Рабочая программа Основы проектно-исследовательской деятельности, 5 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО:____________________ УТВЕРЖДАЮ:_____________________
Зам.директора по УР: Коноплева С.Ю. Директор школы: И.Д. Шахова
____________________________________ Приказ № 219-пр от 01.09.2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ: Основы проектно-исследовательской деятельности
Учебный год:2015 -2016 г.
Класс: 5
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Автор-составитель:
педагог-психолог
Фурина Ольга Васильевна,
высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана МАОУ «Комсомольская СОШ» в 5б классе (2015-2016 уч.год), 6б классе (2016-2017 учебный год), в 7б классе (2017-2018 уч.год), в 8б классе (2018-2019 уч.год), в 9б классе (2019-2020 уч.год). Программа рассчитана на 34 часа каждого учебного года.
Цель программы- трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
Развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа ««Основы проектно-исследовательской деятельности» является модифицированной, за ее основу взята «Программа исследовательского обучения школьников» А.И.Савенкова (доктор педагогических и психологических наук) и состоит из трех направлений:
тренинг исследовательских способностей;
самостоятельная исследовательская практика;
мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно знания, умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Пройдя первый круг в первой и второй четвертях пятого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям в следующих классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться и расширяться от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает от класса к классу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года.
Мониторинг исследовательской деятельности
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Обучающийся должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными подпрограммами. Коррективы обязательно потребуются в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому_либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устнойи письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина,следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ п/п Тема урока Виды деятельности
(элементы содержания, контроль) Планируемые результаты или характеристика деятельности Примечание
Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (18 часов)
1 Что такое исследование? Методы исследования. Познавательная беседа,
практические задания
презентация исследовательских работ учащихся
Знакомство с понятием «исследование», формирование представлений о методах исследования, развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности,
выполнять учебные действия.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания. Формирование стартовой мотивации к изучению нового 2 Что такое проект? Типы проектов. Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Знакомство с понятием «проект», формирование представлений о типах проектов, развитие умения видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания. Формирование стартовой мотивации к изучению нового,
интерес к новому содержанию и новым способам познания
3 Как выбрать тему исследования? Познавательная беседа,
практические задания,
работа в группах Классификация тем, общие направления исследований, правила выбора темы исследования, проблематика возможных исследований.
Коммуникативные:
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности,планировать свои действия.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Положительное отношение к исследовательской деятельности, понимание ее необходимости
4 Цели и задачи исследования. Познавательная беседа,
работа в группах Умение ставить цели и определять задачи исследования.
Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности, планировать свои действия.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения. Положительное отношение к исследовательской деятельности, понимание ее необходимости
5 Учимся выдвигать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез, работа в парах
Умение разрабатывать и проверять гипотезы.слова-помощники при создании гипотез, выдвижение и проверка собственных гипотез. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли,
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения. Интерес к новому содержанию и новым способам познания
6 Как планировать исследования и проекты? Познавательная беседа, практические задания,
работа в группах Необходимость плана исследования, выделение главного и второстепенного для исследования, методика
и правила выбора темы Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
планировать свои действия.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Интерес к новому содержанию и новым способам познания 7 Источники информации. Познавательная беседа, работа с источниками информации(книга, электронные пособия).
Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Коммуникативные:
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной работы,
оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Самооценка на основе критериев успешной деятельности
8-9 Знакомство с библиотекой. Работа с каталогами. Экскурсия в библиотеку. Научиться работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по нужной теме. Коммуникативные:
задавать вопросы, обращаться за помощью.
Регулятивные:
составлять план последовательности действий.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Уважительное отношение к книгам 10 Правила составления списка использованной литературы. Познавательная беседа, практическое задание Составление списка литературы из предложенных источников.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
выполнять учебные действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации. Самооценка на основе критериев успешной деятельности
11 Что такое определения? Как давать определения понятиям? Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Развитие умения давать определения понятиям. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
анализировать объекты, выделять главное, подводить под понятие. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
12 Как правильно классифицировать? Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Развитие умения классифицировать предметы по разным основаниям, находить ошибки в неправильных классификациях. Коммуникативные:
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
13 Как делать схемы? Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график,формула и т.п., виды схем, развитие умения по созданию схем объектов. Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщатьвыделять класс объектов по какому- либо признаку. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
14 Анализ и синтез. Познавательная беседа,
использование презентации,
практические задания Знакомство с понятиями анализ, синтез, развитие умения анализировать объект или явление, использование приёмов обобщения, нахождения главного.
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей). Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
15 Учимся делать умозаключения и выводы. Познавательная беседа,
практические задания,
работа в парах Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы, развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.
Регулятивные:
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Положительное отношение к исследовательской деятельности, понимание ее необходимости
16 Как задавать вопросы? Познавательная беседа,
практические задания,
работа в парах Знакомство с видами вопросов: описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный, установление соответствия вопросительных слов к видам вопросов, тренировка умений правильно задавать вопросы. Коммуникативные:
задавать вопросы по существу, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров.
Регулятивные:
выполнять учебные действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
видеть проблемы, ставить вопросы Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость 17 Наблюдение и наблюдательность. Игры на внимание, работа в парах,
работа в группах Знакомство с наблюдением как методом исследования, изучение преимуществ и недостатков наблюдения, выполнение заданий на проверку и тренировку наблюдательности, сфера применения наблюдения в научных исследованиях, информация об открытиях, сделанных преимущественно наоснове наблюдений. Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Регулятивные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания
Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость 18 Эксперимент – познание в действии. Познавательная беседа,
практические задания,
работа в парах Представление о эксперименте как способе сбора первичной информации, его отличия от наблюдения, разновидности, опытпланирования и проведения
экспериментов. Коммуникативные:
полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.Регулятивные:
планировать работу до ее начала,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
интерес к новому содержанию и новым способам познания, планирование и выполнение экспериментов на основе поставленных задач. Самооценка на основе критериев успешной деятельности
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (10 часов)
19-25 Индивидуальная работа по выполнению реферативно – исследовательской деятельности. Самостоятельный и индивидуальный характер работы, консультации Определение проблемы и выбор темы собственного исследования, сбор и анализ материалов, определение основных понятий, структурирование
материала, оформление. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию,
формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности,
планировать свои действия,
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
смысловое чтение, извлечение информации, построение логической цепи рассуждений. Понимание необходимости исследовательской деятельности, преобладание познавательных мотивов и предпочтение социального способа оценки деятельности 26-28 Индивидуальная работа по выполнению эксперимента. Исследовательская лаборатория Проведение наблюдений и экспериментовс доступными объектами (вода, бумага и др.), предположения и результаты. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию,формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
Регулятивные:
планировать свои действия, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные:
планирование и выполнение экспериментов на основе поставленных задач. Понимание необходимости исследовательской деятельности, преобладание познавательных мотивов и предпочтение социального способа оценки деятельности Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности (6 часов)
29-30 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Самостоятельный и индивидуальный характер работы, консультации Планирование собственного выступления, подготовка
текста доклада, разработка и выполнение схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы. Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные:
проявлять познавательную инициативу, самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения. Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей 31-32 Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей. Заслушивание докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах,
вопросы авторам. Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Коммуникативные:
активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения.
Регулятивные:
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные:
анализировать результаты элементарных исследований. Ответственность за общее благополучие 33-34 Защита собственных исследований. Публичное выступление Практика презентаций результатов собственных
исследований
Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения, анализировать результаты элементарных исследований. Самооценка на основе критериев успешной деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯОценивание этих видов работ школьников - сложная и совершенно новая для педагогов задача. Такое оценивание может производиться не одной оценкой, а несколькими поразным основаниям. Так, можно предложить оценивать проекты по следующим критериям:
• степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
• степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
• практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
• количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
• степень осмысления использованной информации;
• уровень сложности и степень владения использованными методиками;
• оригинальность идеи, способа решения проблемы;
• осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
• уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
• владение рефлексией;
• творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
• социальное и прикладное значение полученных результатов.
Приведенный общий список избыточный. Но крайне важно само по себе наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта(исследования).
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
Пинженина С.В., Титаренко Н.Н., Корлыханова Н.Н., Шпагина О.Н. Проектные задачи и эксперименты. Тетрадь-практикум. – Екатеринбург: АНО «Центр развития молодежи», 2016 г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А.И. Программа исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Савенков А.И. Стань исследователем: рабочая тетрадь для 5-7 классов. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2015.
Савенков А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М. : Первое сентября, 2010.
Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». Конкурс «Эврикум» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3609&Itemid=2310/. ru – Загл. с экрана