Спецкурс «Основы проектно — исследовательской деятельности 5 — 6 класс в рамках требований ФГОС».
Спецкурс «Основы проектно - исследовательской деятельности 5 - 6 класс в рамках требований ФГОС».
МБОУ «СОШ № 21» с 2013-14 учебного года в рамках реализации ФГОС с 5 класса в учебный процесс вошел спецкурс «Основы проектно - исследовательской деятельности 5 - 6 класс».
Спецкурс состоит из двух частей: включает в себя курс «Основы проектной деятельности» (5 класс), предназначенный для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (1 час в 2-е недели); спецкурс «Мой исследовательский проект» (6 класс), предназначенный для развития умений, связанных с исследовательской деятельностью в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (1 час в 2-е недели). Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.
Основная цель курса – познакомить (5 класс) и расширить знания (6 класс) обучающихся по проектной и исследовательской деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач.
Основные задачи:
Образовательные:
- рассмотреть и знать алгоритм работы над проектом, структуру проекта, виды проектов и проектных продуктов;
- знать способы формулировки проблемы, проблемных вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, формулировать гипотезы, составлять и реализовывать план проекта;
- уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- уметь выделять главное, сопоставлять факты, сравнивать информацию;
- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия;
- расширять кругозор;
- обогащать словарный запас,
- развивать умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде);
- самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания.
Воспитательные:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
Представленный курс, состоящий из двух частей, имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Обучающиеся получат, а затем расширят знания в проектно-исследовательской области.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания.
«Требования к созданию исследовательского проекта».
Обучающиеся 5 - 6 классов самостоятельно выбирают тему (проблему) исследовательского проекта. Согласно предметной области находят руководителя проекта из числа учителей - предметников, которые по итогам работы ученику выдают отзыв.
Классные руководители, реализующие данный спецкурс, курируют работу учеников и входят в состав комиссии по защите исследовательского проекта.
Обучающиеся знакомятся с документами:
1. Положение о защите проекта (Приложение 1);
2. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы (ПР. 2);
3. Оформление паспорта проекта (ПР.3);
4. Памятка по написанию письменной части проекта (ПР.4)
5. Общие требования к образовательной презентации (ПР.5);
6. Критерии оценивания проектной работы (ПР.6);
Документы для членов комиссии:
1. Требования к написанию отзыва руководителю проекта (Положение о защите проекта);
2. Общие требования по заполнению карты оценки индивидуального проекта (ПР.7).
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ:
1. Выбор темы (постановка проблемы проекта).
Например,
«О влиянии музыки на жизнь нашей семьи»
«Кино и музыка» (Зачем в кино музыка?)
«Изучение стилей и направлений молодежной музыки»
«Детские дискотеки: за и против»
«История одного инструмента»
«Хип-хоп: образ жизни или дань моде?»
2. Постановка цели, задач;
При постановке проблемы и определения; цели необходима помощь учителя. Следует помочь исполнителю задумываемого проекта ответить на вопрос: «Зачем я собираюсь выполнять этот проект?» Отвечая на него, школьник определяет цель проектной работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?». Ответив на него, ученик поймет задачи предстоящей работы.
3. Сбор информации; определение основной идеи выступления;
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации; продукт проекта;
ученик должен ясно понимать чего он добьется в итоге, т. е. представлять себе ожидаемый результат.
7. Подготовка письменного отчета;
В нее входя написание - введение (цель, задачи);
- основная часть (содержание проекта);
- заключение (вывод, чего добился);
- источники, литература.
8. Защита проекта (в определенный день при комиссии, по желанию могут присутствовать родители, ученики).
15