Программа социально ориентированного воспитания «Путь к успеху. КТД как метод воспитания успешной личности»
ЗАЯВКА
НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Номинация Воспитательная работа
Тема авторской работы «Путь к успеху. КТД как метод воспитания успешной личности»
Ф. И.О. автора (полностью )Назарова Марина Альбертовна
Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом, включая организационно-правовую форму, муниципальное образование) Мунициапльное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Занимаемая должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала учитель истории и обществознания
Квалификационная категория I
Стаж работы автора в данной организации 8 лет
Общий педагогический стаж автора 15 лет
Контактный телефон: +7 950 752 05 25
E-mail m.nazaro2010@yandex.ru
Ф.И.О. руководителя образовательной организации (полностью) Пряхина Валентина Николаевна
Почтовый адрес организации 397350 Воронежская область, г. Поворино, ул. Народная, 64.
Контактный телефон8 (47376) 22954
E-mail povorino3@mail.ruНастоящим я выражаю свое согласие на публикацию представленных мною материалов в открытой печати и Интернете.
Подпись автора ________________/__Ф.И.О.___________/
Дата
«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»
Номинация
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тема
Программа социально ориентированного воспитания «Путь к успеху. КТД как метод воспитания успешной личности»
Назарова Марина Альбертовна – учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 3
Поворинского муниципального района Воронежской области
2015 год
Содержание.
Пояснительная записка
Введение
Актуальность программы
Новизна программы
Цели программы
Задачи программы
Механизм реализации программы
Условия реализации программы
Направления программы
Ожидаемые результаты.
Нормативно - правовая база.
Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.
Принципиальные основы коллективных творческих дел.
Организационные постулаты и методические идеи.
Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела.
Формы контроля.
Алгоритм проектирования творческого дела
Технологическая цепочка управленческих действий.
Педагогические условия при реализации КТД.
Виды, формы, структура коллективных творческих дел.
Пять условий педагогического успеха.
Содержание программы
Полученный результат
Литература
Программа воспитания составлена в соответствии с запросом общества, отраженным в федеральной целевой программе развития образования до 2020 года. Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность образования на протяжении жизни каждого человека. Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи. Поэтому системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался.
Стратегической целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Реализация государственной политики осуществляется по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.В настоящее время актуальность проблемы успешности возросла как никогда. Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, тем самым способствуя дальнейшему развитию гражданина России. Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.
Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.
406082562484002907665608330015633706146800Новизна в создании таких условий в классе , в которых ребёнок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик сверстники учителя социум. Со сменой парадигмы воспитания в современных условиях возникла необходимость переосмысления методики коллективной творческой деятельности. Суть этого переосмысления - в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике коллективное дело рассматривается как деятельность для помощи в развитии каждого воспитанника. Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах коллективно-творческого дела (КТД).
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества.
Цели:
обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики;
повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны
воспитание личности, умеющей взаимодействовать с другими людьми, обладающей гражданской позицией, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто её окружает;
помощь в адаптации к учебным условиям;
создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и развития каждого ребёнка.
Задачи :Создание благоприятного микроклимата для учащихся.
Всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, учащихся и родителей.
Воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умения соотносить их с делами коллектива, любви к родному краю, чувства патриотизма;
Формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств, стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Развитие самооценки и самоконтроля в соответствии с требованиями социума.
Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе через КТД как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.
Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе посредством использования КТД.
Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.
Формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в КТД в разновозрастных группах.
.Выявление потенциала лидеров.
Механизм реализации Программы.
Принцип построения программы – поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:
Развитие личности (5-7 классы).
Применение полученных навыков (8-9 классы).
Самореализация, саморегуляция (9-11 классы).
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразностиПредполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Условия реализации программы
Определение стратегии и тактики деятельности.
Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
Направления
Я-наука (познавательная деятельность)
Я-человек (проблемно-ценностное общение)
Я-культура (досугово-развлекательная деятельность)
Я-творчество (художественное творчество)
Я-общество (социальное творчество)
Я-здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность)
Ожидаемые результаты .Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия-включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере творчества.
Желание и стремление учащихся заниматься самопознанием, самовоспитанием, самообразованием, саморазвитием и самосовершенствованием.
Овладение учащимися методами самостоятельной работы.
Стремление учащихся к овладению культурного наследия.
Становление самостоятельной и самодостаточной личности, имеющей стремление к самореализации своего творческого потенциала.
Воспитание ученика, способного адекватно оценивать себя, свое окружение, поступки.
В процессе работы над собой выработка хороших привычек.
Умение работать над собой, совершенствовать свои личностные характеристики, развивать свои способности, регулировать свое состояние.
Понимание необходимости реалистичной позитивной самооценки и самопринятия.
Навык принятия самостоятельного решения.
Доброжелательное отношение к физическим недостаткам других людей.
Умение имитировать различные эмоциональные проявления.
Принятие различий между людьми, уважение особенностей их поведения.
Демонстрировать базовых навыков общения: умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор.
Умение критиковать, хвалить и принимать похвалу.
Умение аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями.
Навык отказа и противостояния групповому давлению.
Нормативно - правовая база:
Нормативно- правовой базой для разработки программы воспитательной работы «Дорога к успеху» являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Конвенция о правах ребенка;
Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №3»
Программа Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №3»
Локальные акты.
Коллективная творческая деятельность: подходы и технологии.
Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.
Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал “педагогика общей заботы”. Ее можно назвать “педагогика социального творчества” или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.
Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового общественного ценного опыта, которые в нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.
Каждое КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической гражданской заботе. Кроме того, это - т в о р ч е с к о е коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности- ведь оно частица жизни.
Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает , что делать, в чем и как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные “духовные ноги”.
Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Принципиальные основы коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела (далее - КТД) - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются:
• сочетание индивидуального и коллективного творчества;
• коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;
• ответственность каждого за результат общего дела;
• творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;
• самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров.
Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела:
• ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;
• разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;
• формирование потребности в личностном росте.
Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации КТД. Главные особенности планирования КТД:
• высокая мотивация и активность каждого участника;
• осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;
• стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в т. ч. и не принятых для реализации;
• признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;
• возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;
• учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;
• поступательное усложнение содержания.
Подведение итогов - это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых.
Анализируются ответы на такие вопросы, как: Чем обогатило тебя общее дело? Какие чувства и мысли вызвало? Что ты для себя решил? Что у нас удалось, что не получилось? Почему? Каковы причины успехов и неудач? Что можно исправить? Какова степень личного участия и вклада в общее творческое дело? Как развивались дружеские отношения и взгляды на содержание коллективного творческого дела? В каких формах продолжим освоение поднятой темы? и др. Формы контроля:
наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы, открытые мероприятия.
Алгоритм проектирования творческого дела:
1. Формирование "образа желаемого результата".
2. Соотнесение его с реальной ситуацией.
3. Определение способов достижения этого образа.
4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.
5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.
6. Внесение необходимых корректив.
Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:
• консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;
• актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;
• отбор специальной литературы, информации для конструирования
содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;
• конструирование модели системы подготовки и организации КТД;
• определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;
• осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;
• определение условий для оптимальной реализации проекта;
• составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;
• конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;
• прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;
• выработку четкой позиции на целевое управление.
Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.
Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Педагоги должны стараться найти дела интересные, современные, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят. В этих делах форма и содержание должны быть гармонированы. Существуют сотни и тысячи моделей творческих дел. У каждого свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей.
Предлагается целый «калейдоскоп» творческих дел для классадля урока и внеклассной деятельности:
Интеллектуально-познавательные дела, игры, акции
Праздники, фестивали, вечеринки
Театральные проекты, представления
Подвижные и спортивные игры
Лаборатория творчества
ЛепкодромЛучник (соревнования на меткость)
Маршрутная игра
Маскарад
Музей звуков
Мускул-шоу
Научная конференция
Народный артист
Новогодний концерт
Олимпиада знаний
Очумелые ручки
Олимпиада
Познай себя
Поэтический салон
Прайд-концерт
Прогулка в лес
Рассказ-эстафета
СтиходромСектор испытаний
Турнир знатоков
Театр моды
Театр теней
Трудовой десант
Уроки вежливости
Утренняя зарядка
Фабрика привычек
Фольклорный праздник
Фабрика звезд
Художественная мастерская
Центр культурных проектов
Центр ремесел
Цирк
Что? Где? Когда?
Час юмора
Школа выживания
Эрудит
Экспедиция за сказками
Ярмарка идей и полезных дел
Ярмарка забав
Педагогические условия при реализации КТД.
Активное включение учащихся в специально разработанные КТД, анализ результатов позволил выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе.
1. Педагог должен изменить свою позицию, отказаться от мелочной опеки. Для этого требуется:
обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям, инициативность, креативность и др.);
знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;
знание психологических особенностей учащихся начальной школы;
умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий; стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;
создание ситуации “успеха”;
освободить учащихся от давления авторитета учителя;
КТД должно быть личностно-значимым для каждого ученика.
Эффективность КТД определяется не только содержанием, но и формой. Игровые формы КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Виды, формы, структура коллективных творческих дел
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская). Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).
Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт"). Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета,коллективное планирование,общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы)
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики:
1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)
2 стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.
3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:
1. Что было хорошего, что удалось и почему?
2. Что не получилось и почему?
3. Что предлагаем на будущее?
Принципиальное значение имеет также их последовательность.
Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.
Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.
Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»
Пять условий педагогического успеха
Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?
1.Общая забота.
Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее. Говоря кратко, воспитывать- значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни- людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.
2.Единство уважения и товарищеской требовательности.
Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.
Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем- общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.
Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет “истинный авторитет” (по выражению А.Макаренко) взрослого.
3.Единство мыслей и действий, воли и чувств.
Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
4.Единый коллектив.
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.
Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников- взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив- старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
5.Творчество, а не шаблон.
Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия- незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
Дети не чувствуют себя (и не являются) объектами воспитания, когда они участвуют в творческом решении общих с воспитателями (другими взрослыми, своими родными) жизненно важных практических задач. КТД должны быть способом-общим и конкретным - товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытеснял их из педагогической практики.
Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем “детском” мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни- это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения.
Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Каждое дело - творчески, иначе- зачем?
Каждое дело - с пользой, иначе- зачем?
Каждое дело - людям, иначе- зачем?
Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.
Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
Содержание программы
Направление воспитательной работы Название КТД
(сквозные) Название КТД
(единовременные) Работа с родителями
Я – наука -Уроки знаний
-Проект ЗУБР («Знающий – Ученик – Большая – Радость )Занятие в «Лаборатории нерешённых проблем»
-Акция «Дневник, тетрадь – лицо ученика»
- О чём рассказывают улицы моего города»
- Как развивать свои способности
-Интеллектуальные марафоны
-Новый год у ворот
-Символы моей страны
-Секрет успешности
- Звёздные дороги
-Турнир смекалистых-Оформление классного уголка
-Выпуск классной газеты
-Знай ПДД
-Правила пожарной безопасности -«Эрудит – шоу», -«Поле чудес»;-«Аукцион»
-«Интеллектуальное казино АЗ И Я.»
-Брейн-ринг -«Сражение суперинтеллектуалов»
-Викторина -«Инициалы»
-«Исторические деньги»
-«Блеф-клуб»
-«Своя игра»
-КТД «Крестики – Нолики»
1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.
3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
4. Привлечение родителей к сотрудничеству.
5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
6. Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.
7. Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе.
Методика изучения взаимоотношений в системе “родители – ребенок” (анкетирование, опрос родителей, опрос детей, сочинения “Моя семья”, конкурс рисунков “Мы на отдыхе” и т. д.Я – человек - Каким я представляю свой класс
- Я и жизнь моего класса
- Проект «Автограф»
- Красота – везде желанный гость» (Заочная экскурсия по музеям- Диагностика успешности
-Диагностика воспитанности
- «Уважайте в себе и других человеческую личность» (кл.час)
-«Что мешает классу быть дружным коллективом?» (инсценировки)
- «О дружбе и друзьях»
- Проект «Тридцать зёрен»
- «Поступки-проступки. Ответственность, наказание» (В рамках юридической грамотности)
- «У памяти свои зарубки» (В рамках уроков мужества)
-Бойся равнодушных
-Давайте познакомимся
-Флешмоб « Улыбайтесь, люди!»
- «Я к вам пишу»
-КТД «Ромашка»
- Всё на земле от материнских рук (ко Дню матери)
-«Кадровый вопрос»- игры, развивающие навыки самопрезентации-Проект «Парад профессий»
-Съёмка видеороликов Я – культура - «Игра «Дома – в гостях»»
- «Конкурс «Милые подружки, золотистые веснушки»»
- «Посвящение в пятиклассники»
-«Конкурс чтецов»
- «Вечер «Преданья старины глубокой»
- «Рыцарский вечер «Вперед, мальчишки»
-«Фольклор народов России»
- «Подготовка к праздничному концерту, посвященному дню учителя, «Высокое признание»»
- «Новогодний праздник»
-«Акция «СМС без ошибок»»
- «Парад достижений класса «Вот и стали мы на год взрослей»
-Съёмка видеороликов Я - творчество - «Путешествие по школьной стране увлечений»
- «Конкурс осенних композиций «Роняет лес багряный свой убор»»
- «Спец выпуск газеты «Давайте жить дружно!»»
- «Конкурс сувениров ко дню матери»
- «Конкурс подарков Деду Морозу»
- «Беседа «5 Минут искусства : зимняя тематика в живописи и поэзии»
- «Поздравить спешим всех мужчин!»
- «Конкурс рисунков « Русская воинская доблесть и слава»
- «В рамках проекта «Автограф» - поэтический альманах «Неопытное перо»
- «Конкурсы рисунков «Каким мы нарисуем этот мир, в таком жить будем» - «Выпуск праздничной газеты, посвященной дню учителя»
- «В мастерской Деда Мороза : конкурс поделок»
-Съёмка видеороликов Я - общество - Акция «Приведи в порядок свою планету»
- Акция «БУНТ» (Большая Уборка Нашей Территории)
- Акция «Цвети, земля, цвети»
- Акция «Поклон» Социальный проект «Спасибо деду за Победу»
Анкетирование (Прил.1) Я - здоровье -«Знаки, которые спасают»
- Я утверждаю себя
-«Просто скажи „Нет“»-
(к Международному днюборьбы с наркоманией),
-«Путешествие по дорогам здоровья» — (к Всемирному дню здоровья),
-«Книга на службе
здоровья»,
- «Что нужно знать о витаминах»
-«Энциклопедия витаминов»
- «Активность – путь кдолголетию» (ко Днюфизкультурника) - Участие в спортивных кроссах и др. соревнованиях
-Смотри в оба (7 октября – Всемирный день зрения)
- «Школа безопасности»,- «В спортивном теле –здоровый дух»,- «По дороге к добромуздоровью,-„Пристрастия, уносящиежизнь“,
- «Витаминная страна»,- «Всевидящее око человека»,-«В гостях у гигиены икулинарии»
Результатом реализации данной программы является участие учеников старших классов в ученическом самоуправлении, активе школы, города и района. А также в профкомах ВУЗов, в которые они поступили по окончании школы, студенческом самоуправлении и молодёжном правительстве Воронежской области.
Приложение 1
Методика изучения удовлетворенности учащихся
школьной жизнью.
( Андреев А.А.)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
1. С каким настроением ты идешь в школу?
- с радостью
- равнодушен
- с предчувствием неприятностей
- скорей бы все это закончилось
1. Если происходят неприятности, от кого они чаще всего исходят:
- от учителя-предметника;
- от классного руководителя;
- от товарищей по классу;
- от администрации;
- другое;
1. Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:
- второй мамы;
- старшего товарища;
- контролера за успеваемостью и дисциплиной;
1. Каковы должны быть черты классного руководителя? (написать)
1. Какие отношения хотелось бы тебе установить с классным руководителем?
1. Чего не должен делать классный руководитель?
1. Какое чувство испытываешь ты к своему классному руководителю?
1. Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
- часто;
- редко;
- никогда;
1. Каковы причины конфликтов?
- плохой характер классного руководителя;
- плохой характер класса;
- внешние обстоятельства;
1. Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель…..). Ты ожидаешь, что, в этом случае классный руководитель:
- тебя защитит;
- сделает вид, что не заметил случившегося;
- будет защищать себя от упреков администрации;
- воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;
1. Ты считаешь, что твой класс
- сплочен и дружен;
- разбит на группы;
- каждый живет сам по себе;
1. Как часто проводятся мероприятия в твоем классе?
- часто;
- редко;
- не проводятся;
1. Каков характер классных мероприятий?
- Беседы об интересном и важном в жизни;
- Походы, экскурсии, поездки;
- Трудовые дела;
- Работа по успеваемости и дисциплине;
- Коллективные мероприятия с родителями;
- Другое;
1. Какие мероприятия запомнились тебе больше всего?
1. Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?
«Пословицы»
(методика С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, своей души не слышу.
а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пройти – не поле перейти.
1. а) бояться несчастья - и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
2. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
3. а) всяк сам своего дела кузнец;
б) бьется, как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
4. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
5. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - всё, а деньги – сор;
г) деньгам не повинуются.
6. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
7. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, ничего не знаю;
г) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
8. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь добра, то никому не делай зла.
9. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
10. а) ученье – свет, а неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
11. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
12. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь;4) а, в оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;
5) а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;
6) а, в – самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения;
7) а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;
8) а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;
9) а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;
11) а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;
12) а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;
13) а, в – значимость ученья, б, г - незначимость ученья;
14) а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;
15) а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Изучение эмоционально-психологического климата
(ЭПК)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Присутствовало на анкетировании:
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.
Устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в классе. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива"
В нашем классе всегда весело 4 3 2 1 0 Все ребята в общем-то добрые 4 3 2 1 0 Ребята в классе вежливые, воспитанные 4 3 2 1 0 Мы никогда не ссоримся 4 3 2 1 0 Мне в нашем классе хорошо, спокойно. 4 3 2 1 0 У нас все равны 4 3 2 1 0 Мы все сплоченные, все дела делаем вместе. 4 3 2 1 0 Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия 7* 4 =28 баллов.
Находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимают за 100%; вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом коллектива. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Реальный групповой индекс класса
Э=-------------------------------------------------------* 100%
Максимальный групповой индекс ЭПК класса
Оценочная шкала:
Уровень ЭПК Величина индекса в %
Очень высокий Более 80%
высокий 71-80%
Выше среднего 66-70%
средний 45-65%
Ниже среднего 40-44%
низкий Менее 40%
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой«Справочная книга школьного психолога»)Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 б 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
· низкий уровень – 0,1–0,45,
· ниже среднего – 0,46–0,55;
· средний уровень – 0,56–0,65;
· выше среднего – 0,66–0,75;
· высокий уровень – 0,76–1.
Литература
1.http://минобрнауки.рф/документы/2690/файл/1170/Госпрограмма_Развитие_образования_2.https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fmkoudodpion.ucoz.ru%2Fobedinenia%2Flider%2Fprogramma_lider.doc&name=programma_lider.doc&lang=ru&c=5641c869ad1a+
3.https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkoipkro.kostroma.ru%2Fchuhloma%Рабочая%20программа%20кружка%20Школа%20юного%20вожатого.pdf&page=17&lang=ru&c=5641bfe056cf4.http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/07/06/ktd5.http://festival.1september.ru/articles/314462/6.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/06/19/programma-vospitatelnoy-raboty-v-srednem-zvene-shkoly7.http://cdtor.ru/otdel-organizatsionno-massovoj-i-dosugovoj-deyatelnosti/metodicheskaya-kopilka/938-kollektivnoe-tvorcheskoe-delo8.http://irbey1.narod.ru/met1.htm9.http://pandia.ru/text/78/420/28594.php
. Архарова Л.И. « Сценарии праздников», Москва, Центр « Педагогический поиск», 2005
2. Гинзбург Ф.В. «Детский загородный лагерь», Ростов-на-Дону, « Феникс», 2005
Гальцова Е.А. «Спортивный серпантин», Волгоград, « Учитель», 2007
Воронова Е.А. « Здоровый образ жизни в современной школе», Ростов-на- Дону,
« Феникс», 2007
Дик Н.Ф. «Классные часы и родительские собрания», Ростов-на Дону, « Феникс», 2003
Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград, « Учитель»,2007
Пашнина В.М. « Праздник хорошего настроения», Ярославль, Академия развития, 2006
Савинова С.В. «Ах, лето!», Волгоград, «Учитель», 2003
Степанова Е.Н. «Калейдоскоп родительских собраний», Москва, « Сфера», 2003
Шин С.А. «Сценарии школьных праздников», Ростов-на-Дону, « Феникс», 2002
Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия», Москва, « Вако», 2005