Читательские конференции как форма подготовки к ОГЭ по русскому языку


Читательские конференции как форма подготовки к ОГЭ по русскому языку. Методическое обоснование и сценарийИтоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку подготовка учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных проблем. Несмотря на то что на сегодняшний день педагогическое сообщество учителей-словесников накопило богатый методический опыт, преподаватели русского языка и литературы сталкиваются с определенными трудностями.
Существуют зарекомендовавшие себя методики подготовки к изложению, заданиям 2-14, что существенно облегчает работу учителей. Однако экзаменационные задания не ограничивается этими четырнадцатью. Выпускник 9 класса должен представить сочинение-рассуждение. Оно является важной частью государственной итоговой аттестации, без выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл. Напомним, что сочинение 15.1 должно быть написано на лингвистическую тему, формулировки, предлагаемые учащимся, как показывает опыт, пугают их, а потому чаще они останавливают свое внимание на двух других альтернативных заданиях.
Начав интенсивную подготовку к написанию сочинения, я пришла к выводу, что учащиеся нынешнего 9 класса все как один выбирают задание 15.3, в котором требуется представить рассуждение на морально-нравственную тему, подкрепив его двумя аргументами: первый должен быть приведен из предложенного текста, второй – из жизненного опыта. Практика показала, что последнего, к сожалению, у ребят немного, однако компенсируется это их богатым воображением, а потому сочинения на тему «бессердечие», «доброта» и подобные пишутся о старушках, поскользнувшихся на перекрестке, и котятах, выброшенных на улицу. Безусловно, внимание учащихся еще на первых порах подготовки к сочинению обращалось на то, что запретить привести подобного рода примеры никто не в праве, однако более выигрышными, достойными являются примеры, приведенные из художественной литературы. Но учащиеся редко обращаются к своему читательскому опыту по одной простой причине: их читательская компетентность оставляет желать лучшего.
Именно этот факт заставил меня задуматься, как можно приобрести его в максимально сжатые сроки? Ответ пришел из исследовательской работы по литературе одной из учениц этого же 9 класса, изучающей тему детства в современной литературе.
Обратившись к материалу этой работы, я пришла к выводу, что рассказы А. Битова, М. Кучерской, З. Прилепина, М. Веллера отвечают всем требованиям учителя, ведущего подготовку к написанию сочинения:
они малы по объему (в настоящее время, к сожалению, крупные тексты вызывают отторжение у молодежи)
они вызывают интерес, сильный эмоциональный отклик у учащихся, потому что в большинстве главными героями становятся дети или подростки
они поднимают разнообразные проблемы, относящиеся к категории морально-нравственных (доброта, честность, предательство, милосердие и др.)
Самой подходящей формой работы с данным материалом видится мне читательская конференция. Безусловно, часы, отведенные на освоение курса русского языка в 9 классе, не предполагают ее проведение, а потому данное образовательное мероприятие может проходить в рамках курса по подготовке к экзамену.
Ниже предложен проект читательской конференции, которая была проведена мною в этом учебном году.

Проект
проведения читательской конференции
«Тема детства в творчестве современных писателей»
учитель русского
языка и литературы первой
квалификационной категории
Зеленкова Е.В.
Рыбинск, 2017
Введение
Проводя в этом учебном году научное исследование по литературе, мы пришли к интересному выводу: современная литература, выражаясь словами Дмитрия Быкова, разрушает миф о безоблачном розовом детстве, утверждая, что это один из наиболее сложных и даже опасных периодов в жизни человека. Изначально нашей задумкой было обращение к помощи класса исключительно в целях анкетирования. Однако позже ряд учащихся изъявили познакомиться поближе с рассказами современных писателей.
Кроме того, в настоящее время каждый девятиклассник занят подготовкой в государственной итоговой аттестации. В третьей части экзамена по русскому языку учащимся предстоит написать сочинение. На сегодняшний день, как показали многочисленные тренировочные работы, большинство выбирает третье сочинение, где, рассуждая о природе того или иного понятия, ученикам необходимо привести два аргумента: один из предложенного текста, второй из жизненного опыта. Бесспорно, те тексты, с которыми довелось поработать нам, являются настоящим кладезем аргументов, так поднимают важнейшие морально-этические вопросы. Таким образом, нами было решено провести читательскую конференцию. Актуальность данного мероприятия очевидна. Форму данной работы назвать новой, конечно, нельзя, однако новым, безусловно, является тот материал, по которому была организована конференция.
Цели и задачи мероприятия:
образовательные – рассмотрение особенностей периода детства в произведениях современных прозаиков;
развивающие – развитие навыка характеристики героев, навыка выразительного чтения, навыка самооценки учащихся, развииме монологической речь, развитие умения ориентироваться в тексте художественного произведения;
воспитательные – способствование формированию системы личностных ценностей учащихся, активной гражданской позиции, читательского и эстетического вкуса.
Безусловно, часы, отведенные на освоение курса русского языка в 9 классе, не предполагают ее проведение, а потому данное образовательное мероприятие может проходить в рамках курса по подготовке к экзамену.
Нами были пройдены следующие этапы подготовки к читательской конференции:
- отбор художественных текстов (6-10 февраля)
- чтение классом рекомендованных произведений и выполнение индивидуальных заданий, разработка рабочей группой сценария конференции (10-24 февраля)
- проведение конференции, подведение итогов (28 февраля).
- рефлексия (1 марта)
Ход мероприятия
Организационный момент
Ведущий 1:
Эпиграфом к нашей читательской конференции мы выбрали слова известного педагога А. Сухомлинского: «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». Согласны ли вы с этим утверждением?
Ведущий 2:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Проведенное нами анкетирование показало, что большинство из вас разделяет взгляд на детство великого писателя.
Однако со словами классика вряд ли согласился бы известный литературовед и публицист Дмитрий Быков, составитель сборника рассказов о детстве современных писателей «Детский мир».
Ведущий 1:
Быков утверждает, что этот сборник «призван разрушить давнюю и опасную ложь о безмятежном рае детства». Вами были прочитаны некоторые рассказы из этой книги, давайте обсудим каждый из них.
Группа 1 «Белый квадрат» Захар ПрилепинВопросы для обсуждения:
- В чем особенность повествования данного произведения?
- Какие чувства испытывает повествователь, докажите, обратившись к конкретным примерам из текста.
- Какое значение имел описанный случай для дальнейшей судьбы героя?
- Можно ли утверждать, что взрослые причастны к случившейся трагедии?
Группа 2 «Незрелые ягоды крыжовника»
- От чьего лица ведется повествование? Чем можно объяснить такой выбор автора?
- Почему главная героиня названа «девочкой?»? Почему лишена имени?
- С какими трудностями встречается героиня?
- Какие эпизоды показались вам наиболее психологически напряженными? Какими средствами достигает автор такого эффекта?
Группа 3 Сергей Шаргунов «Жук»
- Охарактеризуйте главных героев рассказа?
- Почему героиня и ее бабушка не находят общий язык?
- Какой эпизод вы бы назвали кульминационным? Проанализируйте его.
- Что изменила поездка в жизни бабушки и внучки? Предположите, как будут выстраиваться их отношения далее?
Группа 4 «Завтраки 43-го»
- В чем композиционная особенность данного рассказа? Какой прием использует автор? Можно ли утверждать, что мотив узнавания является в рассказе сюжетообразующим?
- Охарактеризуйте героев рассказа
- Какое значение имеет привязка рассказа к конкретному году? Может ли данная ситуация повториться в наше время?
- Каков смысл заглавия рассказа?
Ведущий 1
Итак, мы обсудили ряд рассказов современных писателей. Как бы вы теперь ответили на вопрос, почему детство видится им как один из самых трудных периодов в жизни человека?
Ведущий 2
Попытаемся сформулировать те проблемы, с которыми встречается или может встретиться ребенок.
Ведущий 1
Мы работали лишь с некоторыми рассказами сборника, однако для подведения итого обратились ко всем текстам. Действительно, произведения, с которыми нам пришлось работать, оставляют скорее тяжелый осадок в душе читателя, заставляют задуматься о том, что детский опыт, действительно, многогранен, ребенок, оказывается иногда лицом к лицу с серьезными проблемами. Нами выделены следующие:
- невозможность высказать свои переживания, адекватно их передать (Т. Толстая, В. Пелевин)
- познание понятий предательства и жестокости, необходимость существовать в коллективе со строгой иерархией (А. Битов, М. Веллер, В. Аксенов)
- авторитаризм взрослых (М. Шаргунов)
- равнодушие взрослых / непонимание (З. Прилепин, Л. Петрушевская, М. Степнова, С. Шаргунов)
- сложность самоконтроля (Л. Петрушевская)
- переживание первой, как правило, несчастной, любви (М. Степнова)
Ведущий 2
Изменилось ли ваше представление о детстве после прочтения данных рассказов? (Обсуждение)
Слово учителя:
Действительно, ребята, тексты, с которыми мы познакомились на этой неделе затрагивают большое количество морально-этических проблем. Проживая каждый раз ту или иную ситуацию вместе с героями, мы в какой-то степени приобретаем жизненный опыт и, безусловно, обогащаем свой читательский опыт. А ведь именно к нему вас просят обращаться при написании сочинения 15.3 на экзамене. И я тоже прошу вас воспользоваться им, обратившись к вариантам 10 и 11 сборника по подготовке к итоговой аттестации. Вашим домашним заданием станет сочинение.
Библиография
Детский мир: рассказы / сост. Д. Быков, А. Портнов. – Москва: АСТ, 2015. – 432 с.
Бухина О. Когда я снова стану маленьким….Электронный ресурс http://literratura.org/issue_criticism/912-olga-buhina-kogda-ya-snova-stanu-malenkim.html#sel.
Шестакова Е.Ю. Концепция детства в русской классической литературе (первая половина XIX века и русское зарубежье начала ХХ века). Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-detstva-v-russkoy-klassicheskoy-literature-pervaya-polovina-xix-veka-i-russkoe-zarubezhie-nachala-hh-veka