Методическая разработка воспитательного часа на тему Беречь природу — дело каждого
МОУ «Школа № 88 г. Донецка»
Методическая разработка воспитательного часа
на тему
«Беречь природу – дело каждого»
Воспитатель ГПД Черленюк Л.И.
Форма проведения: заочное путешествие.
Цель: закрепить у учащихся правила поведения на природе и понятие о временах года.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родной земле, природе, воспитывать гуманное и бережное отношение к ней; развивать память, логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас.
Оборудование: Иллюстрации «Не губи растение в природе», плакат «Не сбивайте мухоморы». С двух сторон доски вывешены фотографии с видами различных ландшафтов, репродукции художников-пейзажистов, фотографии животных, птиц, рисунки.
Подготовительный этап для учителя: 1. Выбор темы 2. Составление плана 3. Ознакомление с методической литературой 4. Запись и оформление собранной информации 5. Подборка литературы для учащихся 6. Распределение материала среди учащихся 7. Помощь в оформлении
Подготовительный этап для учащихся: 1. Распределение ответственных за сбор информации в литературе 2. Изучение предложенной информации 3. Самостоятельный поиск литературы 4. Консультация учителя.
Учитель: Ребята, а как называется наша планета? (Земля)
А кто с нами живет на планете? (животные, насекомые, рыбы, деревья)
1 ученик: Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете:
Лягушка, журавль, попугай и лисица,
Волк, медведь, стрекоза и синица,
Бабочки, тигры, змеи, ежи,
Львы, носороги и муравьи.
2 ученик Светлые рощи, лесные дубравы,
Реки, озера, деревья и травы,
Синее море, лесной ручеек –
Все доверяют тебе, человек!
Ты самый умный, а значит, в ответе,
За все живое, что есть на планете!
Учитель: Сегодня мы с Вами проведем заочное путешествие в природу. Будем внимательно слушать, читать стихи, отгадывать загадки, отвечать на вопросы. За правильный ответ будем получать по одному листочку, а в конце подведем итоги и узнаем, кто самый внимательный.
Ребята, природа может меняться? (Да)
Природа меняется по временам года. А какие времена года вы знаете? (Дети отвечают)
Отгадайте загадки
Есть у зимушки-царицы
Три пригожие сестрицы,
Вместе водят хоровод
Друг за другом круглый год (Весна, лето, осень)
Пусты поля.
Мокнет земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осень)
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (весна)
Снег на полях.
Лёд на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)
Солнце печет.
Липа цветёт.
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (лето)
А вот ещё отгадайте!
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня…
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовёт купаться…
Несу я урожаи,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я…
Рыхлы снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла…
Учитель: Посмотрите изображения времён года. Какие красивые пейзажи!
Вы хотите сохранить эту красоту? (Да)
1 ученик:
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, весёлая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
2 ученик:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Учитель: Мы уже знаем, что природу надо беречь. А умеем ои мы правильно себя вести в лесу, на речке, в парке. Давайте подумаем, что нас радует, когда мы в лесу? Чистый воздух, тишина леса, шелест листвы, журчанье ручейка.
1 ученик:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диким птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
Учитель: Вот и давайте с вами составим правила поведения на природе.
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало
1 правило. Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление куда идти. Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там наверное, очень светло и уютно! И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по лесным травам..Но, стоп! Что ты сделал не так? Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню». Теперь понятно, какую ошибку совершил гость природы? Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А заодно – и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. Вот и можно сформулировать первое правило – не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.
2 правило. Вы любите слушать музыку? И взяли с собой приемник и магнитофон. Ты идёшь по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь? Проверь – перед твоим появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц. А сейчас всё стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, затаись; Не шуми – вот следующее правило.
3 правило. Ты идёшь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждёт когда его накормят. А мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки. Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть беззащитного детёныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в твоём доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь. Зря, ох, зря ты вмешался в хрупкую жизнь птенца. Помните: птенцов из их дома и от их родителей брать ни в коем случае нельзя так же, как и других детёнышей.
4 правило. – никогда не разоряйте муравейники, не беспокой зря муравьёв! Муравьёв в наших лесах становится всё меньше, а муравьи играют немалую роль в жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.
5 правило. Не перечесть цветов, которыми одарило нас лето. И все они просятся в букет! И если собрать всё, что попадётся на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки, василька. Пятое правило гласит – не рви понапрасну много цветов.
6 правило. Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их. Нельзя вырывать вместе с корнем и никогда не собирать все ягоды до одной – надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе. А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в сторону мох, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Необходимо ножку гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить грибницу. А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. А вот ядовитые грибы могут быть полезны животным, так что не стоит пинать мухоморы: пусть они лес украшают и зверей лечат! Шестое правило – бережно относись к дарам леса.
7 правило. В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар, погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. А где можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки. Вот вам и седьмое правило.
Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы запомните эти правила и будете их соблюдать.
1 ученик:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь лес шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету
2 ученик:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду,
Что, к тому же, в их труде
Всё – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
3 ученик:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)
Учитель: А теперь подумайте, почему так сказал поэт? Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.Но прежде, чем позаботиться о здоровье своей планеты, давайте подумаем о своём здоровье и проведём физминутку.
Физминутка. «Лесная игра» (на внимание)
Воспитатель читает названия растений, а дети выполняют соответствующие движения
Цветы Кусты Деревья
(приседают) (руки вперёд) (руки вверх)
Ландыш смородина дуб
Ромашка малина берёза
Василёк калина сосна
Одуванчик шиповник липа
Колокольчик жасмин тополь
Учитель: А сейчас, ребята, мы проведём с вами игру на внимание. Внимательно слушайте, а если я неправильно скажу, хлопайте в ладоши.
Коллективная игра на внимание «Прилетели птицы»
Воспитатель называет птиц, а если ошибается, все хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи (хлопают) и стрижи. Мухи – насекомые.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
А вот вам ещё одна игра.
Игра «Подбери рифму»
Нужно подобрать в рифму название птицы: макушка, капля, Париж, палка, птица, врач, корона.Игра «Доскажи словечко»
Месяцы ходят по кругу,
Не уступая друг другу,
Каждому свой черёд,
Вместе все месяцы _ … (год)
На морозце от зари
Заалели снегири.
Эй, мороз, сильней ударь,
Начинай же год, … ( январь)
Ни раздетым, ни разутым
Нам ходить в те дни нельзя.
Называют месяц лютым!
Как зовут его, друзья? (февраль)
Продолжает год свой бег.
Вот и начал таять снег,
Птичий гомон, кутерьма,
Значит, кончилась зима,
Солнце ярче сотни фар.
К нам весну приводит … (март)
Застучал дождями звонко
Марту месяцу вдогонку,
Звук настроив под капель,
Месяц следующий… (апрель)
Лопнули тугие почки,
И проклюнулись листочки,
Расцвела в саду сирень,
Ото дня длиннее день.
Куртку тёплую снимай!
К нам пришёл цветущий … (май)
Расцвели в саду пионы,
В землянике горок склоны.
Ветерок, прохладой дунь,
Чтоб не жарким был … (июнь)
Ароматен чай из липы!
Мы её цветов могли бы
Насушить хоть целый куль!
Приходи скорей, … (июль)
Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки:
Сливы, яблоки и груши.
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он – последний месяц лета,
Очень рядом, близко где-то. (август)
Лето кончилось, пора
Снова в школу, детвора,
К атласам и букварям.
Что за месяц в гости к нам? (сентябрь)
Листья клёна пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь,
Это к нам пришёл … (октябрь)
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
(часто эти дни с дождем),
А идёт за октябрём. (ноябрь)
Году месяц тот венец,
Но зиме он – не конец,
С ним зима берёт начало,
Стелет снега покрывало.
Все мы ждём его уход,
Чтобы встретить Новый год. (декабрь)
Учитель: А теперь, ребята, ответьте на вопросы.
Какое животное живёт под землёй? (крот)
Что теряет лось каждую зиму? (рога)
Почему осину называют спичечной королевой? (делают спички)
Какие съедобные грибы растут в осиннике (подосиновики)
Какое дерево единственное в мире имеет белую кору? (берёза)
Как называются грибы, которые находят в берёзовой роще? (подберёзовики)
Ночная охотница? (сова)
Домик, построенный без топора? (гнездо)
Беленькая с живота, хвост развернут в два хвоста? (ласточка)
Большая группа птиц? (стая)
Главный лесной барабанщик? (дятел)
Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
Какая птица чистит пашню от червей (грач)
Какая птица умеет петь чужие песни? (скворец)
Дни и ночи напролёт он поёт? (соловей)
Учитель: Наконец давайте подведём итоги. У кого больше листочков?
Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше с вами путешествие.
О чем мы с вами сегодня говорили? ( О природе)
Чему нас учит Природа? (Доброте…)
Как мы должны относится к природе? (Бережно)
И чтобы вы не забыли о чем мы говорили, я раздам вам экологические памятки правильного поведения на природе (Приложение 1)
1 ученик:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
2 ученик:
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый, теплый дождь.
3 ученик:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живётся с нами рядом!
Список использованной литературы
Воробьёва А.Н. Экологическое образование младших школьников, 2007
Обраменко О.В. Экологический калейдоскоп. Воронеж. Областной молодёжный центр, 2005., с.61
Гавренкова Н.В. Лес во все времена года//Открытый урок : Методики, сценарии и примеры, 2012, № 10, с 82-85.
Линник Ю.В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.// Основы эстетического воспитания.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Приложение 1
Экологические памятки для взрослых и детей
Нельзя:
Убивать зверей и птиц(сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.
Трогать домики животных, их детёнышей.
Трогать птичьи гнёзда.
Губить деревья ( не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
Разжигать костры в лесу ( не делай новых кострищ, береги почкву).
Оставлять мусор на месте своего отдыха.
Прокладывать новые тропинки лесу.
Шуметь на прогулках, пугать животных.
Засорять родники и речки.
Старайся:
Оказывать помощи животным и растениям, попавшим в беду.
Подкармливать зверей и птиц зимой.
В меру брать дары природы.
Учиться наблюдать в природе.
Учиться слушать голоса природы.