Урок математики по теме «Понятие об арифметической задаче». 1 класс
Технологическая карта урока «Понятие об арифметической задаче». 1 класс
Программа «Начальная школа ХХI века»
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
знакомство с задачей и ее составными частями
Задачи:
образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о структуре задачи; ввести понятия «условие», «вопрос»
развивающие: развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы
здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Ресурсы:
учебник «Математика. 1кл.» В.Н Рудницкая ,Тетрадь №2 с.13
Методическое пособие «Математика: 1 класс»
Музыкальные электронные физминутки
Презентация
Математические веера, карточки цифр, магнитные цифры
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, парная
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Планируемые результаты (УУД)
I этап. Мотивация к учебной деятельности. 3мин.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
-Здравствуйте!
Айгерим:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь училдись мы немного.
Иван:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем наш урок
Руки?На месте
Ноги?На месте
Локти?У края!
Спина?Прямая!
Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.
Расскажите правила поведения на уроке.
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность.
II этап. Актуализация знаний. 8мин.
Цель:
1) подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Работать с информацией, представленной на рисунке, с целью поиска и выделения необходимой информации;
Дети с закрытыми глазами на ощупь узнают цифру семь.
Организовать фронтальную работу Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
-Сегодня я приглашаю вас в сказку. Путешествие по сказке будем выполнять различные задания. За правильно выполненные задания наша волшебная яблоня будет пополняться яблочками. Слайд 1
Каллиграфическая минутка.
Слайд 2, 3
Но чтобы попасть в неё нам необходимо угадать, какая цифра спряталась в тридевятом царстве. (Закрытыми глазами, на ощупь)
-Назовите пословицы и поговорки, в которых встречается число 7.
Устная разминка. Слайд 4
-В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван – царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это выполнив первое задание.
1.-Покажите соседей числа 8
-Покажите соседей числа 5 и 2
- Назовите предыдущее число числа 6
-Назовите число, следующее за числом 4
- Иван-царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Нужно сразиться со Змеем! Нужно победить все три головы Змея.
2. Как называются фигуры, расположенные на доске? По какому признаку можно сгруппировать фигуры?
3.- Чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно сосчитать примеры.
Работа в паре
(веер)(Работаем в паре, помогаем друг другу. Результаты пишем поочерёдно: 2 столбика)
4+2=д 8-6=ч
3-3=а 3+4=а
5-1=а 4+5=з
-Проверим. Молодцы! Вы победили Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана-царевича. Но сундук заперт тремя замками. А замки непростые. Они откроются, если мы Слайд 7,8
расположим ответы в порядке убывания (9,7,6,4,2,0). Теперь мы можем узнать тему нашего урока. --Что получилось? (Задача).
-Что такое задача хотите узнать?
На доске: карточка ЗАДАЧА
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
III этап. Изучение нового материала. 8 мин
Цель:
1)Ввести понятия « условие» и «ответ» Отличие условия от вопроса.
2) учить выполнять поиск условия и ставить вопросы к задаче
Работать с информацией, представленной в учебнике.
Зад 1.
Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ
Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.
Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.
Веселая физкультминутка поможет повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время урока.
Организовать работу по учебнику
Организовать работу в тетради.
Оценивать правильность выполнения задания.
-Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»?
-Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от обычной истории).
- Сформулируйте тему урока? ( «Что такое задача» («Понятие об арифметической задаче). Слайд 9
-А теперь Иван-царевич попал в дремучий лес. Слайд 10
-Послушайте предложение: В саду росло 5 цветов, 2 сорвали.
-Это задача? Почему?
Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.
Физкультминутка
– Послушайте следующий вопрос. (Чего больше яблок или вишен?)
Это задача? (Нет).
- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно.
-Значит в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.
Вывод 2. В задаче должен быть вопрос и условие.
- Послушайте следующее предложение. (В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)
- Это задача? (нет). – Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).
-Какой вывод сделаем?
Вывод: условие и вопрос в задаче связаны по смыслу.
И сейчас мы с вами будем учиться находить в задачах условие и вопрос. Не забывайте при ответах объяснять свой выбор.
Физминутка. 3 мин
- На доске: карточка ВОПРОС
(работа по учебнику с.66 № 1)
-Послушайте и определите, какое из двух предложений содержит вопрос?
- То, о чём спрашивают в задаче называется вопросом задачи.
Математематический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.
(Сколько грибов нашли дети? )
- Что вы узнали из первого предложения? (Дима нашёл 7 грибов, а Катя 3 гриба.)
- Здесь надо что-нибудь находить или всё нам известно? (Здесь всё известно.)
- Часть задачи, в которой всё известно называют условием задачи.
На доске: карточка УСЛОВИЕ
-Сколько карточек в задании №2 ?
-Найдите карточку с задачей
-Прочитайте только условие первой задачи; вопрос первой задачи.
-Так из каких частей состоит задача- Кто был внимательным и может повторить?
Личностные УУД
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
(Коммуникативные УУД)
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
IV этап. Закрепление изученного. 5мин.
Цель:
закрепить умение отличать условие задачи от вопроса
умение работать в группе
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.
Взаимоконтроль.
Слайд 11
-Итак, меч в руках Ивана, путь в царство Кощея свободен. Но вот Царевич попал на распутье. На придорожном камне написана задача, да не полностью. Нужно дополнить задачу по рисунку.
Работа в паре 5 мин
С. 66 №3
-Прочитайте условие задачи
-Прочитайте вопрос
Гимнастика для глаз
Слайд 11
-А на дороге числа записаны рядами. Назовите следующее при счёте число.
Рабочая тетрадь с.13 №1
-установить соответствие между условием и вопросом. Подумайте, что для этого нам надо сделать
В задании № 2 рассмотрите рисунок.
-Сколько рыбок поймал Юра, А Рома.
-Сколько всего рыбы поймали мальчики
-Дополните текст задачи числами и запишите решение.
Взаимопроверка
Слайд 16, 17
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Коммуникативные УУД
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. 3 мин
Цель:
1) подвести итог проделанной работе на уроке.
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Расскажите по схеме чему научились на уроке.
- Новые знания мне пригодятся
Волшебная яблоня.
15