Открытый урок Почему воду нужно беречь и охранять (5класс)
Тема урока: «Почему воду нужно беречь и охранять?» Урок обобщения полученных знанийЦель:
1. Образовательная: закрепить знания о свойствах воды. Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения;
2.Развивающая: расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, к воде;
3. Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.Оборудование: рефераты по профессиям, задачи на карточках, схема выпадения кислотных дождей, глобус, хлор, пробирки для опыта, ткань, указка.
Ход урока:
Организационный момент.Сообщение темы и цели урока.
Урок начнем мы, как всегда, с вопроса Вы готовы?
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ЗАГАДКИ?
А сейчас я вам предлагаю начать наш урок с загадок
Загадки. На дворе горой, а в избе водой (снег) Рассыпался горох на семьдесят дорог Никто его не подбирает: ни царь, ни царица, ни красна девица. (град) Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (туман) Я вода, да по воде и плаваю. (льдина) Что в решете не унесешь? Что в гору не выкатишь? (вода) ( ответы записать на доске): снег, град, льдина – в 1-й столбик, а туман и вода во 2-йстолбик. (обращение к загадкам ) Ребята подумайте?--- О каком веществе шла речь в загадках? ( О воде )
Подумайте, почему ответы записаны в три столбика. «Три состояния воды в природе», И как мы уже знаем вода обладает свойствами ( Интересные факты Варя Алина)
А сейчас давайте подтвердим наши знания на опытах.
1.Группа- занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды, а также превращает лед в жидкость.
2.Группа -исследует плотность пресной и соленой воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с соленой водой)
3.Группа -исследует свойство воды растворять газы ( опыт с охлажденной и теплой бутылками минералки)
1 Группа какие ассоциации возникают у Вас?
Свойство воды:
- без цвета
- прозрачна
- без запаха
- растворитель
- испаряемость
2. Группа плотность пресной (питьевой) воды меньше плотности яйца, поэтому яйцо тонет в пресной воде.
Плотность соленой воды больше плотности яйца, поэтому яйцо не тонет в соленой воде
3.Группа из охлажденной минеральной воды выделялось много газов, поэтому в охлажденной воде может быть растворено больше газов, чем в минеральной воде комнатной температуры.
(Интересные факты Катя Саша)
.
Учитель Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.“Вода сок жизни на земле” - Леонардо да Винчи.Сегодня мы проводим урок по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий ( на доске записаны ), которые выступят со своими сообщениями. Ученики из дополнительной литературы искали сами сообщения, готовясь к уроку.”Обсуждение темы урока.УЧИТЕЛЬ. “Первыми к обсуждению приглашаются биологи”Саша БИОЛОГ 1 – Ученик. “Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.Организм человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.” (Демонстрируется опыт).На доске вывешивается СХЕМА 1.ВЫВОД: “Мы видим, что вода входит в состав любого организма”Андрей БИОЛОГ 2 - Ученик. “Вода – дом для множества растений и животных. (Смотрим схему 2). Как связана их жизнь с водой?При недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.”(Интересные факты Арина)БИОЛОГ 3 – Ученик. Читает стишок.Не умыться, не напиться Без воды.Листику не распуститься Без воды.Без воды прожить не могутПтица, зверь и человек!И поэтому всегдаВсем везде нужна вода!УЧИТЕЛЬ. “Вывод такой, что вода – это жизнь! Своими мыслями поделится с нами инженерКатя ИНЖЕНЕР” - Ученик. “ Вода – друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли… Вода – важный помощник для человека!”УЧИТЕЛЬ: “Есть на Земле места, где вода - на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?”УЧЕНИКИ: “Морская вода непригодна для питья” .УЧИТЕЛЬ: “Молодцы! Представим слово экономисту, у которого к нам несколько вопросов.”Катя ЭКОНОМИСТ. – Ученик. “1 кубометр воды весит тонну (1000кг.), а поднять его могут 15 – 20 человек или подъемный кран.”Объясняет по схеме 3 (на доске).ЭКОНОМИСТ: “ Детям предлагается решить экономические задачи.Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней и т. д.?”Дети решают задачу и дают ответ.УЧИТЕЛЬ. “Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том. Что для жизни нужна только чистая вода. “Вода – дороже золота”. Послушаем историка”.ИСТОРИК - Ученик предложил послушать старинную легенду об армянском каменотесе. Как быстро высох родник и вскоре “высохла” вся деревня.УЧИТЕЛЬ: “Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитаем пословицы, придуманные разными народами, которые ценили воду”. Читаются пословицы учащимися и объясняют смысл пословиц.См. таблицу 4.Выслушиваются ответы детей (Интересные факты Идалия )УЧИТЕЛЬ: “Свою точку зрения выскажет”.Арина ЭКОЛОГ – Ученик: “Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде… Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы и вода не успевает самоочищаться
УЧИТЕЛЬ: “ Слово краеведу”.Варвара КРАЕВЕД – Ученик: “Мое стихотворение относится к нашей местности – водоему.Послушайте!Речушка вдоль околицы текла,Негромкая…,Но мы ее любили – дети.Она ведь первою былаДля нас и, значитЛучшею на свете.Сейчас в ней всякий хлам,И ржавь, и слизьЗеленая, и хвощ болотный вылез…Как будто люди целью задалисьУбить ее – И своего добились.”УЧИТЕЛЬ: “Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой. Мы узнаем у врача. Вероника ВРАЧ: “Почему нельзя пить воду сразу из под крана, которая хлорируется, чтобы погибли в воде болезнетворные микробы.”УЧИТЕЛЬ. “Я вам покажу опыт, как хлор действует на различные ткани”Демонстрирует как кусочек ткани белеет под воздействием хлора.ВЫВОД ДЕТЕЙ. “Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую воду”.УЧИТЕЛЬ. “У нас присутствует синоптик”. СИНОПТИК – Ученик расскажет нам по схеме, почему нельзя гулять без зонта под дождем . (Смотрим схему 5).Приводятся примеры “мертвых озер” где вода непригодна для жизни. Вывод такой: Кислотные дожди огромный вред приносят природе, здоровью людей. Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (самолеты, мосты, машины). ( Интересные факты Вероника )Итог урока.УЧИТЕЛЬ. “Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?”ВЫВОД. ДЕТИ говорят и подтверждают записью на доске:- Вода входит в состав любого организма.- Вода – это жизнь, красота , здоровье.- Вода – помощник человека.- Количество воды ограничено.- Вода загрязняется.УЧИТЕЛЬ, выставляя оценки всем учащимся: “ Хорошо потрудились, нашли много интересного. Молодцы!”. Всем звучит призыв :“О, люди мыслю яУ всех, у насЕсть мать одна,По имени ПРИРОДА! ”
Домашнее задание. Прочитать статью для закрепления полученных знаний и записать выводы в тетради.“Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства!” В. А. Сухомлинский.