Методический материал Как эффективнее развивать умения читать
Развитие умений читать на английском языке
Уровень речевого развития учащихся на родном языке позволяет уже на первом году обучения начать развитие у них умений озвучивать слова-предложения, этикетные реплики, односложные реплики, учебные тематические рифмовки, а затем переходить к традиционным аспектам обучения технике чтения, выразительному чтению и чтению как виду речевой деятельности.
Обучение технике чтения в начальной школе включает:
• обучение алфавиту и заучивание «алфавитных» детских стихов
• формирование зрительно-слуховых образов этикетных приветствий и прощаний типа “Hi, Nick! ”, “Hi, Kate! ”, односложных или двусложных предложений типа “Look left”, “Danger! ”, учебных тематических рифмовок
• приобретение навыков озвучивания транскрипционных знаков и чтение слов по их транскрипциям
• приобретение навыков интонационного оформления диалогических реплик, монологических высказываний
• формирование учебных умений использовать детские иллюстративные словари и вести свой словарик
По завершению начальной школы дети должны уметь:
• правильно читать слова, предложения, мини-тексты, входящие в изученный коммуникативно-речевой репертуар учебного общения
• ритмически правильно ставить фразовое и словесное ударение в изученных словах, словосочетаниях
• интонационно и фонетически правильно озвучивать незнакомый текст, построенный на знакомом текстовом и лексико-грамматическом материале
• читать выразительно пройденные материалы детского фольклора и поэтики
Обучение чтению как виду речевой деятельности в начальной школе включает развитие умений:
• понять содержание учебных диалогических текстов и коммуникативно приемлемо разыграть речевые роли в них
• понять содержание учебных тематических текстов и выполнить задания к ним
• понимать содержание аутентичных надписей-разрешений или запрещений в школе, библиотеке, на транспорте
• понимать содержание аутентичных математических задач, решение которых уже освоено на родном языке
• уяснить тексты-инструкции в детских книжках-раскрасках и книжках-самоделках и выполнить самоделки по ним
По завершении начальной школы дети должны уметь выполнять такие задания, как:
• прочитать описание предмета, его местонахождения или отличительных характеристик и найти его (напр., на рисунке, в классе)
• понять содержание задач, построенных на изученном лексико-грамматическом материале, и решить их
• догадаться о смысле пропущенных реплик в диалогическом клише и уметь правильно сделать речевые вставки в него
• сделать устные или письменные вставки в рассказ
• прочитать, как надо раскрасить картинку в альбоме для раскрашивания, и раскрасить ее
• прочитать инструкции для детей по выполнению самоделок из бумаги, пластилина и других материалов для детского творчества и сделать самоделки
• прочитать общественные надписи и сказать, что можно и чего нельзя делать в школе, парке, зоопарке
• проиллюстрировать с помощью рисунков или аппликаций содержание прочитанного текста
• прочитать инструкцию к детской игре, надписи на поле игры и уметь правильно в нее играть с партнером
• понять содержание тематического текста и ответить на вопросы учителя
• прочитать про себя содержание поздравительных открыток и выбрать те, которые можно послать друзьям к Новому году, Рождеству, Дню матери/отца и другим праздникам.
Виды упражнений:
• чтение букв, звуков, транскрипций
• сравнение чтения гласных в словах с разными типами слогов
• чтение коротких слов с одной и той же фонемой
• выбор и прочтение вслух рифмующихся слов
• чтение слов, словосочетаний, предложений; нанизывание слов сначала или с конца
I have got
I have got a bike
I have got a new bike
I have got a new green bike
I have got a new green bike and.
и т. д. до любого предела!
• интонационная разметка текста
• найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста
• прочитать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя
• подбор заголовков
• составить план текста с ключевыми словами
• догадка о значение слова, о тематике текста по заголовку
• ответить на вопросы по тексту, контроль понимания
• составить вопросы на уточнение (запросить дополнительную информацию)
• оценить степень достоверности текста (True, Falls)
• дать характеристику героям и событиям
• пересказать текст
• создать новый текст на основе прочитанного (стихи переделать в прозу)
Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.
- написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;
- нахождение пар букв (строчная и заглавная);
- вписывание недостающих; пропущенных букв;
- списывание – запись
-прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);
- конструирование слов из разрозненных букв;
-поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);- чтение текста с пропущенными буквами/словами и т.д.
Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.
б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.
Их можно использовать и при фонетической зарядке, и при введении новой лексики, и при повторении изученных слов, и при проведении соревнования на скорость и правильность прочтения материала.
Возможна игра на проверку знания лексических значений слов. Например, ученик получает несколько карточек с заданием, которое он выполняет самостоятельно, а потом объясняет, комментирует своё выполнение, решение или просто показывает свой результат. Это может быть и сильный, подготовленный ребёнок, если это первые уроки по теме, и слабый ребёнок, если лексика не является новой.
Карточки можно разместить на столе, на доске, в любом порядке или дать ребёнку в руки. Задания можно варьировать: выбрать те слова, которые относятся к определённой теме например: «Животные, которые живут в зоопарке», «Продукты питания», «Спортивные игры» найти "лишние" слова (из другой темы), выбрать то, что ты любишь или терпеть не можешь. Контроль выполнения задания также может быть различным. Учитель может попросить ребёнка прочитать выбранные слова, перевести карточки на русский язык, составить предложения с данными словами (например, ''l like ...'', ''l hate ....'', 'l'd like to visit .....'', 'l will buy ....'', ''l can play ....'' и т.д.).
в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.
Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм. Это упражнение преследует следующие цели:
а) увеличивает оперативную единицу восприятия текста;
б) развивает структурную антиципацию;
в) способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);
г) настраивает учащихся на чтение текста, т.к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание).
Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.
Shakespeare?
Shakespeare is a poet.
He is an English poet.
Shakespeare is a great English poet.
Walter Scott?
Walter Scott is a writer.
He is a Scottish writer.
He is a great Scottish writer and a poet.
Porridge?l hate porridge.
l hate porridge. lt is not tasty at all.
Как видно из примеров, синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.
г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.
Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т.е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.
Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т.к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.
Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи.
д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.
Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.
Процесс взаимосвязанного формирования навыков чтения и навыков чтения по транскрипции проходит в два этапа - этап формирования и этап совершенствования
1. Этап формирования
1.1. Имитация.
Учащиеся повторяют за диктором или учителем (сначала каждый по отдельности, затем хором) отдельные звуки. При этом учащиеся видят транскрипционные знаки звуков, которые они имитируют.
В этом случае карточки должны быть удобны для ладони, поэтому размер их 6 см х 11 см. Обязательно использую цвет. Красным цветом обозначаю гласные звуки, чёрным - те, чьё написание не расходится с произношением, зелёным - дифтонги.
Возможно, использовать несколько вариантов работы с ними. Например, работа в парах, когда ученики получают комплект карточек с изучаемыми звуками на парту и проверяют знания своего партнёра. При этом "сильный" ученик может помочь "слабому", а "слабый" обратиться за помощью к "сильному". Такой вид работы нравится подготовленным детям, т.к. они чувствуют свою необходимость в помощи учителю и одноклассникам. Учащимся со слаборазвитыми способностями легче усвоить знания вместе с помощником.
Возможен вариант соревнования, когда "сильные" дети получают комплект карточек и выходят к доске. Они показывают знаки классу по очереди, а остальные учащиеся по цепочке называют звуки тот, кто озвучивает карточку, верно, получает её. Тот, кто собрал большее количество карточек, объявляется победителем. Учитель в это время контролирует правильность произношения.
1.2. Дифференциация.
Учащиеся видят транскрипционные знаки английских звуков при выявлении их сходств и различий в произношении в сравнении с соответствующими русскими звуками; при объяснении особенностей артикуляции английских звуков; выполняют упражнения, направленные на дифференциацию схожих между собой транскрипционных знаков и дифференциацию знаков и схожих с ними букв.
Возможный вариант работы: "запрещённые звуки". Ученикам сообщается, что они должны озвучивать только английские значки, при показе русского звука в классе должна быть тишина. Русские знаки при этом не должны совпадать по написанию с английскими (например: [ж], [ш], [д], [ф] и т.д.).
1.3. Изолированная репродукция.
Учащиеся озвучивают транскрипционные знаки; читают знакомые слова и фразы с новыми звуками по транскрипции.
1.4. Комбинирование.
Учащиеся читают по транскрипции новый речевой материал.
ll этап. Совершенствование
На этом этапе учащиеся выполняют упражнения на формирование лексических и грамматических навыков с использованием транскрипции в качестве вспомогательного средства.
Упражнения для развития умения читать.
Для развития умения читать используются речевые упражнения, которые имеют специфику, диктуемую особенностями чтения как вида речевой деятельности. Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного.
а) Использование предтекстовой подготовки.
Цель этого упражнения: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путём привлечения имеющихся знаний; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, на заголовок, иллюстрации текста.
Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.
б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.
Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.
Виды упражнений:
а) найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;
б) определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;
в) выбрать предложения (из данных ), которые соответствуют содержанию рассказа;
г) определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа;
д) установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания.
в) Упражнения на содержательный поиск.
Для развития логического понимания, можно использовать содержательный поиск.
а) Найти предложения, подтверждающие ....
б) Найти то, что характеризует ......
в) Найти причины того, что .......
г) Найти те проблемы, которые волнуют .....
Основная задача - развивать логическое понимание.
г ) Упражнения на смысловой выбор.
К смысловому выбору относятся такие упражнения:
а) выбери подходящее заглавие из данных;
б) выбери по смыслу ответ из предложенных;
в) выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.
Основная задача этих упражнений - развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи - развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения. Упражнения на содержательный поиск и смысловой выбор в основном используются в более старших классах.
д) Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению
Каждый урок английского языка начинается с речевой зарядки. Под речевой зарядкой обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определённой тематике, а также является постановкой целей данного занятия. Но речевая зарядка может перерасти и в этап тренировки.
Речевая зарядка - упражнением в аудировании, упражнением в развитии диалогической речи, повторением домашнего задания.
Таким образом, процесс обучения - это процесс развития, он не может быть застывшим, постоянным, неизменным. В работе учителя всегда есть место для творчества. Он обязан идти вперёд, вместе со своими учениками.