Внеклассное мероприятие по литературе «В мире басен И. А. Крылова»


ГУ Пеньковская средняя школа
Внеклассное мероприятие
по басням И.А.Крылова

Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Екишина М.В.
2014 уч. год
Внеклассное мероприятие по басням И.А.Крылова
Цель: знакомство с особенностями басен И. А. Крылова, расширяя кругозор учащихся
Задачи:
- продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать, делать выводы;
- развивать творческие способности учащихся при помощи игровых технологий;
- формирование интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;
Форма проведения: викторина с элементами инсценировки.
Оборудование:
портрет И. А.Крылова;
рисунки ребят к басням;
герои басен (игрушки) и мешок
выставка книг
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
II. Представление команд (5б)
III. «Узнай басню по цитате» (5 б)
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)
“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)
“Мартышка, в зеркале увидя образ свой” (“Зеркало и обезьяна”)
IV. Кроссворд
1.  «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса).2.  «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть ...» (квартет).3.  «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська).4.  «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона).5.   «Вороне где-то Бог послал кусочек...» (сыру).6.  «По улицам ... водили, как видно, напоказ» (Слона).7.  «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).8.  «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал ...» Кто? (Волк).
м о к с в л в ьо с с и а к рыл о в с ра о ро ч о а т ну нк л е а а и к т V. «Знатоки» - продолжи строки из басни (5 б)
Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)
Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)
Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)
А ларчик ...(просто открывался)
Чтоб музыкантом быть,...(так надобно уменье)
У сильного всегда (бессильный виноват)
VI. « Путаница» (Найди свою пару и соединить на листочках слова)
Голоден как волк
Хитёр лиса
Труслив заяц
Здоров бык
Изворотлив змея
Надут мышь, индюк
Нем рыба
Упрям осёл
Болтлив сорока
Смелый лев
Трудолюбивый муравей
Скользкий налим
VII. « Здравствуй, театр!» (инсценировка басен Крылова)
VIII. « Кот в мешке» (В мешке лежат игрушки – животные, один ученик из команды вытаскивает одну игрушку и называет три басни Крылова с этим животным)
Назовите по три басни Крылова о:
лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”)
волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”)
медведе (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”)
обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”)
IX. Конкурс капитанов
Для команды № 1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать-было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.Плутовка_к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,И говорит так сладко_, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!
Для команды № 2
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
Когда в товарищах ___________ нет,На _________ их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только _________.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с ___________ воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.
Для команды № 3
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья СтрекозаЛето ___________ пропела; Оглянуться не успела,Как зима ___________ в глаза.__________________ чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.Все прошло: с зимой ____________________________, голод настает;Стрекоза уж не поет;И кому же в ум пойдетНа _____________ петь голодный!
Для команды № 4
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя__________свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за _______?
Какие у неё ужимки и ___________!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких_________пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин _______лишь попусту пропал.
X. Подведение итогов, награждение команд.