ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

И.А.Просандеева,
учитель математики высшей категории МОУ «Лицей г.Черемхово»

Теоретические основы использования
проектно-исследовательской деятельности
в образовательном процессе по математике


Если учащийся не переживает радости поиска и находок,
не ощущает живого процесса становления идей,
то ему редко удается достичь ясного понимания
всех обстоятельств, которые позволили избрать
именно этот, а не какой-нибудь другой путь.
(А.Эйнштейн)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не отставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежат сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ прагматик, психолог и педагог. Идея Дж. Дьюи заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы называли метод проектов – «наш метод школьной работы».
В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, драматизации, разного рода развлечения и т.д.);
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей средой и общественной жизнью;
«повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, художественной и т.д.;
«конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта.
На рубеже 1910-1920-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история полная драматизма. К сожалению, с годами метод проектов, т.е. способ познания, был, как это часто водится в практике преподавания, подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности. Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Поэтому так важно не смешивать понятия «проект как результат деятельности» (определенное ее оформление) и «проект как метод познавательной деятельности».

Основные требования к проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
Необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно , как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образам, проект требует на завершающем этапе презентации свего продукта.
То есть проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование(планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Классификация проектов по деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов при этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, видеофильмы ит.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Будет ли заключен договор или разрешен конфликт?

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (по предметно-содержательной области) можно выделить два типа:
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Проводятся в рамках классно-урочной деятельности, где руководителем может быть учитель-предметник.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
внуриклассными;
внутришкольными;
региональными;
межрегиональными;
международными.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Недельные проекты.
Годичные проекты.
Метод проектов всегда ориентирован на самос
·тоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого времени.
Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические знания на практике. Вся проблема приобретает контуры проектной исследовательской деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; развитие критического мышления, умение исследовательской, творческой деятельности.
Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником на доступном уровне, и таким образом при совместной дальнейшей работе все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений, из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема – то она реализуется в конкретном ее решении с сознанием практической значимости, если практическая – представляется конкретный результат, готовый к внедрению.
Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя основную проблему, а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом, что им может потребоваться для успешной работы. Учитель должен продумать весь ход работы над проектом, но при этом учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях это тематика может выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов и способностей учащихся, в других тематика проектов может предлагаться самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, презентация, компьютерная газета и т. п.).
Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. Метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствует следующим положениям:
роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;
знания, основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике;
изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания;
обучение математики в школе (и особенно в лицее) должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагогические исследования, тактично и незаметно для учащихся организующие и реализующие процесс познания и воспитания.
Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученные знаний самостоятельно. Организация и проведение макро-проектов требует обоснованного и разумного подхода. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.

Последовательность работы над проектом

№ п/п
Этапы работы над
проектом
Содержание работы
на данном этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1.
Подготовка
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы
Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2.
Планирование
а) Определение источников информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся

3.
Исследование
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4.
Формулирование результатов и/или выводов
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект
Консультирует учащихся

5.
Защита проекта
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

6.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15