Урок на тему: Древнерусская иконопись (10 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Древнерусская иконопись»
(Мировая художественная культура, 10 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели:
Формировать знания обучающихся об иконографических образах через методы интерактивной технологии.Систематизировать объекты изучения, самостоятельно формулируя основания для классификации.
Развитие познавательной активности обучающихся.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на произведения искусств. Формирование эстетического вкуса.
Обогащение внутреннего духовного мира учащихся через соприкосновение со святынями Христианства, пополнение знаний о вере и иконе как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека.
Задачи урока:
Ввести ряд теоретических понятий по теме.
Определить основные каноны иконописи и проследить их отражение при анализе произведений искусства.
Продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведения искусства.
Познакомить учащихся с интересными фактами в развитии иконографии на Руси.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Введение в тему урока. Звучит церковное песнопение.
«Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона – чудо! Кротость и печаль.
«Взыскание погибших». Как живая!
Струится покрывало по плечам,
Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далекий Крестный час.
Пока еще ручонки не пробиты,
Но ты глядишь на каждого из нас…»
Иеромонах Роман
Сообщение темы урока. Целеполагание.
Учитель:
Тема нашего урока «Древнерусская иконопись». Давайте сформулируем, что мы хотим узнать на уроке?
Актуализация знаний обучающихся.
Учитель:
- Что такое икона? Чем является икона для православных людей?
«Умозрение в красках», так называл икону известный исследователь древних икон Евгений Николаевич Трубецкой. Икона всегда открывала перед человеком христианскую картину мироздания, утверждала высокие нравственные критерии жизни, вселяла надежду на бессмертие души. Почему же в наш беспокойный век, век освоения космоса, информатизации и других высоких технологий люди идут в храм и поклоняются иконам?
Организация групповой работы.
Учитель:
- Для реализации данных целей вы получили предварительное задание к уроку и были включены в какую-либо группу.
1 группа
«Канон» 2 группа
«Образ Богородицы» 3 группа «Знаменитые иконописцы и иконы Руси» 4 группа «Эксперт»
Определяет каноны написания православных икон Определяет типы изображения Богородицы и характеризует каждый из них Делает сообщения о знаменитых иконописцах и иконах Руси Оценивает материалы
В течение 3 минут подготовьтесь к презентации своей работы и предъявите ее всем одноклассникам и группе экспертов. Желаем успеха и творчества!
Презентация работ групп. Прослушивание докладов и просмотр презентаций групп.
Контроль. В ходе работы мы с вами изучили тему, оформили презентации, выделили ключевые понятия. Давайте проверим, как вы усвоили учебный материал в форме блиц-проверки.
Итог урока. Подводя итог сказанному, хочу прочитать Вам стихи русского поэта 18 века Николая Станкевича «Мгновение».
Есть для души священные мгновенья;
Тогда она чужда земных забот,
Просветлена лучом преображенья
И жизнею небесною живёт,
Борьбы уж нет, стихают сердца муки,
В нем царствуют гармония и мир,
И радостной тот мир блестит одеждой,
Им блеск небес как будто отражен;
Все дышит в нем любовью и надеждой,
Он верою, как солнцем озарен…
Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги, достигли ли мы поставленной цели? Какой вид работы вызвал у Вас затруднения? Какой вид работы вызвал у Вас интерес? Что нового для себя Вы открыли на уроке? Как Вы думаете, почему именно на Руси иконопись достигла наивысшего развития? Считаете ли Вы, что данный материал Вам пригодится? Где? Что бы еще хотелось узнать по иконографическим образам в живописи? Слово предоставляется группе «Эксперт». Выставление оценок.
Заключительное слово учителя. Искусство православия – достояние всего человечества. Тем более, если мы живем в России, нельзя не интересоваться своей культурой, не знать ее. Думаю, урок дал вам замечательную возможность прикосновения к христианской традиции.
Приложение 1.
Задание:
Сформулируйте позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы, выставите оценки каждой группе по результату работы по критериям, данным в приложении 2.
Изучив учебный материал, прослушав выступления наших оппонентов, мы пришли к выводу: работа каждой из групп заслуживает… (похвалы, внимания, замечания и т.д.)
Наши оценки:
№ п/пНазвание группы
Оценка Комментарий
1 «Канон» 2 «Богородица» 3 «Знаменитые иконописцы и иконы» 4 «Рефлексия» (самооценка) Приложение 2.
«Отлично» «Хорошо»
«Удовлетворительно» «Неудовлетворительно»
Презентация демонстрирует глубокое понимание темы. Презентация демонстрирует понимание основных идей темы. Презентация демонстрирует некоторые пробелы в понимании темы. Презентация демонстрирует значительные пробелы в понимании темы.
Презентация отражает важные и интересные идеи по изучаемой теме. Презентация неглубоко отражает тему. Презентация не отражает идею или цель темы
Идея презентации значима. Идея презентации оригинальна и значима.