Коммуникативная компетентность преподавателя и проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов.
Коммуникативная компетентность преподавателя и проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов.
В сущности ведь для интеллигентного человека
дурно говорить можно было бы считать таким же
неприличием, как не уметь читать и писать,
и в деле образования и воспитания обучение
красноречию следовало бы считать неизбежным.
Чехов А. П. Хорошая новость
Процветание общества во многом зависит от культуры слова, а также от культуры мышления. Все наши мысли и слова – это сигналы клеткам организма действовать определенным образом. Поэтому дела наши напрямую связаны со словами и мыслями. Словом творю жизнь. И судьбу. «Вначале было слово». Недаром так велико значение молитв и проклятий в человеческой жизни. Ведь это энергия, которая никуда не исчезает, а только трансформируется из одного вида в другой. И впору задуматься, что приносим мы в этот мир с помощью дара речи: добро или зло, разрушение или созидание? Любая негативная эмоция отрицательно сказывается на нашем собственном здоровье и на «самочувствии» окружающего живого мира, так как передается по цепной реакции другим энергетическим системам.
Последнее время очень много говорится о том, что существенной чертой современного образования является его гуманитаризация. Чрезвычайно важно, чтобы у специалиста любой области деятельности было сформировано целостное видение в контексте науки и культуры. Гуманитарное мышление оказывается весьма продуктивным в естественнонаучной и технической областях, а гуманитарные знания вносят наибольший вклад в культурный облик специалиста.
Весь процесс воспитания, обучения в нашей жизни осуществляется посредством общения. Любая человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Выполняя свою основную работу, люди вынуждены что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, думать, анализировать, отвечать, обобщать. Общение выступает как условие познания людьми друг друга, как организация взаимодействия и формирование определенного эмоционального и поведенческого отклика на действительность. Поэтому оттого, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность востребована всеми профессиями, она обеспечивает человеку защищенность и адаптивность на рынке труда. Многим известны факты, когда человек, профессионал, замечательный специалист в своей области, не может передать свои знания, умения, опыт из-за отсутствия навыков межличностного общения. Эти навыки необходимо развивать и студентам, будущим специалистам. Педагог же в первую очередь должен обладать всеми коммуникативными навыками. Ведь очень часто значительная часть «педагогических просчетов» определяется не столько недостатками методической подготовки, сколько характером взаимоотношений педагога с учащимися, умением не просто передать знания, но оказать воздействие, используя определенные приемы.
Кроме того, существует понятие эффективной коммуникации, которое подразумевает не только достижение поставленной цели при общении, но и сохранение баланса отношений с собеседником. Ведь достигнуть цели можно давлением на человека, использованием авторитарных приемов, грубостью или откровенным хамством. Как правило, люди пасуют перед проявлением неограниченной власти и сопутствующей ей агрессивности. Такое речевое воздействие будет результативным, но неэффективным, так как не соблюден принцип вежливости, контакт не установлен и добрые отношения не сохранены.
Стоит отметить, что проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамичного общества – главная проблема образования. И одним из условий решения этой проблемы является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для построения эффективных межличностных взаимоотношений, для достижения взаимного понимания и взаимодействия. Речевая деятельность является средством, способом достижения неречевого результата, как и любая предметная деятельность.
Для преподавателя коммуникативная компетентность – это не только грамотная речь, т. е. владение литературным языком. Это, во-первых, умелое использование разных видов речевой педагогической деятельности: речевого управления интеллектуальной деятельностью студентов, стимулирующей (мотивация, привлечение внимания, постановка задачи, конечной цели), организующей (управление всей деятельностью учащихся, учебным процессом и процессом общения) и контролирующей речевой деятельности (обратная связь). А во-вторых, это набор личных коммуникативных качеств: умения размышлять, анализировать, давать оценку, высказывать мнение, убеждать, слушать, соблюдать правила речевого этикета. Все эти навыки становятся необходим условием успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности, ведь он эталон, образец, к которому должен стремиться любой студент, будущий специалист.
Коммуникативная культура личности, как и компетентность в общении не возникает на пустом месте, она формируется в деятельности, в профессиональ
·ной и жизненной практике.
Вот список умений, навыков и качеств личности, которыми, по мнению студентов, необходимо обладать педагогу для эффективной профессиональной деятельности:
Умение устанавливать контакт.
Умение собирать и правильно интерпретировать информацию.
Умение слушать и слышать.
Умение выровнять эмоциональное состояние свое и собеседника.
Внимательность.
Доброжелательность.
Заинтересованность.
Эмпатия.
Объективность.
Искренность.
Тактичность.
Гибкость.
Проницательность.
Интеллект.
Рефлексия.
Культура общения и эмоций.
Умение решать конфликтные ситуации.
Оптимизм.
Чувство юмора.
Открытость.
Активность.
Инициативность.
Умение изучать партнера, собеседника.
Вы видите, что понятие коммуникативной компетентности отражает практически все стороны человеческого общения. И получается, что нужны эти качества не только преподавателю (хотя ему в первую очередь), но специалисту любой области деятельности. Коммуникативная компетенция - один из важнейших факторов развития, формирования многих сторон личности. Поэтому все вышеперечисленные качества можно и нужно развивать у студентов на специально организованных тренингах совместно с психологом или преподавателем психологии. Здесь могут быть использованы такие методы и приемы работы, как психогимнастика, анализ личного опыта, групповая дискуссия, дебаты, наблюдение за коммуникативным поведением других, коммуникативные игры и упражнения, анализ и проигрывание ситуаций. Все это я использую на своих занятиях по культуре речи, но было бы интересно создать отдельный тренировочный курс совместно с психологом не только для студентов, но и для преподавателей.
Хочу привести высказывание одного выдающегося мыслителя Д. Морлея: «В речи имеют значение три вещи – кто говорит, как говорит, что говорит. Из этих трех вещей наименьшее значение имеет третья».
Можно морализировать и иронизировать по поводу этих строк, но в их истинности вряд ли стоит сомневаться. Идем от обратного: мы слушаем, что человек говорит лишь потому, что нам нравится, как он говорит. А уж потому, как он говорит, мы делаем вывод о том, кто с нами говорит.
А теперь вернемся к проблемам, с которыми мы сталкиваемся при формировании коммуникативных компетенций у студентов.
Безусловно, для овладения всеми навыками эффективного речевого взаимодействия необходима вполне сформированная языковая компетенция, то есть знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования. Это необходимое условие владения языком, предпосылка, которая не может быть использована, если не сформирована.
Сегодняшний опыт работы со студентами позволяет сделать вывод о том, что у студентов, которые к нам приходят, не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Экзаменационная практика показывает, что студенты не умеют структурно-композиционно строить как письменное, так и устное монологическое высказывание, затрудняются сформулировать определение понятия, не владеют достаточной аргументацией суждений, имеют крайне бедный словарный запас.
Студенты первого курса не умеют высказывать свои мысли, вести дискуссию, логически перерабатывать информацию, не умеют вступать в коммуникацию в необходимых им сферах общения.
Снижение грамотности и общей речевой культуры связано с ускорением темпа жизни, компьютеризацией, обилием информации, которые не позволяют бережно и вдумчиво относиться к слову, находить время на чтение и размышление, не говоря уже о ведении личных записей. Но задача педагога – находить оптимальные способы решения проблем обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения не дает стимула к развитию мышления, решению проблем. Я считаю, что для качественной подготовки специалистов необходимо развивать и тренировать языковые навыки, использовать на занятиях проигрывание ситуаций (лучше нестереотипных), проблемные игры.
В последние десятилетия в центре внимания методики преподавания русского языка стоят вопросы обучения студентов научному стилю речи и языку специальности, необходимых для овладения профессией. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов невозможно без овладения письменными (аннотация, эссе, рецензия, резюме текстов и др.) и устными (доклад, защита курсовой или дипломной работы, профессиональная беседа, дискуссия, деловые и личные переговоры и др.) жанрами научного стиля.
В результате обучения научной речи студенты должны овладеть следующими умениями:
кратко формулировать свои мысли по затронутому вопросу или проблеме;
давать критическую оценку прослушанному сообщению на научные темы;
принимать участие в дискуссии по докладу или сообщению;
продуцировать устно или письменно типовые научные тексты.
Подводя итог вышесказанному, напомним, что компетентность в общении является определяющим фактором становления общей профессиональной компетентности специалиста, а педагога в решающей степени. И кому, как не нам с вами, решать проблемы формирования коммуникативных компетенций у студентов, начиная, безусловно, с самих себя.
15