Проблема формирования нравственной культуры младших школьников в современных социально-культурных условиях
Проблема формирования нравственной культуры младших
школьников в современных социально-культурных условиях
Мы можем наблюдать, как слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев - 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек - сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Саша Белый". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".
В современной социально-культурной ситуации востребованной становится личность, способная делать выбор между добром и злом, жить, соблюдая нравственные нормы и принципы, чувствовать человека.
В этой связи актуальной представляется концепция возрождение человека культуры и нравственности, содержательные базовые компоненты которой включают:
- интернализацию универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни;
- овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим;
- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, противодействие аморальным явлениям;
- накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей;
- овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, овладение способами самовоспитания и совершенствования.
Определяя задачи и приоритеты современного воспитательного процесса, отечественные и зарубежные научные школы предлагают различные подходы. В целом, ученые-педагоги отмечают, что содержание воспитания должно отражать фундаментальные общечеловеческие ценности. Ядром общечеловеческих ценностей являются нормы и принципы морали и нравственности.
Нравственные императивы сформулированы как объективные и личные моральные требования. Объективный смысл раскрывает черты желаемого для всех членов общества, нравственно оправданного отношения человека к своей собственной и к внешней природе. Личные моральные требования показывают направление нравственного совершенствования, способствуют формированию правильной реакции на отклонения от желаемого идеала общества и личности. Исходя из этих представлений, А.В.Разин предлагает четыре группы нравственных императивов.
1. Безусловная ценность жизни каждого человека, недопустимость ситуации, когда геройство одних покрывает ошибки или служит корыстным целям других.
2. Гарантии основных прав человека, обеспечение справедливости на основе идеи равных возможностей для каждого, стремление каждого к справедливости и поддержание чувства симпатии к тем, кто справедлив.
3. Уважение всех форм жизни, сострадание к различным формам жизни.
4. Предпочтение активности перед пассивностью, самореализация на основе общественных ценностей.
В современном обществе интерес к общим, приемлемым для всех правилам поведения связан с тем, что мы сталкиваемся с ситуацией взаимодействия разных культур, с необходимостью принять такие моральные стандарты поведения, ориентация на которые была бы возможна при разных представлениях о целях человеческой жизни.
В контексте исследуемой нами проблемы, интерес представляет точка зрения В.Миттера, который выделяет следующие аспекты воспитательной деятельности:
1) воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания;
2) воспитание персональных нравственно высоких качеств;
3) воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса;
4) воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;
5) воспитание во имя мира.
Очевидно, что сегодня важными показателями воспитанности молодежи являются толерантное сознание и навыки толерантного социального взаимодействия. Поэтому особенно актуальными становятся проблемы воспитания толерантности.
Актуальность проблемы нравственной культуры личности в поликультурном обществе подтверждает анализ зарубежных концепций воспитания. По мнению английских педагогов, школа призвана передавать подрастающему поколению культурное наследие и такие ценности, как правдивость, уважение и терпимость к другим, чувство долга по отношению к обществу, забота о людях.
Во Франции воспитывают личность с чувством ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур.
Проект «Школа международного бакалавриата» [Р. Пиль] направлен на то, чтобы приобщать школьников к культуре других народов и, опираясь на национальную культуру и самосознание, воспитывать учащихся в духе гражданской ответственности и международного взаимопонимания. Выпускник школы видится как критичный, доброжелательный, информированный мыслитель, разделяющий общечеловеческие ценности, принципы уважения культурных различий.
б) Перечисленные подходы к разработке содержания воспитания отражают принципы поликультурного воспитания:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Поликультурное воспитание направлено на формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи, осознание важности культурного многообразия для самореализации личности, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Достижение этих целей возможно, если воспитанник будет стремиться уважать и сохранять культурное наследие своего народа, его духовные ценности. Прежде чем ценить язык и культуру другого (чужого) народа, ребенок должен научиться понимать и любить песни, танцы, сказки, загадки и пословицы своего народа. Философы считают, что корни морали необходимо искать в определенной исторической традиции, в соответствующем ей представлении о благе человека .
Идея поликультурного воспитания развивалась как альтернатива этноцентризму малых этнических групп, их закрытости в отношении доминирующих наций и других малых этнических групп. Проявлением негативного подобного этноцентризма оказываются особые учебные заведения для этнических меньшинств (афроамериканские и латиноамериканские школы в США), в которых воспитание и обучение осуществляется преимущественно в рамках культуры меньшинства.
Понятно, что если воспитательный процесс школы создает условия для культурно-социальной идентификации личности, открытой иным культурам, национальностям, расам, верованиям, то содержание воспитания включает социокультурную идентификацию личности, освоение системы понятий и представлений о данной культурной среде, воспитание положительного отношения к меняющемуся культурному окружению, развитие навыков социального общения. Стержнем такого воспитательного процесса является нравственная культура личности, а его содержательной основой – история и культура родного края.
Идеи поликультурного и этноцентристского воспитания интегрированы в школах для автохтонных меньшинств (США, Канада), авторы которых полагают, что юных индейцев необходимо научить жить в иной культурной среде, не теряя связи с собственной культурой. В частности, дети аборигенов в американской автохтонной школе пишут сочинения культуре индейцев на английском языке.
Интеграция поликультурного и этноцентристского воспитания (образования) реализована в этнокультурном образовании, когда создаются условия самоиндентификации личности как представителя той или иной этнической традиции, вступления в диалог с имеющимся инокультурным окружением, включения в современные общецивилизационные процессы.
Этнокультурное образование охватывает процесс обучения и воспитания, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по этническому признаку, и призвано помочь освоению молодым поколением своей национальной культуры и воспитать уважение к ценностям других культур.
Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
В процессе этнокультурного образования формируется этнокультурная компетенция - умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения – как элемент общей и нравственной культуры личности. Овладение этнокультурной компетенцией происходит на основе поэтапной социализации учащихся в этнокультурной среде, включая микро- (Я-концепция), мезо- (Я-и-другие) и макроэтапы (Я-и-мир).
На микроэтапе ребенок проживает духовно-нравственные ценности наследия своего микросоциума - семьи, школы, близкого окружения.
В период мезаэтапа дети постигают этнокультуру конкретного региона, этнических обществ, характерных для определенной местности. В частности, овладение учащимися этнокультурной компетенцией в сельских школах целесообразно осуществлять поэтапно.
1. Монокультурный уровень: обучающийся может осознавать различие в образе мыслей и поведении людей другой культуры, но судит о них с точки зрения своей собственной, а его взгляды на другую культуру стереотипны и клишированы.
2. Интеркультурный (межкультурный) уровень: обучающийся в состоянии объяснить различие между своей и чужой культурами с исторической, социологической и экономической точек зрения.
3. Транскультурный уровень: обучающийся приобретает способность увидеть обе культуры как бы "сверху": ушел из-под власти своей культуры, преодолел первую "влюбленность" в чужую культуру, не пытается найти компромисс между культурами, находит свою позицию в диалоге культур.
Приобщение подрастающего поколения к этнокультурному материалу на макроэтапе можно рассмотреть на материале современной составляющей этнокультуры ХХ века.
В решении задач этнокультурного воспитания важная роль отводится начальной школе, где происходит расширение детского самосознания и социального опыта, развитие положительного "образа самого себя" в рамках социальных отношений.
Становление этнокультурной компетенции, и нравственной культуры в целом, требует последовательной воспитательной работы, направленной на формирование ее элементов [Г.С.Голошумова]:
1) знанивой компетенции (знание собственных ценностей и представлений; понятие о том, что в мире существует глобальная взаимозависимость и взаимообусловленность);
2) социальной компетенции (умение адекватно (культуросообразно) реагировать на возникающие в ситуациях межкультурного общения конфликты и противоречия; способность проявлять эмпатию по отношению к индивидууму - представителю чужой культуры);
3) самокомпетенции (умение понять, какое влияние на мое "я" оказывают культурные ценности и представления, какие явления моей культуры или субкультуры формируют мою личность);
4) деятельностной компетенции (компетенции поступка): способность анализировать свою и чужую культуру, умение сознательно моделировать межкультурное общение.
Развитие этнокультурной компетенции с учетом вышеназванных промежуточных компетенций можно представить в виде шести этапов:
культурная сенсибилизация,
методы культурного анализа,
анализ собственной деятельности,
анализ целевой культуры,
конструирование культурных правил целевой культуры,
проверка сконструированных правил целевой культуры.
Культурная сенсибилизация является исходным пунктом и ее эффективность достигается через эмоции, которые стимулируются при помощи игр. Методы культурного анализа базируются на транскультурной компетенции, при этом анализируется сначала и, прежде всего, собственная народная культура. На фоне собственной культуры предпринимается анализ целевой культуры. Анализ собственной и целевой культуры становится предпосылкой для конструктивной части, которая предполагает самостоятельную попытку конструирования культурных правил целевой культуры, особенно с точки зрения возникновения возможных конфликтных ситуаций. И, наконец, осуществляется взаимодействие, контакт с целевой культурой или ее представителями и происходит проверка сконструированных правил целевой культуры.
Формирование этнокультурной компетентности школьников возможно при контрастно-сопоставительном изучении (например, на уроках истории, географии, литературы или иностранного языка) различных стилей жизни и культурных символов, а также поэтапной социализации учащихся в этнокультурной среде. В результате целенаправленной учебно-воспитательной работы формируется этнокультурная личность, способная к взаимному признанию национально-культурной идентичности, стремящаяся сохранять свою национальную культуру и индивидуальность, признающую многомерность мира и партнерство представителей различных культур.
Этнокультурная составляющая образования, обеспечивающая изучение родного языка, истории, культуры того или иного народа, должна быть основана на интеграционных подходах, воспитывать толерантность и межнациональное согласие. Знакомство учащихся с историей, образом жизни, культурой конкретного народа должна сопровождаться примерами, носящими межкультурный и межэтнический характер. То же относится и к изучению истории и культуры России, причем необходимо обращать внимание учащихся на вклад представителей данного народа в науку, культуру, военное дело, экономику России и позитивные аспекты отношений народов.
Предметы этнокультурного образования представляют собой перспективное направление достижения реального разнообразия и вариативности содержания школьного образования, реализуются в форме основных и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах.
Программы этнокультурного образования реализуются на базе школ с этнокультурным компонентом и национально-культурных центров: фольклорные, хореографические, хоровые, музыкальные студии и ансамбли, музейная и краеведческая работа, этнографические экспедиции.
Итак, усилия образовательных учреждений должны быть направлены на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире» [Дж.Бэнкс]. Это значит, что необходимо взращивать национальные особенности и, одновременно, преодолевать национальные антагонизмы [Т.А.Криворотова].
Педагогическое взаимодействие в этом случае осуществляется на трех уровнях:
- идентификационном (осознание этнической принадлежности и культивирование положительных черт «национального характера»);
- когнитивном (обогащение знаний о многомерности этнического мира, формирование положительного образа «этнического соседа»);
- рефлексивно-деятельностном (формирование и развитие осознанного отношения к межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и применение коммуникативных умений и навыков в режиме диалога культур).
Еще П.Ф.Каптерев писал о необходимости развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному».
Учащиеся должны понять, что ни одна культура не может абстрактно претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность.
И как продолжение этой мысли положения звучат тезисы документа ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике в области культуры»:
1. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека, заставляя черпать силы в своем прошлом, усваивать элементы других культур.
2. Культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом.
3. Культурные особенности не нарушают единство ценностей, которые объединяют наши народы, более того, они делают их более плодотворными.
Поликультурное образование утверждает идею о том, что в основе мировой цивилизации лежит множество независимых самостоятельных сущностей.
Поэтому она направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе.
Поликультурное воспитание в российских условиях опирается на интегративно-плюралистический подход, при котором родной язык рассматривается как хранитель этнических ценностей, а русский язык – инструмент межнационального общения, транслятор русской и мировой культуры.
Воспитание граждан мира в российских условиях осуществляется путем приобщения подрастающего поколения к малоэтнической, русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания и формирования готовности жить в многокультурной среде. Подобное понимание поликультурного воспитания совпадает с общемировой практикой, когда содержание воспитания и обучения черпается одновременно из культуры малого этноса, доминирующей нации и мировой культуры.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания относят:
- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Понятие «нравственность» используется в разных областях гуманитарного знания. Нас интересуют определения, сформулированные в психологии и философии. Как видим (таблица 1), нравственность – это личностные качества, регулирующие поведение человека в обществе.
Таблица № 1
Нравственность
В психологии
характеристика личности, принимающей или отвергающей систему норм, требований к правилам поведения, правилам человеческого общежития, воспринимающей или отрицающей эти правила, и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию [А.С.Арсеньев]
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, принимающий или отвергающий этические нормы поведения
развитие нравственности зависит от интеллектуального развития, степени социальной адаптации и психологических особенностей личности ребенка
В философии
форма регуляции поведения в соответствии с установившимися в обществе нормами и правом [Гегель]
мораль- форма сознания, нравственность область практических поступков, обычаев, нравов
мораль это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего принуждения и контроля, нравственность - область самодеятельности внутреннего самопринуждения
О нравственности человека обычно судят по его поведению, поступкам. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, рассматриваемое во взаимосвязи с целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в данной конкретной ситуации.
Основными критериями нравственности человека являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, привычные формы поведения.
Поведение – это совокупность поступков человека, опосредованных внешними действиями, мотивами, переживаниями.
Нравственное поведение включает:
осознание нравственных норм;
принятие этих норм в качестве внутренней потребности, системы самообязанностей;
самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия;
волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения, сопровождающиеся эмоциональным переживанием достигнутого результата;
ответственность за мотивы и последствия действия.
Нравственно воспитанная личность активно борется против зла, стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение дотребований идеала.
Понятие «культура личности» определяется как комплекс знаний, качеств, привычек, способов деятельности, ценностных ориентаций, который позволяет человеку жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой и развивать индивидуальное своеобразие своей личности. Базовая культура – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности».
Используя понятие «культура личности», мы опираемся на следующие концептуальные положения:
- культура имеет национально-специфическую особенность;
- культура выступает главным отличительным признаком этнических особенностей, его языка;
- культура обусловливает неодинаковое развитие этнокультур в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.
Культура отражает степень овладения человеком отношений к природе, обществу, другим людям, к самому себе. По сути, культура составляет основу мотивированной социальной активности и выступает в роли социальной регуляции и саморегуляции. Но для этого необходимо транслировать ценности культуры подрастающему поколению, создать определённые условия для восприятия культурных и эстетических ценностей. Поэтому культура тесно связана с воспитательным процессом.
Отсюда, нравственная культура личности - показатель степени восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. О глубине и органичности усвоения требования нравственности свидетельствуют поступки человека. Нравственная культура личности формируется под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта человечества и самовоспитания, этического просвещения. Все это (а также нравственный разум, интуиция) помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, способствует принятию морального решения в проблемных ситуациях.
Нравственная культура, по определению Л.В.Чепиковой, представляет собой интегрированное личностное образование, выражающееся в совокупности нравственных достижений ребенка, владеющего на личностно-смысловом уровне нравственными компетенциями.
Нравственные компетенции включают способность проявлять мотивационно-ценностные и морально-нравственные отношения, расширять нравственный опыт, умение осуществлять принятие морального выбора в различных жизненных ситуациях, способность адекватно оценить свои действия и их результаты.
Критериями проявления основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются:
· степень развития нравственного сознания и нравственных компетенций;
· проявление нравственных чувств и гуманных отношений;
· реализация нравственного поведения;
· степень развития рефлексии.
Процесс формирования нравственной культуры рассматривается как результат духовного развития личности и характеризуется уровнем усвоения моральных ценностей, участием человека в их создании. Нравственная культура проявляется в способности личности осознанно выполнять требования моральных норм, демонстрировать поведение, соответствующее личным убеждениям и общественным интересам. Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности.
О нравственной культуре человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Выделяют три уровня нравственной культуры.
Культура нравственного сознания, выражающаяся в знанииморальных требований общества, способности человека сознательно обосновать цели и средства деятельности.
Культура нравственных чувств, обеспечивающая внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннююготовность их реализации.
Культура поведения, посредством которой реализуютсяпоставленные и принятые нравственные цели превращаются в активную жизненную позицию.
В зависимости от зрелости этих специфических компонентов существует несколько уровней индивидуальной нравственной культуры:
- низкий уровень нравственной культуры, когда человек не обладает элементарными моральными знаниями и часто нарушает общепринятые нравственные нормы;
- «мозаичная культура», когда отрывистые моральные знания соседствуют с нравственными поступками, совершёнными под воздействием общественного мнения, традиций в семье и т.д.;
- рациональный тип нравственной культуры, характеризующийся чисто вербальным усвоением моральных норм без внутренней убеждённости в их правомерности и необходимости;
- эмоционально-экспрессивная культура, когда человек приобретает обострённое нравственное чувство добра и зла, справедливого и несправедливого, но ему не хватает знаний и чаще всего воли для их материализации;
- высокая зрелость нравственной культуры, когда глубокие и научно обоснованные знания находятся в единстве с богатством чувств и практическим действием.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2. – С. 120.
Опыт разработки концепции воспитания. – Ростов н/Д., 1993. - Ч.1. - С.30-31.
Разин А.В. Онтологические основы морали в сознании современного общества / А.В.Разин // Вестник Московского университета. - Серия 7. - Философия. - №4. - 2004. - С. 58-79.
Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – С. 13.
Доклад Национальной комиссии по образованию Великобритании, 1993.
Инструкции Министерства образования Франции, 1985.
Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – С. 30-31.
Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – С. 71.
Колобова Л.В. Методологические основы поликультурного образования: монография / Л.В. Колобова. – Челябинск: Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО, 2003. – С. 13.
Макинтаир А. После добродетели: Исследования теории морали / А.Макинтаир. - М.; Екатеринбург, 2000. - С. 33.
Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – С. 89.
Концепция развития этнокультурного образования в г. Москве. – С.1.
Голошумова Г.С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы.
Голошумова Г.С. Воспитание гуманистических представлений младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.С.Голошумова; Урал. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995.
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения.- М., 2002
Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. - С. 421.
Декларация Мехико по политике в области культуры, 1984. - С.78-79.
Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников / А.В.Шафрикова : автореф. дис. - Казань, 1998.
Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – С. 104-105.
Садыкова Л.Р. Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы.- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. – 2003. – № 1.
Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / Сб.науч. тр. под ред. О.С.Газмана. - М., Изд.АПН СССР, 1989. - С.5.
Колобова Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / Оренбургский госуд. ун-т. – Оренбург, 2006. – С. 16.
Русский гуманитарный Интернет-университет. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чепикова Л.В. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.В.Чепикова; Смоленск. гос. ун-т. – Смоленск, 2007. –C.5.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 2Заголовок 315