Освоение ребёнком пространства .
Я думаю, вам известно, что освоение пространства начинается с освоения ребенком собственного тела.
Нашей родительской задачей в освоении и понимании пространства является помощь в установке связи между словом, предметом и действием. Название (шкаф),величина (большой), направление (впереди), расстояние до названного предмета (близко).
«Далеко», «близко», «справа», «слева», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади» — это основные слова, которые должны присутствовать в вашем активном словаре, который вы используете с ребенком постоянно. Если ему не помогут взрослые, то ребенок может вырасти с путаницей в голове относительно того, где находится его тело. Нейропсихологи утверждают, что дети, испытывающие проблемы с математикой и письмом это в большинстве дети, которые не до конца ориентируются где право-лево, верх-низ.
Ученые пишут, что восприятие пространственных характеристик — явление довольно сложное, и «достается» ребенку непросто. В коре головного мозга существуют области, которые сами из внешней среды сигналов не получают, но синтезируют информацию, поступающую из других мозговых зон. Они имеют самое сложное строение и созревают позже других участков мозга. Одна из таких — теменно- височно-затылочная зона. Она-то «создает» из мозаики всей мозговой информации представление человека о пространстве. Только представьте себе, что в полноценном восприятии окружающего мира участвует весь мозг в целом! Для того чтобы создать представление о том, что происходит вокруг, человеку необходимы зрение, слух, информация от вестибулярного аппарата и осязание.
Итак, помимо проговаривания понятий, помощником в освоении пространства, является активное перемещение ребенка по этому миру. Выньте, наконец, детей из стульчиков, кроваток, и упаси Бог, манежей. В нашем доме единственной преградой для движения детей является закрытая дверь в комнате, где мы находимся с ребенком, только для того, чтобы он в одиночку не учесал в коридор и к Феде. В том помещении, где находится малыш с взрослым, нет никаких преград для его движения. Итак, активное движение помогает усвоить ребенку такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние. Неплохо, да?
Да, это займет все ваше внимание, отнимет много сил, поставит вас перед необходимостью адаптировать пространство под малыша, но ведь это наша обязанность и мы несем ответственность перед нашими детьми за то, что мы можем им дать и за то, что мы на самом деле им дали. Человек – существо живучее, вырастающее и развивающееся, несмотря ни на что, но зачем включать скрытые ресурсы, если все можно сделать естественным образом?