Программа по лепке Волшебный пластилин


Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»
Рассмотрено и рекомендовано Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
к реализации МС, протокол № ____ __________________ директор МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ
от «_____» ____________ 20 ____ г зам. директора по УВР имени Г.И.Замаратского»
руководитель МС _______________ ФИО ____________ Е. С. Калениченко ФИО приказ № ____ от «____» _____ 20___
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«Волшебный пластилин».
Школы раннего развития «Аистенок»
на 2016 – 2017 учебный год
Возраст обучающихся - 4-6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Программу разработала
Романова О.А.
Педагог дополнительного
образования
МКУ ДО «ЦРТДиЮ
имени Г.И.Замаратского»

г. Железногорск - Илимский
2016 год
Пояснительная записка
-Направленность-Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности.
-Актуальность программы.
Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, мелкая моторика рук, стабилизируется нервная система. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
-Отличительные особенности программы
Программа основывается на дидактических принципах:
1.Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
3.Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
4. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
5.Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.
Программа «Волшебный пластилин» соответствует принципу развивающего обучения и разработана на основе:
Опыта работы Шкицкой И.О. по теме «Аппликации из пластилина»
Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки»
Изобразительной методики О.Ю.Тихомировой, Г.А.Лебедевой «Пластилиновая картина»
Авторской программы Огурешниковой А. Ю. «Пластилиновое чудо»
Образовательная деятельность адаптирована к спецификам и особенностям преподавания в нашем МКУ ДО «ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского».
Программа составлена в соответствии с нормами, установленными законодательной базой (нормативно-правовая база, на основе которой была разработана программа, приведена в «Положении о дополнительной общеобразовательной программе Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского»») и на основе имеющихся знаний, умений и навыков педагогов Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества имени Г.И.Замаратского», их личностного опыта работы с учащимися по освоению дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности.
Программа «Волшебный пластилин» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».
Специфической чертой лепки является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
-Адресат-Программа рассчитана на обучающихся от 4 до 6 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности.
-Объем и срок освоения- 
Год обучения Продолжительность занятия Количество часов в неделю Количество учебных недель Количество часов в год
1 30мин 1 30 30
Всего часов по программе: 30
- Форма обучения - очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).
- Особенности организации образовательного процесса
Прием на обучение проводится на основании заявления родителей (законных представителей ребенка).
Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки.
-Режим занятий-
Сроки обучения: с 15сентября по 15мая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30минут.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. 
Задачи:
Личностные:
В ценностно-эстетической сфере- формировать устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному
В познавательной сфере – развить познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию, пространственное представление и цветовое восприятие.
В трудовой сфере - воспитывать аккуратность в работе с пластилином, трудолюбие и старание, бережное отношение к продукту труда, развивать мелкую моторику кистей рук.
Метапредметные:
Сформировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников. Формировать навыки сотрудничества.
Сформировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные:
В познавательной сфере- сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
В ценностно-эстетической сфере – сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к продукту творчества.
В коммуникативной сфере – развить способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, формировать навыки сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Цель занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. Диагностика. «Превращение пластилинового шарика» Определение умения самостоятельно использовать в работе основные способы лепки, знакомство с техникой безопасности 10мин 20мин 1
2 Пластилинография «Солнышко» Учить налепливать по контуру, размазывать по всей форме 10мин 20мин 1
3 Сюжетная лепка «Подарки осени» Познакомить с приёмом сплющивания, раскатывания, лепке предмета из нескольких частей 10мин 20мин 1
4 Пластилинография «Кисть рябины» Учить налепливать по контуру, размазывать по всей форме 10мин 20мин 1
5 Лепка предметная «Ёжик» Учить приёму вытягивания и использованию различных материалов 10мин 20мин 1
6 Предметная лепка «Смешарики»
Формировать умение лепить шар, дополнять его элементами 10мин 20мин 1
7 Пластилинография «Декоративный цветочек» Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме 10мин 20мин 1
8 Пластилинография «Рыбка» Учить приёму налепливания маленькими частями 10мин 20мин 1
9 Сюжетная лепка «Лебёдушка» Формировать умения лепить скульптурным способом 10мин 20мин 1
10 Сюжетная лепка «Кошечка» Учить приемам создания овальной формы 10мин 20мин 1
11 Предметная лепка «Мышка-норушка» Закрепить приемы создания овальной формы 10мин 20мин 1
12 Лепка декоративная «Снежинка» Учить раскатывать жгутик, формировать узор 10мин 20мин 1
13 Предметная лепка «Снегурочка» Формировать прием лепки из нескольких частей 10мин 20мин 1
14 Декоративная лепка«Новогодний шар» Закрепить приём налепливания маленькими частями 10мин 20мин 1
15 Пластилинография «Снегирь» Закрепить приём налепливания маленькими частями 10мин 20мин 1
16 Сюжетная лепка «Зайчик» Формировать прием лепки из нескольких частей с использованием различных материалов 10мин 20мин 1
17 Рельеф «Петушок» Закрепить приём налепливания маленькими частями 10мин 20мин 1
18 Предметная лепка «Щенок» Учить лепить скульптурным способом 10мин 20мин 1
19 Сюжетная лепка «Чайный сервиз» Познакомить с новым элементом лепки – отгибания края; закреплять умения скатывать шар, вдавливать,  скатывать жгутик и примазывать. 10мин 20мин 1
20 Рельеф «Самолет» Закрепить приём налепливания маленькими частями по контуру 10мин 20мин 1
21 Предметная лепка «Игрушечный мишка» Формировать умение лепить из нескольких частей 10мин 20мин 1
22 Пластилинография «Подарок маме» Закрепить приём налепливания маленькими частями по контуру 10мин 20мин 1
23 Предметная лепка «Черепаха» Формировать умение лепить из нескольких частей 10мин 20мин 1
24 Рельеф «Мухомор» Учить налепливать по контуру, размазывать по всей форме 10мин 20мин 1
25 Сюжетная лепка «Космонавт» Учить лепить скульптурным способом с использованием различных материалов 10мин 20мин 1
26 Пластилинография «Ракета» Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме 10мин 20мин 1
27 Рельеф «Совушка» Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме 10мин 20мин 1
28 Предметная лепка «Божья коровка» Закрепить умение лепить из нескольких частей 10мин 20мин 1
29 Предметная лепка «Стрекоза» Закрепить умение лепить из нескольких частей 10мин 20мин 1
30 Итоговое занятие. Диагностика. Что мы умеем лепить. Определение уровня развития умений 10мин 20мин 1
Итого 5 25 30
Планируемые результаты.
-требования к знаниям и умениям
У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
Уверенно делят пластилин на части  соответственно  замыслу.
Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.
Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
Лепят предметы, передавая их  характерные особенности.
Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.
Радуются полученному результату
-Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы у детей в результате обучения:
- Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере- сформированный устойчивый интерес к художественной лепке, эстетический вкус, любовь к прекрасному.
В познавательной сфере – развита познавательная активность, творческое  мышление, воображение, фантазию, пространственное представление и цветовое восприятие.
В трудовой сфере - привита аккуратность в работе с пластилином, трудолюбие и старание, бережное отношение к продукту труда, развита мелкая моторика кистей рук.
Метапредметные результаты:
Сформирована способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одногруппников, навыки сотрудничества.
Сформирована мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Предметные результаты:
В познавательной сфере- сформированы практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
В ценностно-эстетической сфере – сформировано умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к продукту творчества.
В коммуникативной сфере – развита способность высказывать суждения о художественных особенностях своей поделки, умение обсуждать коллективные результаты, сформированы навыки сотрудничества.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения Продолжительность занятия Количество занятий в неделю Количество учебных недель Количество часов в год
1 30мин 1 30 30
Всего часов по программе: 30
Условия реализации программы
-Материально-техническое обеспечение
Помещение для занятий лепкой оснащено удобной мебелью (столы и стулья), соответствующей росту детей. В кабинете имеется магнитная доска, шкаф для хранения, шкафы-кубы для выставки работ.
- Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы.
- Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, образование высшее, I кв. категория.
Формы аттестации
- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, тестирование.
- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Как итог работы в конце изучения каждой темы дети привлекаются к оформлению  композиций, игровых модулей, т.к . видят применение своего труда в реальной жизни, а значит понимают важность и необходимость сделать свои работы более красивыми. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, участие в творческих мероприятиях).
Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности каждого ребенка, педагог проводит коллективные творческие задания, коллективные выставки.
Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Диагностика развития умений обучающихся

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно разминает пластилин, выполняет большинство базовых фигур самостоятельно или с небольшой помощью педагога.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные фигуры, составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью к педагогу.
Методические материалы
-Особенности организации образовательного процесса – очный.
-Методы обучения:
Объяснительно-иллюстрированный метод
рассматривание и обсуждение,
использование сюрпризных моментов,
использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности
Репродуктивный метод 
экспериментирование с изобразительными материалами;
создание и решение проблемных ситуаций;
игровые приемы;
показ технических приемов;
-Методы воспитания:
пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение, мотивация, стимулирование;
-Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая
-Формы организации учебного занятия-беседа, практическое занятие, выставка.
Педагогические технологии:
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Применение данной технологии, помогает ребенку в расширении кругозора, развитии познавательной деятельности, в формировании и развитии общеучебных определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Обучение в сотрудничестве
(командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.
Алгоритм учебного занятия
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность, обращение к жизненному опыту детей, к их зрительной памяти. Например, попросить вспомнить красивые большие мячи для игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм (голова – круглая, значит надо слепить шар и т. д.)
3. Поэтапная лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за педагогом.
4.  Самостоятельная лепка по образцу или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью. Педагог может дать рекомендации относительно цвета, размеров деталей и т.д.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагог знакомит детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов, керамистов.
Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждое новая работа базируется на уже изученном и выполняется известными ребенку приемами, но при этом дополнена новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Работы, которые создает ребенок, близки и понятны ему. Это предметы, которые он хорошо знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства.      Лепка основывается на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем этапам:
первый – исходные формы;
второй – доработка исходных форм;
третий – сложные изделия.
Первый этап – это выполнение работ самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута.  Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.
Второй этап – выполнение более сложных работ, когда исходные формы дорабатываются, усложняются
Третий этап– выполнение сложных работ.
 Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

-Дидактические материалы – различные схемы поэтапной лепки, рисунки, фотографии, мягкие игрушки и др.
Список литературы
 Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил.- ( Город мастеров)
 «Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.
3. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей  2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
Интернет – ресурсы
Необходимость использования Интернет-ресурсов при составлении списка литературы для организации образовательного процесса обусловлена невозможностью использования только имеющейся у педагога литературы по ряду причин, главная из которых отсутствие литературы современного года издания предусмотренного требованиями.
1. Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru/catalog.asp
2. Дополнительное образование
http://dopedu.ru/
Информационный портал системы дополнительного образования детей содержит материалы по следующим разделам: нормативно-правовое обеспечение, методическая мастерская, образовательные программы, профессиональные объединения.
3. Внешкольник. РФ
http://dop-obrazovanie.com/
Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании. Представлена законодательная база, публикации материалов по Дополнительному образованию, новейшие методики и разработки, каталог учреждений дополнительного образования и многое другое.
4. Социальная сеть работников образования
http://nsportal.ru/
Здесь педагоги могут создавать свои мини-сайты, вести блоги и сообщества, обмениваться опытом, найти различные материалы: сценарии мероприятий, презентации, сборники.

Приложение №1
Лепка изделия по нотации.
  1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер - образца можно увеличить против размеров  работ, исполняемых детьми, чтобы  хорошо были видны действия педагога.
4. Контроль исполняемого детьми  действия.
5. Если действие оказалось сложным для большинства детей, следует вновь , кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Убедившись, что большинство детей справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить работу, на которой впервые встретилось это действие, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Приложение №2
Задания для работы с пластилином.
Можно:
закрашивать шаблон пластилином,
делать пластилиновую картину,
процарапывать палочкой, зубочисткой или спичкой слой пластилина,
лепить объемную картину - барельеф,
картины с рамкой из колбасок,
картины из колбасок,
обмазывание пластилином,
закрашивать пластилином шаблоны,
сочетать пластилин с бисером и фольгой,
сделать коллективную работу.
Приложение №3
Пальчиковая гимнастика:
-Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с  большого),
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки),
Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем  (пальцы загибают, начиная с большого),
Маме мы букет отнесем(«шагают» по столу средним и указательным пальцами»).
Физкультминутка «Воробьишко»
Воробьишка чик-чирик (Прыжки на двух ногах, руками вверх-вниз)
На тропинку с ветки прыг.
Крошки вдоволь поклевал (наклоны вперед-вниз, руки назад)
Потянулся! Ох, устал! (потянуться, руки вверх)
Динамическая пауза «Самолет»Полетели, полетели, (стойка ноги врозь)Вперед руками завертели. (вращение руками перед грудью)Руки в стороны – в полет Отправляем самолет, (развести горизонтально руки в стороны)Правое крыло вперед, (поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)Левое крыло вперед. (поворот туловища влево с заведением левой руки вперед)Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет. Замечательный пилот В путь отправил самолет(произвольный бег с расставленными в стороны руками)
Приложение №4