САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЛогинова Елена Вячеславовна, воспитатель первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ№15» структурного подразделения «Детский сад»
Шиврина Елена Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ№15» структурного подразделения «Детский сад»

Одной из доминирующих задач при организации работы с дошкольниками в  соответствии с ФГОС дошкольного образования является формирования активной, самостоятельной, творческой личности Исследования психологов (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн) доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. Своевременное развитие самостоятельности дошкольников расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в ситуацию школьного обучения.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной, изобразительной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевою аспекта самостоятельности и т.д. Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно.
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.
Самостоятельную изобразительную деятельность можно противопоставить изобразительной деятельности детей на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.(4 , 140)
В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка
развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей
•она возникает по инициативе детей;
•ребёнок сам определяет цель;
•сам находит средства для её воплощения;
•планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
•в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. (2,124)
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
совокупность средств, знаний и умений;
побуждение к действию.
Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной установкой.
По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность – это человек:
– существующий отдельно от других, независимый;
– решительный, обладающий собственной инициативой;
– выполняемый действие без помощи. (9 ,76)
Леонтьев А.Н. понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию.( 2, 132)
Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. (3, 63)
Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В. – приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь «цель-результат» – вот их основные факторы, определяющие самостоятельность. Самостоятельность – постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание. Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности.(9 , 117)
Таким образом, можно сделать вывод что самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других». (5, 51)
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Рисование - сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями(8, 45)
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
В детском саду для самостоятельной изобразительной деятельности используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого- либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.(6,174)
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.( 6, 198)
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: праздников, развлечений, знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Например, прослушав Осеннюю песню П. Чайковского, дети захотели сочинить мелодию к словам Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль. Они старались передать настроение грусти и сожаления о том, что лето уже прошло. Рассматривая картины с изображением природы в различное время года, дети узнают, чем отличается каждая из них, и выбирают те, которые больше понравились. В групповой комнате должно быть место, где ребенок может рассматривать понравившиеся ему картины, рисунки. Тогда и в самостоятельном творчестве он под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна), сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т.д.). Значительно обогащает самостоятельную художественную деятельность детей литература, в частности стихи классиков, советских авторов и сказки. Дети цитируют знакомые стихи при рассматривании игрушек, картинок и иллюстраций в книге.
Праздничные утренники и развлечения, сценарии которых тщательно продумываются воспитателем и музыкальным руководителем,— всегда волнующее событие для каждого ребенка. Активное участие в них тоже находит отражение в самостоятельной детской деятельности. Вскоре после праздника или интересного развлечения дети в своих играх в, собственной интерпретации передают то, что особенно им понравилось (песенки, стихи, танцы), ребята стараются повторить и оформление (снежинки, флажки, цветы и т. д.). Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Так, дети средней группы играют с игрушками, устраивая праздник для них. Они поют песенки, танцуют. При этом наиболее активно проявляют себя два-три ребенка, остальные чаще всего являются слушателями, зрителями. Дети старшей и подготовительной к школе групп гораздо активнее. Они сами распределяют роли, показывают друг другу различные элементы танцев. Программа праздника или развлечения сначала обсуждается несколькими детьми. Номера весьма разнообразны. Иногда ребята включают целые сценки из кукольного спектакля. В таких показах способности отдельных детей проявляются наиболее ярко и разносторонне. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком.
Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы (краски, бумага, пастель и др.), музыкальные инструменты, настолько-печатные игры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями. Необходимо также иметь некоторые технические средства, например проигрыватель, радио и т. п. Это позволит ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске. Хорошо оборудованная зона изобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью; изображают музыкальное занятие — поют, танцуют с куклами или показывают движения своим товарищам. Ребята сами создают условия, необходимые для данной игры: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д. Итак, самоорганизация детей приобретает в основном две формы — сюжетно-ролевой игры и упражнений, которые чаще всего имеют индивидуальный характер (самообучение). Эти формы идут параллельно, они имеют место в каждой возрастной группе. Форма упражнений более характерна для старшей и подготовительной к школе групп, так как дети, критически относясь к своим рисункам, лепке, а также музыкальным действиям, хотят научиться лучше рисовать, танцевать, петь, рассказывать, читать стихи. Иногда в самостоятельной художественной деятельности они обращаются за помощью к воспитателю, но, как правило, индивидуально занимаются тем, что им больше нравится.
Приобщению детей к разным видам художественной самостоятельной деятельности способствует косвенное руководство воспитателя. В течение дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети, любящие рисовать, лепить, делать аппликации. Живо переговариваясь, они рассказывают друг другу о своих замыслах, рассматривают, что получается у каждого. К ним подходят другие и тоже с интересом наблюдают. Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, радуется вместе с ними, например результатам лепки, делает некоторые указания. Он просит детей встать и рассмотреть лепку с разных позиций (спереди, сбоку, сзади). Поворачивая фигурку, ребенок замечает характер силуэта. Некоторые дети рисуют за столиком, за мольбертом. Чтобы они не переутомлялись, воспитатель предлагает им выполнить сначала какую-либо часть композиции. Продолжать такую работу можно в течение нескольких дней. Наблюдения показывают, что самостоятельной художественной деятельностью занимаются не все дети, некоторые предпочитают игры с крупным строительным материалом или труд в уголке природы, уход за животными и т. д. Однако желательно, чтобы в течение года все дети заинтересовались художественной деятельностью и выбрали какой-либо ее вид, соответствующий их увлечениям и склонностям.
На занятиях и вне их дети пробуют свои силы в разных видах художественной деятельности, совершенствуя умения и проявляя при этом более или менее устойчивый интерес. Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы; уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах художественной деятельности, уметь действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения. Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит свое отражение в их рисунках, лепке, рассказах, песенном, танцевальном, игровом творчестве. Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных спектаклей, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят по телевидению или слушают по радио дома, а затем изображают по-своему. Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец или мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика, в пении — услышанные новые мелодии, в разговорах —: рассказы об увиденном. Дети очень эмоционально передают все, что видели сами. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. Все сказанное свидетельствует о необходимости всестороннего развития ребенка не только в детском саду, но и дома. Самостоятельная художественная деятельность в группе, одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, разнообразных художественных впечатлений, которые дети получили результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует же по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто, но собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер пою руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам. Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед, за чем выполнять. Воспитатель должен быть ютов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя. Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления . Воспитателю необходимо учитывать это намечая содержание занятии, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ. Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала. Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности. Процесс создания рисунка предполагает установление постоянных и очень тонких связей между рисующим и предметом изображения, между рисующим и рисунком, между всеми элементами натуры и рисунка. Эти связи устанавливаются знанием всею процесса рисования - способов рисования, сторон процесса рисования, принципов рисования и решения учебных задач. Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий. Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующею оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти). На занятиях по рисованию основная задача учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.). Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры. Изображение природы, груда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение: используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени, найти наиболее выразительный. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа. Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к ею творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей. Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день. Таким образом, создание изложенных выше условий развития у детей изобразительных способностей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детскою сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. "Самостоятельность" - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности. В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, ленки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство. Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если, но все хотят заниматься и изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах. Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Литература
Беликова, М.М. Эстетическое воспитание детей на занятиях изобразительной деятельностью.//Дошк. воспитание, 1981, №4.
Воспитываем дошкольников самостоятельными. // Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.
Година, Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с 83 -111.
Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебник для студ. сред. пед. заведений.-М.: / Академия/,1999.272с.
Гуськова, Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990.
Лыкова, И.Л. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лег /Цветные ладошки//, - М.: /Карапуз-дидактика//, 2007. - 144 с.
Мухина, B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова,-М., 1980.
Программа воспитания и обучения в детском саду.//автор М. Васильева.,1987.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Ветлугиной Н.А.. М.,1980.