ИКТ — компетентность педагогов как необходимое условие внедрения ФГОС.


1. ИКТ - компетентность педагогов
как необходимое условие внедрения ФГОС.
2. «…если все учителя – предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи». В.А.Болотов.
Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы, а информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя.
3. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, электронные учебные пособия, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Задача формирования и развития ИКТ - компетентности педагогов стоит на всех уровнях системы педагогического образования. В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ - компетентности, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.
4. Отрадно, что и педагоги это тоже понимают. Анкетирование «ИКТ-активность педагога», проведенное в нашем образовательном учреждении показало, что 100% педагогов коллектива испытывают потребность в повышении уровня владения ИК - технологиями.
5, 6. Среди причин личной заинтересованности педагогов следующие: эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе; желание соответствовать статусу современного учителя; переход на новый уровень педагогического мастерства, развитие информационных технологий. Что же должен знать и уметь современный учитель в области ИКТ - технологий?
Информационно-коммуникационная компетентность учителя - это совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения информационным технологиям, а также готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности.
7. Выделяют три уровня владения ИКТ - компетенциями:
I уровень (базовый) – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК - технологий общего назначения;
II уровень (технологический, предметно-ориентированный) – освоение ИКТ и внедрение в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
III уровень (психолого-педагогический, методический, творческий) – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.
Как же вывести учителя на второй, а в идеале на третий уровень?
Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому коллективу, повысить имеющийся уровень информационно-коммуникационной компетентности коллектива, то обучение необходимо организовать в стенах родной школы. Процесс обучения, на наш взгляд, может быть представлен несколькими этапами.
8. На первом этапе происходит повышение формирование и развитие базовой ИКТ - компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
9. Второй этап связан с подготовкой наставника обучения, который должен обладать организационно-управленческой ИК - компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Позицию наставника может занимать методист, руководитель методического объединения, завуч, выполняющий методическую функцию. В нашей школе в эту группу входят, прежде всего, учителя информатики, и педагоги, владеющие технологиями на достаточном уровне.
10. На третьем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ - компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета.
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ - компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
11. О присвоении учителю информационной компетентности можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае, следующие особенности:
• внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;
• использование готовых мультимедиа - программ в учебном процессе, образовательных ресурсов Интернет, в том числе ЦОР единой коллекции (ЕКЦОР), внедрение ИКТ и ресурсы сети Интернет в различные этапы традиционного урока;
12.• общение в сетевых сообществах, пользование социальными сервисами;
• создание и использование в учебном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов.
• применение новых технологических решений в учебном процессе: телеконференции, видеоконференции, цифровые, интерактивные доски и др.
Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.
13. «…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Председатель директоров Intel Крейг Баррет.
 14.