Рабочая программа Основы проектно-исследовательской деятельности, 6 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО:____________________ УТВЕРЖДАЮ:_____________________
Зам.директора по УР: Коноплева С.Ю. Директор школы: И.Д. Шахова
____________________________________ Приказ № 219-пр от 01.09.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: Основы проектно-исследовательской деятельности
Учебный год:2016 -2017 г.
Класс: 6
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Автор-составитель:
педагог-психолог
Фурина Ольга Васильевна,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана МАОУ «Комсомольская СОШ» в 5б классе (2015-2016 уч.год), 6б классе (2016-2017 учебный год), в 7б классе (2017-2018 уч.год), в 8б классе (2018-2019 уч.год), в 9б классе (2019-2020 уч.год). Программа рассчитана на 34 часа каждого учебного года.
Цель программы- трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
Развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа ««Основы проектно-исследовательской деятельности» является модифицированной, за ее основу взята «Программа исследовательского обучения школьников» А.И.Савенкова (доктор педагогических и психологических наук) и состоит из трех направлений:
тренинг исследовательских способностей;
самостоятельная исследовательская практика;
мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно знания, умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Пройдя первый круг в первой и второй четвертях пятого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям в следующих классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться и расширяться от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает от класса к классу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.
Мониторинг исследовательской деятельности
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Обучающийся должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому_либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устнойи письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина,следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п Тема урока Виды деятельности
(элементы содержания, контроль) Планируемые результаты или характеристика деятельности Примечание
Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (18 часов)
1 Основные требования к исследованию.
Познавательная беседа,
практические задания
презентация исследовательских работ учащихся
Знаниеосновных требований к исследованию (цель, задачи, гипотеза, план, библиография). Развитие
способностей, необходимых в исследовательском поиске. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности,
выполнять учебные действия.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания. Формирование стартовой мотивации к изучению нового 2 Что меня интересует? Познавательная беседа,
практические задания Изучение познавательных интересов, составление памятки «Как выбрать тему исследования».
Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания. Формирование стартовой мотивации к изучению нового,
интерес к новому содержанию и новым способам познания
3 Тема, предмет, объект исследования. Познавательная беседа,
практические задания,
работа в группах Классификация тем, общие направления исследований, проблематика возможных исследований. Предмет и объект исследования.
Коммуникативные:
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности, планировать свои действия.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Положительное отношение к исследовательской деятельности, понимание ее необходимости
4 Формулировка цели, задач и гипотезы исследования. Познавательная беседа,
работа в группах Выполнение практических заданий на формулировку целей, задач, продуцирование гипотез.
Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности, планировать свои действия.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения. Положительное отношение к исследовательской деятельности, понимание ее необходимости
5 Развитие умения видеть проблемы. Познавательная беседа, практические задания,
работа в группах Развитие речи, умения видеть проблему. Практические задания на выявление проблемы..Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли,
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения. Интерес к новому содержанию и новым способам познания
6-9 Работа над проектной задачей. Познавательная беседа, практические задания,
работа в группах Этапы работы над проектной задачей.Обучение методам творческого решения проектных задач.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
планировать свои действия.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Интерес к новому содержанию и новым способам познания 10 Проект? Проект!
Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Владениеприёмами работы с информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);
соотношение между собой этапов проектирования;
роль научных исследований в нашей жизни. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания. Формирование стартовой мотивации к изучению нового,
интерес к новому содержанию и новым способам познания
11 Обучение анкетированию, социальному опросу.
Познавательная беседа, практические задания,
работа в группах
Составление анкет, опросов, проведение анкетирования, анализ результатов. Коммуникативные:
задавать вопросы, обращаться за помощью.
Регулятивные: выполнять учебные действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Формирование устойчивого интереса к новому содержанию и новым способам познания
12 Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Познавательная беседа,
практические задания,
работа в парах Тренировка умений правильно задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные:
задавать вопросы по существу, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.
Регулятивные:
оценивать адекватно себя и сверстников.
Познавательные:
видеть проблемы, ставить вопросы. Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость
учиться оценивать адекватно себя и сверстников;
13 Обучение интервьюированию.
Познавательная беседа, практические задания,
работа в группах
Подготовка интервью, развитие умений и навыков проведения интервью,проведение интервью в группах. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
адекватно воспринимать собеседника.
Познавательные:
ставить вопросы, высказывать суждения, делать выводы, аргументировать. 14 Работа с Интернет – источниками информации.
Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Правила работы в сети. Варианты поиска информации. Виды поисковых систем. Коммуникативные:
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве 15 Составление списка использованной литературы. Практическое задание Составление списка литературы по определенной теме,
Правильное оформление библиографического списка. Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
выполнять учебные действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Самооценка на основе критериев успешной деятельности 16 Наблюдение как способ выявления проблем.
Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Метод наблюдения как метод исследования, как способ выявления проблем, применение наблюдения в научных исследованиях, информация об открытиях, сделанных преимущественно наоснове наблюдений. Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Регулятивные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость 17 Эксперимент реальный и мысленный.
Познавательная беседа,
практические задания,
работа в группах Определение понятий «эксперимент», «мысленный эксперимент», «эксперимент с реальными объектами»; опыт планирования и проведения
экспериментов;анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Коммуникативные:
полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Регулятивные:
планировать работу до ее начала,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания, планирование и выполнение экспериментов на основе поставленных задач. Самооценка на основе критериев успешной деятельности
18 Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов?
Познавательная беседа,
практические задания,
работа в парах Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения из наблюдений и экспериментов, практические задания «Как делать обобщения» Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Положительное отношение к исследовательской деятельности, понимание ее необходимости
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (10 часов)
19-25 Индивидуальная работа по выполнению исследовательской работы Самостоятельный и индивидуальный характер работы, консультации Определение проблемы и выбор темы собственного исследования, сбор и анализ материалов, определение основных понятий, структурирование
материала, оформление. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию,
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности,
планировать свои действия,
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
смысловое чтение, извлечение информации, построение логической цепи рассуждений. Понимание необходимости исследовательской деятельности, преобладание познавательных мотивов и предпочтение социального способа оценки деятельности 26-28 Индивидуальная работа по выполнению эксперимента. Исследовательская лаборатория Проведение наблюдений и экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.), предположения и результаты. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные:
планировать свои действия, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
планирование и выполнение экспериментов на основе поставленных задач. Понимание необходимости исследовательской деятельности, преобладание познавательных мотивов и предпочтение социального способа оценки деятельности Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности (6 часов)
29-30 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Самостоятельный и индивидуальный характер работы, консультации Планирование собственного выступления, подготовка
текста доклада, разработка и выполнение схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
проявлять познавательную инициативу, самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения. Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей 31-32 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. Заслушивание докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах,
вопросы авторам. Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Коммуникативные:
активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения.
Регулятивные:
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные:
анализировать результаты элементарных исследований. Ответственность за общее благополучие 33-34 Защита собственных исследований. Публичное выступление Практика презентаций результатов собственных
исследований
Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения, анализировать результаты элементарных исследований. Самооценка на основе критериев успешной деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯОценивание этих видов работ школьников - сложная и совершенно новая для педагогов задача. Такое оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими поразным основаниям. Так, можно предложить оценивать проекты по следующим критериям:
• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
• степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
• практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
• количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
• степень осмысления использованной информации;
• уровень сложности и степень владения использованными методиками;
• оригинальность идеи, способа решения проблемы;
• осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
• уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
• владение рефлексией;
• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
• социальное и прикладное значение полученных результатов.
Приведенный общий список избыточный. Но крайне важно само по себе наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта(исследования).
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Пинженина С.В., Титаренко Н.Н., Корлыханова Н.Н., Шпагина О.Н. Проектные задачи и эксперименты. Тетрадь-практикум. – Екатеринбург: АНО «Центр развития молодежи», 2016 г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Савенков А.И. Стань исследователем: рабочая тетрадь для 5-7 классов. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2015.
Савенков А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М. : Первое сентября, 2010.
Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». Конкурс «Эврикум» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3609&Itemid=2310/. ru – Загл. с экрана