Трудовое обучение как условие формирования социально зрелой личности школьника
Трудовое обучение как условие формирования
социально зрелой личности школьника
Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида ставит перед собой следующие цели:
Изучить динамическую структуру личности учащегося с целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности
Готовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, оказывать содействие процессу профессионального и личностного самоопределения.
Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыкам самопрезентации и уверенного поведения.
Всесторонне изучить профессиональные трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию.
Формировать трудовые навыки и умения, способствовать развитию творческих способностей детей.
Решить некоторые личностные проблемы учащихся как факторы, препятствующие правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Трудовая жизнь в годы детства, отрочества, юности – это одно из важнейших условий формирования социально зрелого человека. Уже в детские годы человек осознает, что только работа создает честь и достоинство личности, именно трудом выражает человек себя в коллективе, в обществе. Труд в наши дни глубоко вошел в школу, и наша задача сделать так, чтобы он глубоко вошел в души наших детей, стал смыслом жизни, источником вдохновения и радости.
На уроках швейного дела необходимо вести профориентационную работу, так как наши выпускники испытывают рад трудностей в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к определению некоторых профессиональных трудностей.
Ориентирование учеников в выборе профессии осуществляется в течение всех лет обучения. С этой целью на занятиях часто проводятся беседы о рабочих специальностях, особое внимание уделяется ориентированию девочек на профессии швейного цикла, знакомству с тенденциями их развития, особенностями их трудоустройства или поступления на учёбу в профтехучилища. Раскрывается значение труда в жизни человека, важность правильного выбора профессии, показывается не только красивая сторона выбранной специальности, но и ее теневые стороны. Иногда на занятиях вводятся элементы игры. Например, игра "Ателье «Улыбка!»". Свой класс представляем детским ателье, все девочки становятся кто закройщицей, кто приёмщицей, кто швеёй-мотористкой. В ателье заходит мама с дочкой (кукла) и их надо культурно обслужить, помочь выбрать ткань, предложить хороший фасон изделия, оформить заказ и т.д.
Необходимо вооружить наших детей всеми необходимыми профессиональными знаниями и умениями. И на занятиях я учу учеников, как работать с книгой, читать чертежи и выкройки, знать все условные обозначения. Ученики обязаны знать, свободно владеть инструментом и своими машинами. Для этих целей приходится специально разрабатывать карточки. На занятиях ученики получают карточки-задания, по которым они работают, изучая устройство машин, учатся выполнять их несложный ремонт, ухаживать за ними.
Одна из черт, присущая социально зрелому человеку, это способность творчески подойти к своему делу, к своей работе. В процессе работы педагога корригируются чувства воспитанников, активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представление. У учащихся формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость, улучшается способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются переживания, реакции становятся разнообразнее. Они овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умение создавать красивое. Поэтому много приходиться работать над развитием именно творческих способностей учащихся.
Каким образом можно пробудить творческие способности учениц? На занятиях я прибегаю к таким приёмам: начинаем изучать какую-либо тему, например, фартуки, учащимся дается задание придумать фасон фартука самим, нарисовать его, подобрать для него материал, описать фасон. Поначалу эти задания выполняются с большим трудом и с помощью учителя, но чем старше они становятся, тем лучше они справляются с этим заданием. Кроме этого, в этом направлении много уделяется внимания развитию самостоятельности, смекалки, наблюдательности. Приучаются работать самостоятельно воспитанники при составлении чертежей. Построение чертежей проходит в два этапа. Первый этап – построение чертежа в масштабе. В 5 классах это задание выполняется только с помощью учителя, а в 6 классе эту работу самые сильные ученики пытаются уже выполнить самостоятельно по тем технологическим картам, которые даются в учебниках, или которые составляю для детей я сама. Второй этап – это самостоятельное выполнение чертежа в натуральную величину. Вот эту работу девочки обязаны выполнить сами, но в 5-6 классах они все же прибегают к помощи учителя, а в дальнейшем эта работа выполняется вполне самостоятельно.
Одним из показателей социальной зрелости ученика является грамотная работа с материалом, знание всех его характеристик, свойств. Учащиеся должны научиться сравнивать материалы, обобщать их в одноименные группы, выделять главное и части. В нашем случае это необходимость досконального изучения всех свойств и видов ткани. Изучение ткани начинается прямо с 5 класса. Необходимо научить учеников определять вид ткани на ощупь, по переплетениям, по происхождению, по окраске. Для этого я составила целую коллекцию тканей, с которой учащиеся работают на протяжении всех лет обучения. Учащиеся на занятиях выполняют большое количество заданий, например:
подобрать ткани хлопчатобумажные, ткани набивные, ткани для платьев летних, платьев нарядных, ткани с тематическим рисунком и т.д.;
составить переплетение полотняное и подобрать ткани с этим переплетением;
составить картину из тканей шерстяных, или смешанных, или хлопчатобумажных и т.д.
Большое значение для наших детей имеет формирование сознательной трудовой дисциплины, и это одно из звеньев социально-зрелой личности. Предъявляются следующие требования: не допускать брака в работе, ответственно выполнять общественные поручения, не нарушать правила техники безопасности при работе, не допускать прогулов. С первых дней работы в мастерской задается определенный ритм работы. Учащиеся обязаны прийти в мастерскую за несколько минут до звонка. За это время они должны подготовиться к занятию: достать вещи, подготовить машину к работе, поутюжить спецодежду, приготовить инструмент. Необходимо добиваться, чтобы на самом занятии ни одна минута не прошла зря. Для каждого занятия отводится строго определенное время, и ученики учатся укладываться в этот распорядок. Учащийся должен работать в четком графике, все это им пригодится, когда они придут работать да предприятие, где от них потребуется выполнение техники безопасности при работе, соблюдение гигиены труда. Техника безопасности занимает в нашей работе не последнее место. Уже в 5 классе на первом занятии дети записывают в тетрадях правила поведения в мастерской, затем правила работы с ножницами, утюгом, иглой и со швейной машиной. Эта правила изучаются изо дня в день, из года в год.
Выполняя свою работу, человек должен знать, что он делает, какова последовательность работы, какова технология выполнения, каков будет конечный результат и определять, правильно ли он сделал свою работу, сравнить ее с эталоном-образцом. С этой целью я отвожу специальные занятия, где дети учатся составлять только план работы, изучают технологию пошива, учатся анализировать изделие, и только после этого могут девочки приступать к работе. А затем, после того как закончено задание, обязательно отводится время на анализ выполненной работы, который проходит по определенным параметрам.
Работая с нашими детьми, мы готовим их к работе на предприятии, но мы готовим их и к жизни в семье. Не все воспитанники выйдут из школы и пойдут работать на швейное производство, где закрепят полученные знания в повседневной работе. Некоторые выберут себе другие специальности, и многое из того, что они узнали в школе, просто забудется. И вот, чтобы этого не произошло, уже с 5 класса я веду определенную работу. Заводим первый альбом, в который на занятиях все годы вклеивают и вкладывают образцы изучаемых изделий, второй альбом, где выполняют все чертежи этих изделии в масштабе и с подробным описанием. Одна тетрадь с составленными планами пошива изделий и рисунками к ним. Вторая тетрадь - общая, где учащиеся с 5 класса пишут правила по уходу за одеждой, тканью, правила стирки всех видов ткани, правила утюжки изделий, простейшие поломки машины и правила их устранения и др. Уходя из школы, ученики забирают свои папки с тем, чтобы они служили им в дальнейшей жизни.
Очень важным является формирование у детей такою вида социально-бытовых умений и навыков, каким является деловое общение. Деловое общение способствует расширению и углублению знаний учащихся об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи, в целом повышению самостоятельности. Школьники испытывают затруднения при общении с окружающими. Речь детей бедна, запас слов ограничен. Вот поэтому очень важна работа по обогащению словарного запаса. На каждом уроке швейного дела отводятся несколько минут на словарную работу. Для этого я создала каталог словарных слов. Воспитанники учатся правильному произношению, составляют предложения со словарным словом, учатся правильно писать эти слова, составляют целые рассказы по заданным темам. У детей плохо развита инициатива в общении. В незнакомой обстановке они могут вообще отказаться от общения. И вот здесь на помощь приходит такой вид деятельности, как экскурсия. Например, я практикую экскурсии в магазин. В магазине промтоваров воспитанники знакомятся с ассортиментом товаров, учатся находить нужный товар, задают вопросы торговым работникам, изучают ценники, знакомятся с ценами. При выборе ткани они определяют мерки для своего размера, высчитывают, сколько необходимо заплатить за покупку и производят другие необходимые операции. Все это развивает у них умения общаться с окружающими,
В процессе трудового обучения устойчивый профессиональный интерес формируется тогда, когда развито чувство коллективизма, товарищества, дисциплины, умение выслушать учителя, товарищей, понять и запомнить их сообщения, умение направлять и задерживать внимание на изучаемом объекте. Коллектив воспитывает человека, воспитывает организационно-трудовые навыки и привычки, умение работать, не отвлекаясь и не мешая товарищу выполнять любое задание, преодолевать трудности, доводить работу до конца и в случае необходимости исправить работу. С этой целью я на своих занятиях применяю пооперационное разделение труда. Например, пошив изделий делится на несколько операций, каждый учащийся выполняет какую-то одну операцию. От того, как быстро и качественно он сделает свою работу, будет зависеть быстрота и качество работы последующих ребят. Все это способствует быстрому и качественному выполнению работы, воспитанники учатся умению работать вместе, развивается дух коллективизма, дух ответственного отношения к делу.
Таким образом, работа по воспитанию социально – зрелой личности в коррекционной школе многогранная, трудоемкая и нужная. И одна из ведущих ролей в этом процессе принадлежит трудовому обучению.