Конспект мероприятия по литературе на тему «Литературная игра «В мире басен И.А. Крылова»»


Усалинская средняя общеобразовательная школа Мамадышского района Республики Татарстан









Провела: учительница русского языка
и литературы Гарипова Г.А.





Цели и задачи:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;
углубить знания о жанре басни;
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность ;
обучение проектной деятельности;
формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;
развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
воспитывать доброту, честность, справедливость.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект электронного пособия «Избранные басни И.А. Крылова»). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Оборудование: портрет И.А.Крылова, книга «Басни Крылова, иллюстрации к басням, кроссворд, строчки из басен, рисунки детей, компьютер, слайды.




В этом году мы будем отмечать 240 летие со дня рождения И.А.Крылова. Крылов – писатель, баснописец и драматург. Он оставил для нас с вами бесценный дар – басни. Его творчество изучают в школе, в высших учебных заведениях. Басни Крылова живут и в наши дни, именно они сделали его великим русским поэтом. Сегодня наш урок посвятим творчеству этого замечательного человека. Совершим путешествие по станциям.
1.станция «Слушай внимательно».
2.станция «У нас в гостях герои басен И.А.Крылова»
3.станция «Викторина по басням И.А.Крылова»
4.станция «Блиц - опрос».
5 . станция «Анекдоты о баснописце»
Остановимся на первой станции.
слайд 1.

Первый учащийся: И.А.Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером, своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать молитвы и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений
« подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством унизительной атмосферой человеческого бесправия.
Второй учащийся: Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Третий учащийся: Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты .По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площадки, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов»

Остановка на второй станции:
слайд 2.

Инсценировка басен «Волк и ягненок», «Квартет», «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».
Исполнители басни «Волк и Ягненок» Гаязов Б – волк,
Загрутдинов Д – ягненок,
Хисамова Г - автор ;
«Квартет» Мансурова А – автор, Имамутдинов И – мартышка,
Яруллина Г – соловей, Идиятов А- осёл.
«Мартышка и очки» Сагдиева Г- мартышка.
«Кукушка и петух» Кабиров Д- автор, Хисамова Г- кукушка, Загрутдинов Д.-петух.
Третья станция «Викторина по басням И.А.Крылова»
слайд 3.
1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?


2.Что означает слово квартет?
3.Из каких басен взяты эти строки?


1. «Да только воз и ныне там»

2. «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней. Прокорми и обогрей!»

3.А вы, друзья, как не садитесь, Всё в музыканты не годитесь.

4. Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмет, То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак.

5.У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем.

6 .Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!
7. Он порча, он чума, он язва здешних мест! (А Васька слушает да ест.)

8. Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки, Могу попасть в такие забияки

4. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами поговорками. Объясните их смысл.

«Слона – то я и не приметил»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»; «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»; «На задних лапках я хожу»; «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» «Да только воз и ныне там»
· «рыльце у тебя в пуху»

5 .В каких случаях употребляется выражение «демьянова уха»?
4 станция. Задания для станции «Блиц - опрос». 1.В каком городе родился и вырос Крылов? 2.Какое образование получил и почему? 3.Кто был первым наставником Крылова? 4.Каков любимый жанр творчества баснописца? 5.Что такое басня?
6.Чьи басни стали для Крылова образцом?
7. Каковы особенности басен Крылова?
8.Где установлен памятник Крылову?
9.Как в народе прозвали Крылова?
10.Назовите парные заглавия басен Крылова? (за каждый правильный ответ по 0,5 балла)
11 .Кого вы знаете среди татарских писателей , который писал басни ?
Тестовые задания. 1.Отметить признак, который не относится к басне. а) иносказательный рассказ б) содержит нравоучение в) героями часто являются животные, реже люди. г ) бывают только написаны в прозе.

2. Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен. а ) хитрость - волк, злоба - лиса, глупость-ягненок, наивность – медведь, трусость - свинья, неблагодарность-обезьяна, невежество-заяц;

3.Соотнесите мораль басни с её названием.

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука.

А вы, друзья, как не садитесь, Всё в музыканты не годитесь.

У сильного всегда бессильный виноват.

И в сердце льстец. Всегда отыщет уголок.



Станция 5.Исторические анекдоты о И.А.Крылове.
Много и мало.
Один из почитателей таланта знаменитого баснописца спросил его, почему он так мало пишет. – Так и должно быть,- ответил Крылов. -Пусть лучше нарекают ,что пишу мало, чем допустить, чтобы спрашивали, зачем я пишу много.

Как обойти цензуру? Многие басни Крылова не могли пройти цензуру. Тогда Крылов ухитрялся прочесть их царю Николаю1 , и тот обычно говорил : --Пиши ,старик, пиши, и басня выходила в свет.

Соседи. Царь Николай 1 очень любил и самого Крылова, и его басни. Он подарил своему сыну наследнику престола Александру 2, бюст баснописца. Сам Крылов с детской наивностью относился к близости с царем. Однажды царь, встретив как-то Крылова в Летнем саду, заметил, что они давно не виделись. – А ведь и в самом деле,- поддакнул Крылов, -а, кажется, живем по соседству.
Богач и рудник. – А знаете ли, граф, какая разница между богачом и рудником? -спросил однажды Крылов богатого графа. –Какая, батюшка? –спросил граф. – Рудник хорош, когда его разроют, а богач , когда его зароют.

Лягушки квакают к дождю. Крылов любил погулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них , смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес: - Вот так туча приближается , сейчас пойдет дождь! -Да , -подхватил баснописец, проходя мимо них, -потому, видно, и лягушки
расквакались.
Слайд 4

учащийся:
По определению Н.В.Гоголя, басни Крылова - «книга мудрости самого народа». В.Г.Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Учащийся:
Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по – звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди ? Пожалуй, все бы пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном»
Учащийся: Высокую оценку творчеству баснописца дал поэт М.В.Исаковский говоря о нем :
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.


Литературная игра «В мире басен Крылова»Arial Black