павших, будет достойным гражданином, стремящимся сделать жизнь у себя на Родине лучше, его интересы всегда связаны с интересами отчизны. Как сказал Теодор Рузвельт: «Патриот – это человек, который всей своей жизнью доказывает свою любовь к Родине». Я призываю вас быть настоящими патриотами, потому что именно вы являетесь основой будущего Российского общества, и от вас зависит, каким оно станет.
В начале урока вы получили задание продолжить фразу «Патриот – это человек, который», давайте вернемся к нему, думаю, сейчас вы сможете это сделать.
Слайд 11