Читательская конференция посвященная акции «Одна страна – одна книга»-2016 г «Дулат Бабатаев — певец народной жизни»


Искровская сельская библиотека
Читательская конференция
посвященная
акции «Одна страна – одна книга»-2016 г
«Дулат Бабатаев - певец народной жизни»

Подготовила:библиотекарь Таженова Ю.В.
2016 г
Шашудай болып шашылар, Меруерттей асыл сөз деген.
Я - кладезь, наполненным чистым стихом,чтоб каждый им жажду свою утолил.Дулат Бабатайұлы 
Цель: привлечь внимание учеников, развить среди молодежи любовь к чтению, воспитать чувство патриотизма и гордости, привить мысль о необходимости чтения и знакомства с известными именами, сформировать представление учеников о личности поэта.
Оборудование: интерактивная доска, портрет, страницы журнала, выставка.
Библиотекарь:
Ежегодно стало традицией проводить по всей стране акцию «Одна страна – одна книга». В Казахстане Республиканская акция заслуженно пользуется популярностью среди населения страны. Читатели с удовольствием знакомятся с произведениями, рекомендованные для всеобщего прочтения, изучают биографии и творческий путь авторов. По решению жюри Республиканской акции «Одна страна – одна книга» в 2016 г. главной книгой года для всеобщего чтения в Казахстане признаны произведения известного в истории казахской литературы ХІХ века поэта Дулата Бабатайулы.Дулат Бабатайулы – первый казахский поэт, стихи которого были изданы типографским шрифтом и опубликованы книгой. Впитав все лучшее из наследия предшествовавших поэтов, из древних исторических преданий и эпических сказаний, Д. Бабатайулы был одним из образованных людей своего времени. 1 «Биография»
Поэт жил в девятнадцатом столетии, и именно он воспел эти тревожные
  исторические десятилетия. Он своими глазами видел, как царизм колонизировал
  казахскую землю и угнетал казахский народ, и по мере возможностей противостоял
  этому.И сегодня я хочу показать вам буктрейлер о писателе.
  Дулат Бабатайулы родился в местечке между Балхашом и Аягузом, где кочевали
  роды, называвшиеся найман-сыбаны. Дулат хорошо знал арабскую грамоту и был
  для своего времени образованным человеком. С его помощью до нас дошли
  стихотворные произведения Ахтамберды-жырау, поэта XVII столетия.
2 «Первый сборник»
Дулат Бабатайулы- первый казахский поэт, стихи которого были изданы типографским способом и опубликованы книгой первый сборник «Өсиетнама» («Книга поучений»), подготовленный к изданию человеком по имени СейилулыМауликен, вышел в Казани в 1880 году. В нем собрано около восьмисот строк стихов Дулата. Наряду с этим, стихи Дулата собирал человек по имени Байдильда (1839–1919), а, кроме них, еще были Габбас Байдильдаулы и Шакир Абенулы, которые сохранили рукописи со стихами Дулата. Так, более 1500 строк стихов Дулата дошли до людей, став бесценным духовным наследием.
Чтение стихотворений
Сулейменге – Жарганат А,8А кл.
О, вершин …. – Павлова Кристина 9 Б кл.
Баласына айтканы – Сеитова К. 8А клСпроси судьбу кто мне в предки дан –
3 «Картины его произведений» «Тематика произведений»  Носкович Л.9Б
В песнях акына созданы реальные картины действительности, показаны социальные противоречия в казахской степи после ликвидации ханства, когда власть была передана султанам и волостным правителям. Поэт изображал тяжелую жизнь народа, осуждал насилие царских колонизаторов в произведениях «Тегімді менің сұрасаң», «О, Сарыарқа, Сарыарқа», «Асқар таудың сәні жоқ» и др. В произведениях «Сүлейменге», «Бараққа», «Кеңесбайға» критикует действия царских чиновников и обличает их пороки.  Творчество Дулата Бабатайулы — убедительное свидетельство того, какова была социальная жизнь казахского общества первой половины XIX века, как эволюционировали философские, психологические, педагогические идеи в Казахстане. С его помощью до нас дошли стихотворные произведения Ахтамберды-жырау, поэта XVII столетия. 
Во времена советской власти стихи Дулата назывались антинародными, враждебными, воспевающими байскую жизнь и цели феодалов, намеренно искажая их смысл и значение. Что можно сказать по поводу такого трактования стихов Дулата, если строки, в которых говорилось, что от биев и баев, не защищающих свой народ и не болеющих за него, нет никакого толку, считались восхваляющими? В 1940–1950-х годах произведения Дулата стали объектом литературных споров. На пленуме ЦК КПСС и научной конференции, посвященной основным проблемам казахской литературы (1959), Дулату была дана оценка консервативного поэта. Было принято решение не изучать его творчество в средних школах. Поэтому М. Ауэзов в романе «Путь Абая» выводит его наставника под вымышленным именем Барлас.
  В стихах Дулата присутствуют размышления, интересные образы, необычные повороты слова, и этим он как поэт очень интересен. Например, характеризуя человека с трудным характером, он сравнивает его с «деревом, застывшим от мороза». Но в основном стихи Дулата дидактического, назидательного плана. Их уже оценило время. Трудно найти среди его современников таких, которые так живописно изображали бы картины природы и так образно характеризовали человека
5 «Анализ произведений» Аяпбергенова А, 8 А Кл.Магрифат А, 8 А Кл Гаук Г.10 Б кл.
 Дулат был одним из тех людей, которые своими делами и стихами восставали против колонизации казахской земли. В стихотворении «Актан жас» он пишет о том, что земля, которую раньше казахи защитили от джунгар, теперь попала в руки к колонизаторам.
О, Актан жас, молодой Актан;
Достигнешь ли ты совершеннолетия,
Избавишься ли ты от сиротства,
Пройдешь ли этот трудный перевал?
Кольчугу из железа в девять слоев
На себя наденешь ли,
Зажжешь ли фитиль ружья,
Сделаешь ли выстрел,
Врага прогонишь ли?
В длинном поэтическом размышлении «Еспембет» развивается эта же тема.
Словно ручная маленькая птичка,
Смотришь ты на рукавицы.
Кому ты можешь стать основой,
Для чего ты годишься?
Все стало ясно с тобой:
Ты можешь целиком проглотить верблюда,
Даже и не поперхнешься при этом.
Однако царская администрация не отступает от своих захватнических планов. Среди казахского народа появляются продажные правители, подхалимничающие перед колонизаторами. Стало много таких, кто берет взятки и мечтает только разбогатеть. Таким правителям, клюющим как птички с чужой руки, Дулат дает самую жесткую оценку.
Дулат ввел новую систему стихосложения в казахской поэзии — рифму «а аа б». Эту рифму принял и далее развил в своих стихах Абай.
  Дулат был первым поэтом в казахской поэзии, который сочинял сатиру. Дошедшие до нас четыре-пять сатирических стихотворений привнесли в казахские стихи новые формы. Его стихи «Чижик и перепелка», «Синица», «Черная ворона хочет пищи», «Парикмахер» говорят именно об этом. Он с болью в сердце говорит о положении народа, изображает разоренные аулы, описывает положение людей, потерявших свою землю и скот и попавших в безысходную ситуацию.
От биев и беков толку нет,
Если они не могут защитить свой народ,
Если они не помогают ему выйти на прямую дорогу,
Если не переживают за него,
Если не болеют за него.
Как поэтическая личность, Дулат Бабатайулы довел до высокого совершенства жанр толгау и разнообразил тематику поэзии акынов:
О, вершин этих горных гряда,
О, степное кочевье отцов,
Где трава была мягкой всегда
На заре и в росе вечеров,
Где ручьев бушевала вода,
Где так много в предгорье лесов,
И широких для пастбищ долин!
Но лишь вспомню о бедах твоих,
Я печален, лишаюсь я сна,
Грустно думать о людях былых,
Что когда-то в степях кочевых
Жили в давние те времена...
 6 «Научная оценка» Сеитова А 11А кл.
Творчества Дулата связана с исследованиями К. Омиралиева, который собрал и подготовил к печати все его произведения. Сочинения акына печатались в разные годы, в разных сборниках и хрестоматиях. В 1991 году был издан сборник произведений Дулата «Замана сазы». Многие произведения поэта хранятся в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Академии наук Казахстана.  
Великий Абай внимательно изучал стихи Дулата и использовал некоторые его мотивы. Например, в стихотворении «Вот и стал я волостным» использована тема Дулата «Вот смеется волостной».Библиотекарь:
Могу подарить я светлым умом,
Могу я усталым прибавить сил,
Я кладезъ, наполненный чистым стихом,
Чтоб каждый им жажду свою утолил.
Пусть слушают люди, весь народ,
Меня толъко юный душой поймет,
Вникатъ не устанет поэта словам,
Кто мудрости издавна предан сам.
Дулат акын (перевод В. С. Рождественского)
Подводя итоги подчеркну, что темы включенные в сборник «Өсиетнама» до сих пор актуальны, связанные с воспитанием подрастающего поколения, которому он искренне желал хорошей жизни и счастья, быть достойным человеком, гражданином и хозяином своей судьбы.
Поэт честно прослужил своему народу, и в 1874 году ушел из жизни в возрасте 72-х лет. Не всякий поэт может достичь такой высоты, чтобы быть учителем великому Абаю.
 
Для читателей предложена выставка книг поэта «Ұранды ердің -ұрпағы қайсар».