Конспект занятия на тему: Песок, глина, камень. Свойства
Конспект занятия на тему «Песок, глина, камень. Свойства».
Подготовила Архипова В.В. воспитатель высшей кв. категории
Цели:
Образовательные.
развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.
научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.
развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.
2. Развивающие.
развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.
учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.
3. Воспитательные.
формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.
воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.
4. Коррекционные.
продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными в роде числе и падеже.
закреплять навыки практического употребления притяжательных прилагательных.
закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей.
развивать логическое мышление
учить устанавливать причинно-следственную связь
развивать общую и мелкую моторику рук
развивать внимание, усидчивость, память
работа над дыхательной гимнастикой
отработка речевого выдоха
Словарная работа:
прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее
существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло, «песочные часы»
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке после дождя за свойствами песка, глины, камня.
рассматривание народных глиняных игрушек - филимоновских, дымковских. Иллюстрации с изображением кирпичных и каменных строений.
знакомство детей с «песочными часами».
Пособие и материал:
-песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, доски для лепки, поднос для коллективной работы, фартучки, «песочные часы» (5 мин), комочки влажной глины.
НОД.
Вступительная часть.
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?
Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами
Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.
Вы видите перед собой природный материал. Какой?
Посмотрите и назовите.
Дети. Глину, песок, камни.
2. Основная часть.
Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камешки. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?
Дети. Песок сухой, его можно сыпать.
Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?
Дети. Много мелких крошек, песчинок
Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?
Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.
Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами
В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?
Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.
Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?
Дети. Камешки.
Воспитатель. Почему?
Дети. Камни тяжелее, чем песок.
Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.
Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?
Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.
Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной, Он достаточно сложный. Потому что нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить,что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно, а это пока для вас сложно. (Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.)
Дети. В банке, где песок.
Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?
Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.
Воспитатель. М убедились, что песок пропускает воду,а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить.
А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?
Дети. Тяжелый, твердый, прочный.
Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?
Дети. Она рассыпался.
Воспиталь. А нажмите на обычны камень. Что с ним произошло?
Дети. Ничего.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что камень прочный, твердый.
Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?
Дети. Геологи.
Воспитатель. А кто такие геологи?
Дети. Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.
Физкультминутка.
Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.)
Воспитатель. Ребята, вы что - то нашли?
Дети. Да, глину.
Воспитатель. Глина - это что?
Дети. Полезное ископаемое.
Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?
Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.
Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают в строительстве.
Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают урашения. Ребята, скоро мы будем отмечать праздник весны, праздник наших мам, бабушек и сестер. Как он называется?
Дети. 8 Марта
Воспитатель. Давайте из глины сделаем для наших мам крашение - медальон. А в этом нам поможет вот такой прибор. Это песочные часы. У них нет стрелок, нет циферблата, но все равно это часы. Как определить отрезок времени по этим часам?
(Песок пересыпается из диной емкости в другую за определенное время) Вот эти часы и рассчитаны на 5 минут, т.е. песок пересыпается ровно 5 мин, это как раз то время которое потребуется для изготовления заготовки нашего медальона. А для этого нужно скатать шарик, прижать ладошками, палочкой, отступя от края, сделать отверстие для ленточки (выполнение работы с детьми).
когда они высохнут, вы их красиво раскрасите гуашью.
И мамы будут очень довольны таким необычным подарком.
А как называется посуда, изготовленная из глины?
Дети. Керамическая.
Воспитатель. Правильно. И медальоны у нас будут называться керамические.
3. Итог занятия.
Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? (ответы детей)
Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)
Ну а теперь, пришло время попрощаться с гостями.
Подготовила Архипова В.В.
15