Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Зима- волшебница с использованием ИКТ
МКДОУ Петропавловский детский сад
Петропавловского муниципального района Воронежской области
Конспект открытого интегрированного занятия
с использованием ИКТ на тему:
«Зима – волшебница»
в подготовительной группе
Воспитатель: Чумачёва
Валентина Михайловна
2015 год
Цель: Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности, создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети: - Ручка, блокнот, микрофон.
Воспитатель: - Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы.
Дети: - Журналисту.
Воспитатель: - Где работают журналисты?
Дети: - На телевидение, на радио, в редакциях газет и журналов.
Воспитатель: - Какие должны быть журналисты?
Дети: - Умные, смелые, правдивые, честные, грамотные, отважные.
Воспитатель: - Я предлагаю вам сегодня стать журналистами и создать свой журнал.
Темой нашего журнала будет ответ на загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.
Дети: - Зима.
Воспитатель: - А что за тройка, в этой загадке?
Дети: - Зимние месяцы. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: - А какой сейчас месяц?
Дети: - Январь.
Воспитатель: - Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы зимой воспевают художники красками, поэты стихами, композиторы музыкой, где хотят показать волшебное превращение зимы в тихую красавицу, шаловливую озорницу, вьюжную проказницу, чудную чародейку.
1-слайд: Зимняя картинка
Воспитатель: - Перед вами сказочная зимняя красота. Придумайте, как мы назовём наш журнал?
Дети: - «Зимнее чудо», «Зимнее волшебство», «Зимняя сказка», «Зима-волшебница».
Воспитатель: - Наверное, больше всего подойдёт к этой красоте – «Зима-волшебница».
2-ой слайд.
Воспитатель: -И так наш журнал называется – «Зима-волшебница».
3-й слайд.
Воспитатель: - А вот и первая страничка нашего журнала. Посмотрите, какая она весёлая, как забавно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть. На этой странице – игралочке мы поместим загадки, пословицы, поговорки о зиме. Какие вы знаете пословицы и поговорки?
Дети: - «Мороз не велик, а стоять не велит», «Много снега – много хлеба», «Береги нос в большой мороз», «Зимой пошел бы по грибы, да снега глубоки», «Зима лодыря морозит», «Зима холодная, жди лето теплое».
Дидактическая игра – «Доскажи – словечко».
Воспитатель: - С неба падают пушинки, серебристые…….(снежинки).
На поляну, на лужок, тихо падает………….(снежок).
Словно в белый пуховик, нарядился………….(снеговик).
Вот веселье для ребят, всё сильнее………….(снегопад).
Все бегут вперегонки, и хотят играть в …………(снежки).
Словно в сказке как во сне земля всю украсил……….(снег).
Какие слова вы отгадали в этом стих – загадке?
Дети: Снежинки, снежок, снеговик, снегопад, снежки, снег.
Воспитатель: Как можно назвать все эти слова, какие они?
Дети: Родственные. Общая часть этих слов – снег.
Воспитатель: Ой, посмотрите, одна снежинка прилетела к нам поиграть. Будем передавать её по кругу, и называть какая бывает зима.
Дети: Морозная, холодная, белая, пушистая, вьюжная, сказочная, скользкая, чудная, волшебная, хрустальная.
Воспитатель: А давайте узнаем, сколько слогов в слове – зима, а теперь в слове – снежинка. Какое слово длиннее?
Дети: Два, три. Слово снежинка – длиннее.
Воспитатель: А теперь давайте присядем на стулья и перейдём к следующей странице нашего журнала – она поэтическая.
4-й слайд. Портреты Пушкина и Есенина.
Воспитатель: Вы узнали, чьи это портреты?
Дети: Портреты поэтов Пушкина А. С. и Есенина С. А.
Воспитатель: Мы с вами учили отрывки из стихотворений о зиме этих авторов. Кто хочет рассказать (дети читают стихи).
5-й слайд картина – «Зима»
6-й слайд «Белая берёза»
Воспитатель: Зима русских поэтов это – волшебница, красавица, матушка – зима. А какую зимнюю картину в стихах увидели вы ребята?
Дети: Пушкин в своих стихах превосходно описал красоту зимы, и передал нам свой восторг. Есенин нашел очень красивые слова, чтобы рассказать о берёзе. Белая, красивая, стройная, снежная, серебристая, нарядная. Она как красивая девушка, которая повязала нарядную шаль с бахромой и вышла погулять.
Воспитатель: Но не только поэты воспевали красоту русской зимы.
7-ой слайд – Чайковский П. И.
Воспитатель: Это портрет русского великого композитора, который написал цикл пьес о временах года, в том числе и о зиме. Кто может назвать имя этого великого композитора?
Дети: П. И. Чайковский.
Воспитатель: Я предлагаю вам прослушать фрагмент пьесы Чайковского «Зима». Попробуйте почувствовать настроение зимы в этой музыке (дети слушают запись пьесы «Зима»)
Воспитатель: Ребята, почувствовали настроение? Какое оно?
Дети: Музыка на ласковый, не громкий голос, который о чём-то рассказывает. А может просто мечтает, или смотрит, как за окном мягко падают снежинки, стелясь на землю пушистым ковром – мягко, нежно. Слушая эту музыку настроение таинственное, ведь у музыки свои краски, они не красные, не голубые – они особенные.
8-ой слайд – портрет Шишкина И.И.
Воспитатель:- Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И. И. Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с покладистой бородой, чем-то напоминая могучее дерево.
9-й слайд: Перед вами картина Шишкина – «Зима»
Воспитатель:- Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину. И почувствовать всю красоту зимней природы.
- Давайте вдохнём воздуха. Какой он?
Дети: - Морозный, свежий, прозрачный, лёгкий.
Воспитатель: - Давайте прислушаемся – в лесу – тихо, можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите?
Дети: - Скрип снега, шепот ветра, потрескивание на морозе веток, перелёт птицы с ветки на ветку.
Воспитатель: - Мне кажется в такой тишине даже слышно, как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться, летать под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб (дети танцуют).Ну а теперь кто сможет составить рассказ по картине?
Дети: - Ребята посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Всё в этом зимнем царстве покрыто снегом, и сосны – великаны, и маленькие елочки. Ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая снежная сказка. Прилетела ворона, но даже её карканье не разбудит спящий зимний лес. Зима волшебница – она очаровывает природу, одевает невиданными нарядами.
Воспитатель: - Картина, на которой изображена природа во всей своей красоте, называется – пейзаж. Ребята, давайте, и мы возьмём кисти и нарисуем лес. Рисовать будем не красками, не карандашами, а клеем и манкой. Ведь недаром в народе говорят «манная с небес сыпется», а на снег - «крупа». Каждый рисует одно дерево, а когда рисунки будут готовы, у нас получится большой зимний лес. Техника рисования манкой всем знакома.
Пальчиковая игра.
Снег пушистый лег на ветки,
И гулять бегут все детки.
Лепят бабу под окном,
Дружно катим снежный ком.
Лыжи, санки и коньки,
Мчатся наперегонки.
Звучит музыка, дети рисуют.
Воспитатель: - Пусть рисунки наши немного высохнут, а мы нарисуем зиму ещё песней.
Дети поют песню «Зима – волшебница» (идут слады о зиме).
Воспитатель: - Пока мы пели фотокореспондент перенёс наши рисунки на страницы нашего журнала.
10-й слайд: Рисунки.
Воспитатель: - Ну что ж, журнал наш готов. Вы славно потрудились, я думаю, наш журнал очень понравится читателям. А я вам дарю блокнотики, где вы сможете делать какие – то заметки, ведь многие из вас уже умеют писать. И ещё когда вечером, пойдёте домой, посмотрите на природу, на русскую зиму, глазами Пушкина, Есенина, Чайковского и Шишкина.